Ирина Кисельникова
НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе. «Необитаемый остров»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование творческого воображения и оригинального мышления.
Образовательные задачи.
Продолжать расширять у детей представления об окружающем мире.
Закреплять умение анализировать и синтезировать понятие или объект.
Побуждать детей искать способы решения проблемных ситуаций.
Развивающие задачи.
Развивать внимание, ассоциативное и логическое мышление.
Развивать умение находить компромисс.
Продолжать развивать умение устанавливать взаимосвязи между объектами.
Стимулировать познавательные способности.
Воспитательные задачи.
Публикация «НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе, „Необитаемый остров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Продолжать развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, выслушивать мнение собеседника.
Способствовать возникновению чувства симпатии к сверстникам.
Формировать и поддерживать познавательный интерес к окружающему миру.
Предварительная работа.
Чтение познавательной литературы: «Детская энциклопедия», «Моря и океаны», «Тайны земли», «Изобретения».
Дидактические игры: «Хорошо- плохо» (умение замечать противоречия в окружающем, «Разноцветный мир» (придумывание аналогий по цвету, «Подарки» (придумывание аналогий по качеству предметов, «Кто о чем думает?» (формирование эмпатии).
Беседы: «Культура общения», «Изменим мир к лучшему».
Оборудование.
Предметы: зерна, расческа, книга, бинокль, аптечка, мыло, карандаш, спички, чашка, песок, зонт, большой платок, веревка, бутыль с водой, календарь, клубок шерстяных ниток.
Картинки: нож, топор, ружье.
Бумажные фигурки ящериц (с одной стороны белые, с другой разноцветные).
Песочные часы, картинки с изображением частей предметов, письмо в конверте, интерактивная доска.
В центре группы ковер, огороженный большими мягкими модулями.
Активизация восприятия с помощью ИКТ.
Дети в свободной деятельности в среде группы.
Включается аудиозапись с тихим шумом ветра и морского прибоя.
В:-Ребята, вы слышите звуки? Что это?
Д:- Это шумит море.
-Шумит ветер, плещутся волны.
В:-Вы правы. А хотите увидеть море?
На интерактивной доске демонстрируются слайды с изображением моря в разное время суток.
В:-В ночь любую,
В день любой
Море занято собой:
По утрам оно одето
В платье розового цвета,
Днем одето в голубое,
С белой ленточкой прибоя.
А сиреневое платье
Надевает на закате.
По ночам
На черной глади-
Мягкий бархатный наряд,
А на бархатном наряде
Драгоценности горят.
В:-Каким вы увидели море?
Д:-Ласковым, тихим, спокойным, волшебным…
В:-Ребята, если вокруг шумит море, а мы с вами оказались на небольшом участке земли, как называется это место?
Д:-Остров, мы на острове.
В:-А когда человек попадает в незнакомое, чужое место, как вы думаете, какие чувства он испытывает?
Д:- Опасение, боязнь, страх…
В:-Давайте избавимся от этих неприятных чувств и подбодрим друг друга.
Дети проходят на ковер и садятся полукругом.
Установление позитивного тактильного контакта.
Под тихую, спокойную музыку, дети передают друг другу клубок и называют положительные качества своих товарищей.
В: -Вот так, теперь нам никто не страшен и мы можем смело исследовать остров!
Дети переходят в противоположную часть «острова» и находят сундук.
В:- Вот и первый сюрприз. Как тут оказался сундук? Давайте посмотрим, что в нем и подумаем все ли вещи нам нужны, чтобы выжить на необитаемом острове.
Коммуникативные навыки.
Поиск ресурсов предметов, решение проблемных ситуаций.
Каждый ребенок выбирает предмет, обдумывает свой выбор и рассказывает, выдвигая доказательство.
-«Зерна мне нужны для того, чтобы их посадить, вырастить, собрать урожай и печь лепешки».
-«Если очень голоден, можно их растолочь, залить водой и съесть»
-«Топор нужен для того, чтобы рубить дрова. Можно делать зарубки на дереве и отмечать дни».
- «Карандаш можно воткнуть в песок и сделать солнечные часы».
- «Из большого платка можно сделать гамак или навес от солнца» и т. д.
В: -А если бы в сундуке не оказалось зонта, из чего его можно было сделать?
-А если бы не оказалось ружья? (чашки, полотенца, карандаша, спичек)
Д: -«Прикрыть голову большими листьями»…
-«Можно охотиться с топором или сделать копье»…
В процессе рассуждений, дети ищут аналогичные ресурсы в разных предметах.
В:-На нашем острове такая чудесная погода, я предлагаю вам отдохнуть.
Снятие психомышечного напряжения.
Релаксационная пауза.
Аудиозапись пьесы Франсиса Гойя. На интерактивной доске изображение морского пейзажа.
В:-Полежали на теплом песочке,
потянулись на солнышке,
спрятались в тень,
плывем в прозрачной морской воде (- Что вы видите на морском дне,
ветерок качает пальмы.
Активизация ассоциативного мышления.
Дети переходят на другую часть «острова».
В:- -Отдохнули? Давайте продолжим наше путешествие.
-Оказывается, здесь живут хамелеоны! Вы знаете кто это?
Д: -Ящерица, которая меняет свою окраску.
(Изображения хамелеонов лежат белой стороной вверх, рядом стоят песочные часы)
В:-Какие они бледные. Надо всех хамелеонов разукрасить словами и успеть пока сыплется песок в часах.
Каждый ребенок берет фигурку, переворачивает ее цветной стороной вверх.
Д: -Этот зеленый потому, что сидел на дереве.
-Этот желтый потому, что сидел на осенних листьях.
-Этот черно-белый потому, что сидел на шахматной доске.
-Этот серый потому, что сидел на асфальте.
-Это телесного цвета потому, что сидел на руке…
В: - Давайте придумаем название этой части острова, где живут хамелеоны.
Д:-Остров веселых (разноцветных, волшебных, чудесных, ярких) хамелеонов.
Д:-Остров хамелеонов- клоунов.
«Неожиданно» волны выбрасывают на берег письмо и яркую коробочку.
Содержание письма: «Дорогие путешественники! Вы наверно не догадываетесь, кто завлек вас на необитаемый остров? А это сделал я – царь морей Нептун. Если хотите получить от меня подарок, вы должны выполнить еще одно мое задание».
Анализ и синтез объект
ов. [/b]
Из конверта достаются картинки к игре «Часть- целое».
В:-Дерево может быть частью чего?
Д:- Частью леса, рощи, мебели, книги…
-Капля- часть дождя, росы, тумана, реки, моря…
-Огонь-часть костра, спички, лампочки…
-Дом- часть деревни, города, стройки…
В: -Вот и решили мы все задачи. Какой же сюрприз нам приготовил царь морей Нептун?
Из коробочки каждый ребенок получает морскую ракушку.
А необитаемому острову скажем: «Спасибо и до новых встреч».