Наталья Чурина
НОД по развитию речи «Чтение и обыгрывание стихотворения К. И. Чуковского «Закаляка» для среднего дошкольного возраста
Программное содержание: Познакомить со стихотворением К. И. Чуковского «Закаляка»; вызвать желание выучить его наизусть. Учить обыгрывать стихотворение с помощью выразительных жестов, движений, интонаций. Воспитывать интерес к исполнительской деятельности, развивать творческие способности.
Материал: Портрет К. И. Чуковского, рисунки к стихотворению
«Закаляка», рисунки к сказке «Доктор Айболит».
Публикация «НОД по развитию речи „Чтение и обыгрывание стихотворения К, И, Чуковского „Закаляка“ для среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель вместе с детьми входит в группу, где на столе лежат картины к сказке «Доктор Айболит» К. И. Чуковского и спрашивает у ребят, что это за картины, вместе рассматривают и узнают героев.
Воспитатель. Мы с вами выучили наизусть много стихотворений, знаем, кто их написал. Один из поэтов сказочников, который писал для детей – это Корней Иванович Чуковский (показывает портрет). Вы хорошо знаете его стихи, сказки. Давайте вспомним их. Неожиданно из папки выпадают детские рисунки. Воспитатель удивлённо спрашивает у ребят, не их ли это рисунки. Рассматривают их. Интересуется, хотят ли ребята узнать, чьи это рисунки и кто на них изображён?
У Корнея Ивановича была дочка, Мария. Дома называли её Мура. Она очень любила рисовать. Однажды…
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
«Это елочка мохнатая.
Это козочка рогатая.
Это дядя с бородой.
Это домик с трубой».
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»
«Это Бяка – Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала».
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»
«Я её боюсь!»
Скажите, почему Мура бросила тетрадь? (Показ рисунков). Правильно, испугалась
Бяку – Закаляку. А понравилось ли вам стихотворение? Чем? Да, стихотворение «Закаляка» весёлое, смешное и Бяка – Закаляка совсем не страшная. Скажите, а Мурочка трусишка? Или притворяется, что боится нарисованной Бяки – Закаляки? А может папу, хочет напугать? Разучим это стихотворение наизусть. Читать стихотворение буду я, одновременно показывая, какие действия там происходят. Ваша задача – повторять вместе со мной, кто запомнил, слова и движения.
Дали Мурочке тетрадь. (Плавно раскрываем ладони, будто открывает тетрадь).
Стала Мура рисовать. (Несколько волнообразных движений, имитирующих процесс рисования).
«Это ёлочка мохнатая. (Двумя руками одновременно «рисуют» ветви ели от ствола книзу.)
Это козочка рогатая. (Указательные пальцы приставляют к голове).
Это дядя с бородой. (Рукой очерчивают контур длинной окладистой бороды.)
Это домик с трубой». (В воздухе рисуют контур домика и спиралеобразный дым).
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное? (Преувеличенно испуганно.)
С десятью ногами (пошевеливая пальцами, опускает руки,
С десятью рогами?» (Растопыренные пальцы приставляются к голове).
«Это Бяка – Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала». (Полушепотом, прижимая указательный палец к губам).
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?». (Пожимая плечами, удивлённо разводя руки в разные стороны).
«Я её боюсь!». (Шепотом или громко, но одновременно испуганно и задорно.)
Физ. минутка.
Потянитесь вверх повыше –
Вы достать хотите крышу.
(Потягивание – руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай.
(Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем
(Потягивания – руки в стороны.)
И на место снова сядем.
(Дети садятся.)
Воспитатель. А сейчас мы поиграем в Бяку – Закаляку. Я, Бяка – Закаляка, сяду на стульчик и как бы засну. Вы должны подойти ко мне и выразить удивление.
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»
«Это Бяка – Закаляка
Кусачая…»
Тут Бяка – Закаляка проснётся и бросится вас ловить. А вы разбегайтесь!
Кого Бяка поймает, того унесёт в свой дом. Но прежде повторим слова «Ну, а это что такое…»
По желанию детей отрывок разыгрывается несколько раз.
В часы свободной деятельности детям можно предложить ещё один вариант обыгрывания стихотворения. Девочка – она исполняет роль Мурочки – сидит за столом, мальчик – исполнитель роли папы – стоит рядом и, показывая на девочку, начинает читать текст. Соответственно содержанию герои ведут диалог, «оформляя» текст и интонацией, и действиями.