Жданова Яна
НОД по развитию речи «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по развитию речи.
Тема: Рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
подготовительная группа
Цель: уточнить знания детей о временах года (весне, прилетающих птицах.
Задачи: художественно-эстетическое развитие эстетического отношения к рассматриваемой картине, умение увидеть природу глазами художника.
Публикация «НОД по развитию речи „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные: умение подмечать изменения в природе, обогащать словарь, умение пользоваться распространёнными предложениями, последовательно отмечать картины по плану.
Воспитательные: воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам.
Методы и приё мы: словесные (беседа, рассказ).
Наглядные: репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», рассматривание альбома «Птицы», прослушивание записей «Голоса природы», «Звуки окружающего мира».
Практические: моделирование из бумаги (оригами) «Грачи».
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, зрительная гимнастика.
Материал и оборудование к ННОД: репродукция картины А. Н. Саврасова «Грачи прилетели», альбом с изображением птиц, бумага для моделирования оригами).
Предварительная работа с детьми:
1. Беседы на тему: «Пришла весна».
2. Рассматривание картин, иллюстраций на весеннюю тему.
3. Загадывание загадок, прослушивание записей: «Голоса природы» «Звуки окружающего мира».
Предварительная и последующая работа с родителями: Папки – передвижки, беседы с родителями,развивающие игры для родителей и детей, памятки для родителей по развитию речи, совместная работа с семьей, создание предметной развивающей среды.
Ход занятия:
Пришло письмо в группу. В нё м объявление темы: «Сегодня мы будем рассматривать пейзажную картину «Грачи прилетели», которую написал около 150 лет назад русский художник А. К. Саврасов.
Пейзаж – это картина изображающая природу. Про художников говорят «написал картину». А не нарисовал.
Выставляется картина, дети её рассматривают.
Воспитатель: Какое время года изображено на картине (Весна).
Воспитатель: Это начало, середина или конец весны? (Начало).
Воспитатель: Какой снег мы видим на переднем плане, слева? (потемневший, рыхлый, мокрый).
Воспитатель: Что мы видим справа? (Снег растаял, деревья стоят в холодной воде).
Воспитатель: Что вы можете сказать о берёзках? (Тонкие, пока стоят голые).
Воспитатель: Какие птицы облюбовали берёзы? (Грачи).
Здесь мы даём детям прослушать фонограмму «Птичьи голоса».
Воспитатель: Ребята, а что делают Грачи? (Обустраивают, ремонтируют старые гнёзда, вьют новые, галдят, суетятся, кричат, торопятся, волнуются).
Воспитатель: Какие строения видны на среднем плане? (Колокольня, крыши, забор).
Воспитатель: А что находится за забором (Проталины).
Воспитатель: Скажите, а какое небо на заднем плане? (Серое, хмурое, послушное, но сквозь облака проглядывает голубое весеннее небо).
Воспитатель: Скажите, какие краски преобладают в картине? Какие чувства (эмоции) вызывает у вас эта картина: грусть, тоску, печать. Почему? (Радость от того что пришла весна, прошли холода, морозы, что грачи прилетели).
Физкульминутка:
Весной долгожданное тепло к нам пришло. (Встают дети на носочки,
потянутся к солнышку).
От ветра качаются деревья. (Руки вытянуты, раскачиваются).
На деревьях гнёзда. (Сложить ладошки).
В гнёздах птенцы. (Соединить большие пальцы поочередно с
остальными – клювики птенцов).
Ребята, скажите про несколько,
например: дерево – деревья,
гнездо-гнёзда, облако - облака,
сук-сучья,
перо-перья,
крыло-крылья).
А теперь скажите иначе:
Снег ста темнее – потемнел;
Строят гнёзда – вьют гнёзда;
Пробуждается как можно сказать иначе – просыпается, строения – постройки.
Воспитатель: Ребята, объясните мне, пожалуйста, значение следующие слов: облюбовали (понравилось, обустраивают (наводя порядок, преобладает (больше всего).
Воспитатель: Ребята, раз художник изобразил грачей с помощью красок и кисти, то я вам предлагаю сделать «Грачей» из бумаги методом «оригами».
Воспитатель: И так мы начинаем!
1. Квадратный лист бумаги, складываем по диагонали. Кладём треугольник вершиной вверх, сгибом вниз.
С 1-ой стороны отгибаем часть треугольника.
2. 2- с каждой стороны сгибаем будущие носики.
3. Поделку пополам.
4. Чтобы сгибать клювик, мы свободный угол вдавливаем внутрь, немного вытягиваем. Всё, грач готов!
Итог занятия: Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали. Какую картину мы рассматривали? Кто её написал? О чём это картина? Главные герои этой картины? Скажите, вам понравилась картина, какие эмоции она у вас вызвала? Спасибо вам большое! Молодцы!