Татьяна Корнеева
НОД по познавательному развитию «О тех, кто умеет летать» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : уточнить и расширить представление детей о птицах; учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; закрепить умение соблюдать правила безопасности при общении с животными; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
Материалы к занятию : иллюстрации с изображением птиц, бабочки, самолета, машины, парохода.
Ход занятия :
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Публикация «НОД по познавательному развитию „О тех, кто умеет летать“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
– ДОБРОЕ УТРО!
Игра «Летает-не летает»
- Сегодня я приготовила для игры вот эти карточки (самолеты, машины, пароходы). Подойдите к столу, возьмите по одной карточке. Рассмотрите внимательно. Справой стороны от меня встанут те, кто считает, что то, что изображено на их карточке, летает. А слева – те, кто считает, что то, что изображено на их карточке, не летает.
Дети выполняют задание. Вместе проверяют, если есть ошибки – исправляют.
Затем воспитатель к карточкам самолетов раздает карточки с птицами. И спрашивает: «Кто летает?». У детей возникает затруднение, так как только что они уже выбирали «что летает». Получается, что к этим карточкам добавили еще, и теперь «летает» все изображенное на всех карточках. Воспитатель помогает наводящими вопросами, помогая отделить самолеты от птиц.
- Как вы думаете, почему я вас прошу показать все, что летает? Кто летает? О ком мы будем говорить сегодня? (О птицах.)
-Вы вместе со своими родителями делали кормушки для птиц, которые мы развесили на нашем участке и на территории детского сада. Какие птицы прилетают на наши кормушки? (Воробьи, синички)
Послушайте загадку:
Особа всем известная,
Она крикунья местная.
Увидит тучку темную-
Взлетит на ель зеленую.
И смотрит, словно с трона.
Кто она? (Ворона).
Ворону все знают. Она и в городе живет, и в деревне. Ворона все ест. И разные кусочки во дворе соберет, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится.
-Ворона – она какая? (Большая, важная, умная, серьезная.) Покажите руками размер вороны, как она ходит.
Послушайте следующую загадку:
Чик-чирик! Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей.)
-А воробей какой? (Маленький, быстрый.) Покажите размер воробья, как он двигается.
-Воробьи летают стайкой или по одному?
Вместе легче заметить опасность, быстрее найдешь корм.
Следующая загадка:
Птичка—невеличка,
Воробью сестричка:
Спиною серовата,
Животиком желтовата. (Синичка)
Синичка прилетает к нам зимой. Назвали ее так за песенку «си-си-си». А синий цвет тут ни при чем. Правда, у некоторых синиц действительно много синих и голубых перышек. Но не у всех. А вот звук «синь-синь» или «си-си-си» почти от каждой синички можно услышать.
Следующая загадка:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять. (Снегирь)
Красавец снегирь прилетает перед первым снегом. И народ заметил: снегири прилетели, значит, завтра-послезавтра пойдет снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовется снегирем. Свист снегирей похож на звук флейты, такой же нежный и грустный.
-Все птицы разные: большие и маленькие; у каждой своя окраска; и издают они разные звуки; кто-то ходит, кто-то прыгает. Но чем-то все птицы похожи. Чем же?
-Сколько у всех птиц ног?
-Чем покрыты все птицы?
-Как едят все птицы? (Клюют, у всех есть клюв.)
-Что еще есть у всех птиц? (Крылья.)
-Покажите, как птицы летают.
-У кого еще есть крылья? (У бабочки.)
Воспитатель показывает изображение бабочки.
-Похожа ли бабочка, например, на воробья? Почему нет? (У нее нет клюва, перьев, у нее не две ноги.)
Обратить внимание детей на фланелеграф, на котором расположена картинка и задать детям вопрос:
-Сколько птичек спряталось под скамейкой? (Две.)
-Сколько птиц спряталось под скамейкой, если каждая птица стоит на одной ноге, а вторую ногу поджала? (Четыре.)
-Представьте, что вы все-птицы.
Каждый ребенок берет изображение какой-либо птицы: воробья, снегиря, синицы и др. Воспитатель читает стихотворение, и те дети, в руках у которых изображение птицы, про которую в данный момент идет речь, «прилетают» на «кормушку».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Работа с пособием
Задание «Покажи с помощью карандаша, где живут эти птицы».
-Покажи с помощью карандаша, где живут эти птицы.
Если дети затрудняются самостоятельно выполнить задание, то сначала просим назвать птицу и спрашиваем, видели ли мы ее в городе, а затем-кого можно увидеть в лесу.
-Как называются детки у птиц? (Птенчики.)
Улетела птица- мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки-птицы
Мамины гостинцы.
Воспитатель предлагает детям изобразить птенцов в гнезде.
Для этого все пальцы правой руки надо обхватить левой ладонью. Получается гнездо. Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.
-Большинство птиц выводит птенцов летом. Как вы думаете почему? (Тепло и много корма).
Задание «Обведи те рисунки, на которых дети помогают птицам».
Рассматривая рисунки, желательно комментировать, что делают дети на картинках (вешают кормушку-это помощь; насыпают семена-конечно, помощь и т. п.)
-Обведите те рисунки, на которых дети помогают птицам.
Подведение итога занятия
-Посмотрите, какие птицы разные. Почему же их всех назвали одним словом «птицы»?
-Чем птицы отличаются от зверей? Дети называют части тела птицы.