Анна Сизова
Конспект НОД «Умеет ли время летать?» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 8. Умеет ли время летать?
Составитель:Сизова Анна Дмитриевна
Цель:Формировать представления о времени. Познакомить с понятиями «прошлое», «настоящее» и «будущее». Закрепить знания детей о видах часов и способах определения времени. Расширять словарный запас детей.
Задачи.
Обучающие:
- закрепить знания детей об истории возникновения часов ;
-познакомить с различными видами часов;
-учить воспитанников называть разные «кусочки времени» (временные эталоны)
Публикация «Конспект НОД „Умеет ли время летать?“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
- формировать навыки совместной деятельности.
Развивающие:
- развивать память, воображение, наблюдательность, способность замечать особенности предметов, творческие способности, логическое и ассоциативное мышление;
- расширять словарный запас и кругозор детей: циферблат, куранты, башенные часы;
-упражнять в определении времени по часам с точностью до часа;
-научить распознавать минутную и часовую стрелку;
-развивать навыки коммуникации.
Воспитывающие:
-воспитывать умение договариваться;
- воспитывать экологическую культуру;
- самостоятельность, любознательность.
Погодные условия: ясный тёплый день.
Материалы и оборудование: Презентация, альбомные листы, цветная бумага,
видеоролик, фонарик, шаблон круглой формы, палочка, песочные часы, разрезные картинки, механические часы, поделка «часы», краски, пластилин, карточки с числами от 1 до 12.
Ход занятия
Педагог :
Ребята, сейчас я загадаю вам загадку. А вы, постарайтесь её отгадать. Слушайте внимательно.
На руке и на стене
И на башне в вышине,
Ходят, ходят ровным ходом.
От восхода до захода.
(Часы)
Педагог :
Ход занятия.
1. Организационно-мотивационный этап.
Педагог :
Дружно за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.
Ты мой друг и я твой друг.
Дружат все друзья вокруг
2. Основной этап.
Педагог :
Ребятки,а кто сможет отгадать загадки?
Оно весь век бежит вперед
И никогда не устает.
Дети: (время)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
- Что это?
Дети : часы
Педагог :
И тоже правильно. Тогда давайте мы с вами подумаем, о чем же мы будем сегодня говорить?
Дети: отвечают
Педагог :
Сегодня мы с вами узнаем, зачем людям нужны часы, для чего их придумали?
Педагог :
Как вы думаете (ответы детей)
Педагог :
Кто из вас может мне сказать, что такое часы? (ответы детей)
Педагог :
-Верно, часы- это прибор для измерения времени.
Педагог :
- А для чего нужно измерять время?
Дети:
Что бы вовремя ложиться спать, вовремя вставать, вовремя кушать, вовремя приходить на работу, в детский сад; узнать, когда приходит Новый год и др.
Педагог :
А что такое время? Как вы думаете, когда появилось время? (ответы детей)
Педагог :
- Время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперед. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя» .Что вы слышите в этом слове? Можете его повторить? (дети повторяют).
Педагог :
- В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть».Согласны?
Дети:
Да.
Педагог :
А что это значит? (ответы детей)
Педагог :
Правильно, значит, что Время вертится, движется.
Педагог :
- Как вы думаете, время возвращается (ответы детей)
Педагог :
-Разобраться в этом вопросе нам поможет стихотворение.
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди.
Педагог :
-Ребята, время не возвращается, а идет только вперед.
Педагог :
- Когда жили наши предки? (ответы детей)
- А мы с вами где находимся? (ответы детей)
- А завтра где будем? (ответы детей)
Педагог :
-Ребята, как вы думаете, а можно ли измерить время (ответы детей)
-Чем (ответы детей)
Педагог :
- Ребята, правильно, люди всегда хотели измерять время. Сегодня, все знают, что время показывает прибор, который называется часы.
Педагог :
- Давайте их рассмотрим. (Показывает циферблат со стрелками)
Что мы видим: круг, а по кругу расположены разные числа и по кругу бегают 2 или три стрелки.
Педагог :
Как называется этот круг? (ответы детей)
Педагог :
-Циферблат.
Педагог :
-Как вы думаете, всегда ли часы были такими (ответы детей)
Педагог :
-Конечно, не всегда. Сейчас я расскажу вам, как появились часы.
Педагог :
-Самые первые часы у человека бегали по двору и назывались? петух
-Первыми часами, которые придумали люди две-три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю, на которую светит солнце, и которая отбрасывает тень. Если тень от палки короткая, значит солнце в самом верху, и день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит сейчас утро или вечер.
( Педагог : демонстрирует квадратик картона с воткнутым в средине карандашом. Роль солнца исполняет фонарик)
Педагог :
-Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?
Педагог :
- Люди придумали водяные часы (клипсидры, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. С тех пор появилась поговорка о времени : «Сколько воды утекло!»
Педагог :
-Хотите, я покажу водяные часы?
( Педагог : демонстрирует изготовленные заранее водяные часы из пластиковой бутылки)
Педагог :
- «Течет время» и в песочных часах. Вернее не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 ,5 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается.
Педагог :
- Это было удобно?
- А где ими удобно пользоваться? Такими часами измеряют не время суток, а отрезки времени. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках, научные работники в лабораториях. По этим часам больные получают лечебные процедуры.
(дети рассматривают песочные часы)
Педагог :
-Вот и мы сейчас воспользуемся песочными часами. Пока песок пересыпается, проведем
физкультминутку:
Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)
Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево -вправо.)
А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Педагог :
-А теперь соберем картинку, и узнаем, какие часы дальше изобрел человек.
Игра «Собери картинку» (работа в подгруппах)
- Какие часы вы собрали на картинке? (показывают часы).
Педагог :
- Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов. Потому что каждую свечу делили на 24 части. Выходит. Время не только течет, но еще и сгорает.
(Можно зажечь свечку с нанесенными насечками и показать, как тает время)
Педагог :
-Поиграем в игру-передаем мяч и называем отрезки времени.
Педагог :
- Какое время года сейчас? (ответы детей)
- Какой месяц сейчас? (ответы детей)
- Сколько месяцев в году? (12).
- Назовите по порядку. (ответы детей)
- Назовите весенние месяцы. (ответы детей)
- А сколько дней в неделе? (семь).
- Какой день сегодня?
- Назовите по порядку дни недели.
- Какие части суток вы знаете? Упражнение с картинками «Когда это бывает?»
(день-ночь, утро-вечер, утро-день, вечер-ночь)
- Назовите по порядку части суток. (ответы детей)
Педагог :
-Молодцы!
Педагог :
- Сейчас люди очень редко пользуются водяными, песочными, огненными часами. В настоящее время используются часы - циферблатные механические, потому что они удобнее. Какие вы знаете формы механических часов (ответы детей)
Педагог :
-Какие виды часов бывают? (настенные, напольные, настольные, наручные, часы-медальоны, карманные и др.)
Педагог :
- А вот послушайте стихотворение о часах (читает стихи)
ВРЕМЯ
Время идет,
Как поезд идет.
Время летит,
Как самолет.
Чтобы от времени
Не отставать,
Людям приходится
Рано вставать.
Но для того, кто в постели лежит
Под одеялом и тянется,
Время - оно совсем не бежит,
А тянется, тянется, тянется…
Педагог :
Ребята, кто знает, когда время летит?. (ответы детей)
А когда тянется?. (ответы детей)
Педагог :
-Правильно. Давно-давно люди заметили, что время, занятое делом, проходит быстро, а у бездельника день тянется очень долго. В народе сложили много сказок, пословиц, поговорок о том, что надо беречь время. Давайте вспомним некоторые поговорки.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Делу время – потехе час.
Поздно поднялся – день потерял.
Педагог :
- Ребята, давайте сделаем каждый свои часы
Вместе делаем часы, беседуем.
3. Оценочно-рефлексивный этап.
Педагог:
- Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Что нового вы узнали о часах и о времени? Хотели бы вы научиться точно определять время? А на память о нашем занятии вы получаете игру «Учимся определять время». Звучит музыка, детям раздают подарки.
- До свидания!
4. Список информационных источников.
1. Майорова Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
2.https://azbuka-uma.by/kakie_chasi_pravilnie
3.https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-chasi-i-vremya-1246141.html
4.https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/11/konspekt-nod-po-poznavatelnomu-razvitiyu-kak-my