Елена Райкина
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Нетрадиционные символы моей малой Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Закреплять знания о государственных символах Саратовской области — гербе, флаге, о нетрадиционных символах родного края : природном символе, занесенным в Красную Книгу Саратовской области — птице дрофе, местом обитания, внешнем виде, повадках; Саратовском мосте, самом длинным в Европе; углубить представления о символе Саратовского края чудо - хлебе калаче; расширять представления о музыкальном инструменте - гармошке, учить отличать звучание и внешний вид традиционной гармошки и Саратовской.
Публикация «НОД по познавательному развитию в старшей группе „Нетрадиционные символы моей малой Родины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к государственным и народным символам.
Способствовать развитию творческого мышления, памяти, внимания, фантазии в ходе игр и заданий;
Материалы и оборудование: макеты моста, калача. дрофы, памятника Саратовской гармошке, «Журавлей»; видео иллюстрации: проспект имени С. М. Кирова, хлебокомбинат имени И. К. Стружкина, дрофа в степи, мост Саратов-Энгельс; музыкальное сопровождение: Н. Шуть «Мы идем», Саратовская гармонь «Танец маленьких утят», песня Л. Зыкиной «Течет река Волга».
Предварительная работа: рассматривание открыток и иллюстраций с достопримечательностями родного края, беседы: «Мой город родной», «О государственных и народных символах Саратовской области», прослушивание пения дрофы; дидактические игры «Угадай, где я был?», «Сравни птиц», «Скажи, какая?», «Где находится памятник?»,«Малая Родина»,«Сложи герб, флаг Саратова», рассматривание и беседа о саратовской гармонике, чтение «Саратовские сказки» В. Шатько, с/р игры «Строим мост», «Пекарня», рисование: «Достопримечательности Саратова», «Саратовский мост»; рисование птиц по образцу, по трафарету, лепка: панно из пластилина «Герб Саратова», «Саратовский калач»; аппликация: «Герб Саратова», «Улицы города», «Саратовская гармошка»;конструирование «Мост».
Воспитатель. (На полу лужа.) -Что это? -А откуда она взялась? (рядом с лужей стоит заплаканный гном). -Это ты наплакал так много?
Гном. - Да, это я! А-а-а! (плачет)
Воспитатель. -Но что у тебя случилось?
Гном. Мои братья-гномы пригласили меня к себе в гости, в город, где они живут, но я забыл его название! Они написали,что у них красивый большой город, где есть много разных интересных достопримечательностей, памятников, птиц и даже огромный мост через. как ее там. а! Опять забыл! (плачет). Теперь я ничего этого не увижу! Вот только эта открытка и осталась. А-а-а!
Воспитатель. -Ну не стоит так расстраиваться. Мы поможем твоей беде, правда, ребята?
Дети. -Да!
Воспитатель. - Ребята, давайте посмотрим открытку гнома и скажем, что же это за город на ней (показывает на экране телевизора).
Дети. Саратов!
Гном. -Точно, вспомнил. Это Саратов!
Воспитатель. - А как вы догадались, что именно Саратов на открытке?
Дети. На открытке изображены мост, цирк им. братьев Никитиных, театр оперы и балета,, памятник гармошке, «Журавли». Все эти достопримечательности находятся в Саратове! Кроме того, на открытке имеется герб Саратова — три стерляди.
Воспитатель. Да, ребята,такие достопримечательности есть только в Саратове. Это визитная карточка города. У каждого города, помимо официальных, флага, гимна и герба, есть еще свои, всеми любимые, народные символы, которые олицетворяют тот или иной город. У каждого они разные. Так, например, в Твери — это козел, а в Тамбове — волк, символом Пензы является ласточка и т. д. У Саратова тоже есть неофициальные символы.
Воспитатель. Гномик, а хочешь с нами отправиться на экскурсию и посмотреть город поближе?
Гном. - Конечно же хочу!
Воспитатель. -Тогда в путь! (звучит отрывок из песни Н. Шуть «Мы идем», дети шагают возле стульчиков)
Воспитатель. - Вот и наша первая остановка. Узнали где мы? (предположения детей). Правильно, это проспект им. Кирова. (фотография на экране телевизора). Какой символ мы видим здесь?
Дети. Памятник Саратовской гармошке.
Воспитатель. 12 сентября 2009 года в Саратове на проспекте Кирова был открыт новый памятник - «Саратовской гармонике».
Это – бронзовая фигура веселого гармониста, играющего на знаменитом саратовском инструменте. Автор памятника - местный скульптор Владимир Пальмин.
Воспитатель. А кто знает чем отличается обычная гармошка от саратовской?
Дети. У саратовской гармошки есть колокольчики!
Воспитатель. Верно. У нас в группе тоже есть есть мини-копия этого памятника (показывает).
Воспитатель. Что вы знаете о герое памятника?
Юля. - Главный герой - разудалый гармонист в фуражке и косоворотке. В определенные часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города — гармошке.
Согласно легенде, немецкие переселенцы приносили свои инструменты нашим мастерам для ремонта. А те, ради забавы, решили переделать их во что-то необычное, добавив колокольчики.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам послушать как звучит саратовская гармошка и заодно потанцевать. «Танец маленьких утят».
(аудиозапись). Встаем в круг и повторяем за мной.
Воспитатель. - Продолжаем нашу прогулку (звучит отрывок из песни Н. Шуть «Мы идем», дети шагают возле стульчиков)
Воспитатель. - Вторая остановка. Саратовский хлебокомбинат имени И. К. Стружкина. (фотография на экране телевизора). Почему здесь? Что необычного в этом хлебокомбинате?
Дети. Именно на этом хлебокомбинате выпекается знаменитый саратовский калач!
Воспитатель. Миша, расскажи нам поподробнее.
Миша. - Саратовский калач по праву считается символом Саратовского края и выпекается он только на Саратовском хлебокомбинате имени И. К. Стружкина. Сегодня это единственное место в стране, где можно купить и отведать этот чудо-хлеб. Данный комбинат выпускает калач двух размеров: большой калач - 1,5 кг и малый калач – 500 гр. Известны только три его разновидности: муромский, московский и более поздний — саратовский. Нет лучшего лакомства, чем саратовский калач — пышный, белоснежный под золотистой запеченной корочкой.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, и у нас в группе есть свой калач! (макет калача).
Воспитатель. Саратовский калач считался самым вкусным хлебом в России. Продавали его на ярмарках и торгах, где всегда продавцы расхваливали свой товар.
Д/и «Похвали калач» (Дети берут в руки калач и расхваливают его перед «покупателями»)
Воспитатель. Пора отправляться дальше. (звучит отрывок из песни Н. Шуть «Мы идем», дети шагают возле стульчиков). Куда мы попали в этот раз? Дети, что это? (фотография на экране телевизора).
Дети. Саратовский мост через Волгу! Что мы знаем о нем?
Саша. -Саратовский автомобильный мост соединяет два города – Энгельс и Саратов. Саратовский мост стал самым длинным в Европе на момент его открытия. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Саратова.
Воспитатель. Макет Саратовского моста есть у нас в группе!
Рассмотрите его. Что на нем есть? (Машины, дорога, фонари, перила.).
Воспитатель. Ребята, скажите, а на какой реке построен этот мост?
Дети. На Волге!
Воспитатель. Эта река самая известная, самая большая река в нашей стране. Про нее сложено много стихов и песен. Давайте послушаем (звучит песня Л. Зыкиной «Течет река Волга»).
Воспитатель. Идем дальше! (звучит отрывок из песни Н. Шуть «Мы идем», дети шагают возле стульчиков).
Воспитатель. На этот раз мы оказались с вами не на улицах города, а за его пределами. Мы- в степи. Ведь именно в степях Саратовского края обитает огромная птица. Кто это?
Дети. Это дрофа!
Воспитатель. Варя, что ты знаешь о дрофе?
Варя. - Дрофа — очень крупная птица с крепким телом, длинной шеей и мощными ногами. Ходит неторопливо. Живет в степях. Часто селится на пастбищах, пашнях и других используемых человеком землях. Дрофа питается растительной и животной пищей — травами, зеленой частью растений, которые выращивает человек, насекомыми, иногда ящерицами и грызунами, похожими на мышей. Живёт птица приблизительно 20 лет. Дрофа молчаливая и осторожная птица. Дрофа занесена в Красную Книгу, т. к ее численность невелика.
Воспитатель. Вот она какая дрофа! (рассматривание макета птицы).
Ребята у нашей дрофы острый клюв, а если сказать ласково? (острый клювик).
Д/и «Скажи ласково».
Острый клюв - остренький клювик
Быстрые ноги- быстренькие ножки
Длинная шея – длинненькая шейка
Пестрые перья — пестренькие перышки
Серая шея – серенькая шейка
Рыжий хвост – рыженький хвостик
Пышный хвост - пышненький хвостик.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Хорошо мы с вами погуляли. Где мы с вами побывали и что видели? (ответы детей). Думаю, что нашему гостю прогулка тоже понравилась?
Гном. Конечно! Я узнал так много нового и интересного, спасибо вам!
Воспитатель. Наша экскурсия подошла к концу, но в нашем городе Саратове есть еще много интересных и запоминающихся мест и мы обязательно с ними познакомимся.