татьяна сухарева
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе ДОУ «Воздух и его свойства»
Выполнила воспитатель МБДОУ детский сад №4 г. Вяземского: Сухарева Татьяна Сергеевна
Цель: Формирование представлений о воздухе, его свойствах и значении.
Задачи:
• Продолжать формировать у детей познавательный интерес к воздуху, его свойствам и значении.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе ДОУ „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
• Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, занимает место, не имеет запаха, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.
• Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
• Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность.
Оборудование: Стакан, салфетки, тазик с водой, воздушный шар, целлофановый пакет, веера.
Ход:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый но все же
Без него мы жить не можем
Дети: Воздух
Воспитатель: Молодцы! Правильно!
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
(Воздух)
Воздух везде и всюду. Трудно представить нашу жизнь без воздуха. Воздух — важная часть атмосферы и он укутывает своим невидимым покрывалом всю нашу планету!
Свойства воздуха уникальные : у него нет вкуса и цвета, к нему просто невозможно прикоснуться и затруднительно увидеть. Однако, воздух есть всюду!
Ребята, давайте проверим на себе, можно ли нам жить без воздуха. Для этого нужно зажать нос пальцами….
Что происходит?
Дети: Без воздуха очень плохо. Мы не можем жить без воздуха…
У воздуха нет запаха, но зато он может переносить с собой другие ароматы. Именно поэтому вы чувствуете запах костра и дыма, аромат лимона или духов, запах еды и кофе.
Воспитатель: Как мы используем свойства воздуха в нашей жизни?
Дети: ….
Воспитатель: При помощи воздуха мы сушим выстиранное белье, мелим муку на ветряных мельницах, управляем парусными кораблями, производим электричество, летаем по небу на воздушном шаре, плаваем на надувных лодках и надеваем защитные жилеты, чтобы не утонуть и везде использованы свойства вездесущего воздуха.
А еще воздух — великий шалун! Он любит с нами играть и люди тоже придумали игрушки, которые радуют детвору при взаимодействии с воздухом. Это мыльные пузыри, воздушный змей, надувные шарики и вертушки.
Ребята, я принесла вам шарик.
-Как вы думаете, что у него внутри?
-Правильно, воздух, поэтому он и называется воздушный шарик.
-Мой шарик умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает.
-Как вы думаете, почему он так летает? (он легкий). Значит и воздух, который находится внутри шарика тоже легкий.
-Давайте вместе произнесем : воздух легкий.
Воспитатель:
-А сейчас я развяжу шарик и выпущу воздух. Что вы почувствовали?
(ветерок, а ветерок это тоже воздух, который движется.
-А что вы услышали? Как воздух выходит из шарика? Давайте вместе произнесем: ш-ш-ш-ш.
-А вы его увидели?
-Значит, получается, что воздух невидимый или прозрачный, раз его не видно.
-Давайте вместе скажем: воздух прозрачный.
-Ребята, а хотите поиграть с воздухом : ощутить его, поймать, почувствовать?
-Тогда, приготовьтесь. Мы сегодня отправимся в нашу секретную лабораторию и будем учеными. Кто такие ученые? (ответы детей) Мы будем проводить эксперименты и опыты с воздухом.
Вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: Слушать внимательно, не кричать, вести себя спокойно.
Опыт 1.
«Как увидеть воздух»
Воспитатель:
- Дети, что в стакане? (пустой)
-Давайте положим туда салфетку, что теперь в стакане?
Дети: Салфетка и все.
-Давайте проверим.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой.
-Посмотрите, стакан остался пустым, туда водичка не прошла, (поднимает стакан и показывает салфетку оставшуюся сухой. А что же не пускает воду в стакан, что в нем есть?
-А теперь я немного наклоню стакан, чтобы водичка туда прошла, давайте посмотрим, как будет выходить воздух (пузырьками?
Это воздух выходит из стакана наверх- он же очень легкий, а его место занимает вода.
Воспитатель:
-Скажите, дети, наш стакан пустой, или в нем что-то есть?
-Что же в нем есть?
Опыт 2
«Имеет ли форму воздух»
Воздушный шарик. Он так и называется воздушный, так как без воздуха он и на шарик-то не похож. Зато внутрь обычного резинового надувного шарика можно поймать воздух! Воздух заполнит весь объём шарика, ну, почти весь, ведь все мы знаем, что будет если он перестанет тянутся, а воздух все еще будет поступать. Из шарика воздух можно выпустить немного, слегка надавить на него и вот воздух вместе с формой шарика сменил и свою форму! Следовательно: воздух имеет форму того тела, в котором находится.
Такой же опыт можно провести и при помощи полиэтиленового пакета. Если его хорошо открыть, набрать в него воздух и закрутить, то он станет объемным и плотным, как подушка. Таким его сделал воздух.
А сейчас мы немного отдохнем, закрываем все глазки.
Физкультминутка:
Руки к солнцу поднимаем
И вдыхаем, и вдыхаем.
Тихонько руки опускаем,
Воздух тихо выдыхаем
Опыт 3
«Движение предметов с помощью воздуха»
Ребята, а можно ли передвинуть предмет без помощи рук?
Дети: Нет!
Посмотрите, у меня на столе салфетка, а мне нужно ее передвинуть, как это сделать?
Предложения детей.
Воспитатель: На самом деле, можно просто подуть на нее. Давайте вместе подуем. Что происходит?
Дети: Салфетка передвигается
Воспитатель: Какой можно вывод сделать?
Дети: Воздух может передвигать предметы.
Воспитатель: Правильно ребята. Парусники на море передвигаются с помощью ветра, воздуха. А когда происходит такое явление как торнадо (сильный ветер) он может передвигать и даже разрушать большие здания и машины.
Опыт 4
«Как почувствовать воздух»
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Вывод: когда воздух движется, получается ветер. Ветер – движение воздуха. Воздух способен двигать предметы.
Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений. Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет. А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Дети: Без вкуса.
Воспитатель: Вдохните воздух носом. Какого он запаха?
Дети: Без запаха.
Воспитатель: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
Пора нам покидать нашу секретную лабораторию.
Где вы сегодня побывали?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Что вы там делали, что узнали?
Дети: Про воздух, опыты проводили.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать о воздухе?
Дети:
Вывод: человек не может без воздуха, воздух нужен всему живому на Земле.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – экологи.
Воспитатель: Что в нашей жизни загрязняет воздух? (Слайд-
дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)
Воспитатель: Чтобы воздух оставался чистым на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, А еще я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым, нужно сажать деревья и другие растения. Они впитывают в себя грязный воздух, а отдают – чистый, для этого в городах высаживают много деревьев и разных растений.
А для того что бы у нас в группе был чистый воздух, нужно посадить комнатные растения. Будем озеленять нашу группу?
Дети: ДА!