Альбина Мардеева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8»
НОД по развитию речи
«Ох и Ах собираются в школу»
Губаха 2016 г.
«Ох и Ах собираются в школу»
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные: упражнять в умение подбирать к словам синонимы и антонимы.
Строить сложноподчиненные предложения.
Упражнять в звуковом анализе слов угол, паук.
Развивать фонематический слух через умение подбирать слова на заданный звук.
Составлять описательный рассказ о предмете по схеме.
Воспитательные: развивать умение договариваться, соблюдать уважительное отношение к сверстникам.
Развивающие : развивать слуховое внимание, память, мышление.
Материал:
Демонстрационный: Мультимедийная презентация с изображением героев мультфильма «Ох и Ах», комнаты с паутиной в углах. Школьный портфель (ранец). Авторучка, краски, карандаш, пенал, тетрадь, альбом, азбука. Игрушки: пирамида, кукла, машинка. Схема составления описательного рассказа. Цветные мелки в коробке.
Раздаточный: Карточки со схемой слова «паук», «угол» фишки (красные, синие, зеленые).
Словарная работа: посуды, мебели, бытовой техники.
- новые слова: слова-антонимы (аккуратный-неряшливый, улыбается-сердится)
-закрепить: умение продолжать предложение по смыслу.
- активизировать: названия школьных принадлежностей (пластилин, альбом, книга т. д)
Звучит веселая музыка. Дети встают вкруг.
Воспитатель: (находится у доски, на которой выставлена картина с изображением героев мультфильма «Ох и Ах»). Ребята, кого вы видите на картинке? (герои из мультфильма Ах и Ох) :
Жили-были Ох и Ах
Друг от друга в двух шагах.
Ах – шутник и хохотун,
Ох – отчаянный ворчун!
Ох и Ах совершенно разные. Как и вам, Оху и Аху в этом году исполнилось семь лет, и они осенью пойдут в школу. Ах в бодром настроении, он с радостью готовится к школе. Ох тяжело вздыхает и охает, он ничего не хочет делать. Они просят подготовить их к школе. Нужна ваша помощь. Вы готовы? Тогда вперед. Мы сейчас объединимся в две группы, группа Ах (синие кружки) и группа Ох (красные кружки.) Сейчас мы поиграем в игру, в которой научим находить слова противоположные по смыслу.
Игра «Скажи наоборот»
Я буду сначала говорить группе Ах, а потом группе Ох.
1веселый,. (грустный).
2Громко, (тихо).
3Темный, (светлый).
4Пожилой, (молодой).
5Бабушка, (дедушка).
6Вверх, (вниз).
7Вправо, (влево).
8Длинный, (короткий).
А теперь отвечает группа Ох :
1Сильный, (слабый).
2Быстро, (медленно).
3улыбается, … (сердится).
4аккуратный, (неряшливый).
5трудолюбивый, … (ленивый).
6Добрый, (злой).
7Здоровый, … (больной).
8День, (ночь).
Игра «Подбери синонимы».
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в другую игру «Подбери синонимы». Ах любит веселых. Группа «Синих» : Поможем Аху подобрать к слову веселый другие слова, но обозначающие тоже самое (довольный, радостный, улыбчивый, задорный, жизнерадостный.)
Воспитатель: Ох любит грустных. Группа «Красных». Поможем и ему подобрать к слову грустный другие слова, но обозначают тоже самое (печальный, унылый, хмурый, скучный, тоскливый.)
Воспитатель: Молодцы!
- Проходите к столам, садитесь. (Обращает внимание детей на картинку с изображением комнаты с паутиной в углах.)
- ребята чья комната здесь изображена – Ох или Ах? (Ох)
Воспитатель: Верно. Вы знаете, что Ох не любит убираться в своей комнате. Но он почти первоклассник и должен понимать, почему надо держать свой дом в чистоте и порядке. Давайте объясним это Оху.
Через игру «Продолжи предложение».
Воспитатель: Группа «Синих» продолжит предложение со словом «если».
1 «Если разбрасывать свои вещи, то их придется долго искать».
2 «Если дома не мыть пол, то будет грязно».
3 «Если не убирать вещи на место, то их можно потерять».
4 «Если не мыть посуду, то она будет грязной и заведутся микробы».
5 «Если не убирать острые предметы, то можно пораниться».
Воспитатель: Группа «Красных» сейчас продолжит предложения, со словом «зачем».
1 «Зачем надо все острые предметы убирать на место, чтобы не поранится».
2 «Зачем надо вытирать пыль и мыть пол, чтобы в доме было чисто».
3 «Зачем вещи надо класть на место, чтобы вещи не терять».
4 «Зачем надо мыть посуду, чтобы посуда была чистой».
5 «Зачем вещи надо класть место, чтобы вещи не искать».
Воспитатель: Думаю, Ох понял, что надо быть аккуратным. А мы поиграем с паучком, который поселился в углу комнаты Оха.
Дети встают и вместе с воспитателем читают четверостишие.
Игра «Запрещенное слово».
Маленький паучок
Сплел в углу гамачок
Маленький паучок
Лег в углу на бочок.
Воспитатель: Еще раз прочитаем четверостишие, но слово «паучок» произносить не будем, а заменим его на прыжок. Внимание: запрещено слово «паучок».
Игра проводится несколько раз. При каждом последующем чтении четверостишия задание (запрещенные) слова заменяются движением: «в углу» - хлопком, «маленький» - щелчком пальцев, «на бочок» - притопом.
А давайте мы построим свой дом около дома Ах и Ох, и надо его заполнить:
1 мебелью со звуком т-д;
2 посудой со звуком с;
3 бытовой техникой со звуком л-ль.
- Воспитатель: У нас в домике будет всегда порядок? А то, если не убираться в доме, то могут завестись паучки.
Зрительная гимнастика. (думаю, не стоит проводить)
Воспитатель: Давайте представим, что паучок у нас на потолке. Посмотрите на вверх. (смотрят на вверх.) Ветерок в окошко подул, и паучок закачался на своей паутине вправо-влево. (движения глазами вправо-влево.) А теперь он закружился в воздухе. (выполняют круговые движения глазами.) И медленно приземлился на ваши столы. (смотрят вниз.)
Воспитатель: Ах и Ох хотят, чтобы вы научили слышать звуки в слове. Давайте научим, например, на слове «Паук» и «Угол».
Звуковой анализ слова.
- Воспитатель: Группа «Ах» будет выполнять звуковой анализ слова «Паук».
Группа «Ох» будет выполнять звуковой анализ слова «Угол».
У каждой группы на столе лежит карточка со схемой слова.
Дети выполняют звуковой анализ слова «паук», «угол» за столами.
Воспитатель: Произнеси слово (паук.) Назови первый звук в слове. (П.) Какой это звук? (согласный, твердый.) Назови второй звук в слове. (А.) Какой это звук? (гласный.) Назови третий звук в слове. (У.) Какой это звук? (гласный.) Назови последний звук в слове. (К.) Какой это звук? (согласный, твердый.) Сколько согласных звуков в слове «паук»? (два.) Сколько гласных звуков? (два.) Сколько слогов в этом слове? (два.) Какой звук ударный? (второй.) Обозначим его черной фишкой.
Воспитатель: Произнеси слово (угол). Назови первый звук в слове. (У.) Какой это звук? (гласный.) Назови второй звук в слове. (Г.) Какой это звук? (согласный, твердый.) Назови третий звук в слове. (О.) Какой это звук? (гласный.) Назови последний звук в слове. (Л.) Какой это звук? (согласный, твердый.) Сколько согласных звуков в слове «Угол»? (два.) Сколько гласных звуков? (два.) Сколько слогов в этом слове? (один.) Какой звук ударный? (второй.)
Воспитатель: Вот мы помогли разобрать слова Ах и Ох. Они теперь знают, как надо это делать. А мы сейчас немного разомнемся:
Разминка.
Дети выходят из-за столов и встают в круг.
Воспитатель: Давайте споем песенку про паучка.
Пау-паучина паутинку свил.
(имитируют вязание на спицах.)
Вдруг закапал дождик – паутину смыл.
(поднимают и опускают руки.)
Вот и солнце вышло, стало припекать!
(хлопают в ладоши и прыгают на месте.)
Пау – паучина трудится опять.
(имитируют вязание на спицах.)
Воспитатель: (обращает внимание детей на школьный портфель, которые стоят в углу комнаты). Что это такое? (Подходит к портфелям, заглядывает в них, достает авторучку, карандаши, фломастеры, пенал, тетрадь, азбуку, пирамидку, куклу, машинку.)
Ах и Ох собрали портфели, чтобы идти с ними в школу. Только они не уверены, все ли эти предметы нужно брать с собой. Давайте подскажем им.
Игра «Описание предмета с помощью схемы».
- Воспитатель: Мы будем рассказывать только о школьных принадлежностях. Составить рассказ поможет схема. (Обращает внимание на схему на мультимедио для составления описательного рассказа.) Будьте внимательны!
Группа «Ах» и «Ох» составляют с помощью схемы описательные рассказы о школьных принадлежностях. Например: «Это тетрадь. У нее обложка зеленого цвета. Это тетрадь в клетку. В ней можно писать». Затем складывают описанные предметы в портфель.
-Воспитатель: Как вы думаете группы «Ах» и «Ох» справились с заданиями? Давайте скажем весело и задорно, как это бы сделал Ах: «Мы – молодцы!» А почему мы-молодцы? Чем мы занимались? Все ли у нас получилось? Что мы делали? Чем помогли Ах и Ох?
-Воспитатель: Теперь Ах и Ох будут точно знать, что им понадобится на уроках в школе. (Достает из портфеля коробку с мелками.) А это подарок от Ах и Ох, они благодарят вас за помощь.