Любовь Алексеевна Целуева
НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров «Дружных ладошек»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие на остров «Дружных ладошек»»
Цель: приобщать старших дошкольников к пальчиковым играм, уметь применять их в самостоятельной игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные: развивать познавательный интерес к средствам
Публикация «НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Путешествие на остров „Дружных ладошек“» размещена в разделах
невербального общения (жестами, расширять представление о жестах, формировать целостный взгляд на природу, развивать ответственное отношение к окружающей среде;
Развивающие : развивать мелкую моторику и речевую активность через игровую деятельность; обогащать словарный запас;
Воспитательные: развивать личностно – психологические качества (коммуникабельность, артистизм, чувство уверенности в себе и в своих силах, доброжелательность); создать позитивное настроение, испытывать положительные эмоции.
Оборудование: макет корабля, костюм художника, выставка детский работ «Во что превращаются наши ладошки», карточки с заданиями, карандаши, альбомы, аудиозаписи: «Гулок парохода», «Шум волн», альбомы, большая варежка, счетные палочки, набор цифр и знаков.
Предварительная работа: разучивание пальчиковых игр, знакомство и применение пальчиковой гимнастики на занятиях по образовательной деятельности, рисование ладошками и пальчиками на разные темы, чтение познавательной литературы про море, острова, разучивание стихов.
Ход занятия:
Воспитатель: Сколько игр на белом свете? Сто? Двести? Нет …. Гораздо больше, целое море игр. Хотите отправиться в путешествие? В путешествие отправляются люди уверенные в друг друге, вспомним слова дружбы :
Мы ладошку к ладошке сложили,
И друг другу дружить предложили
Будем мы веселиться, играть,
Чтобы умными, дружными стать.
- Сегодня мы отправимся в путешествие на остров «Дружных ладошек».
Там живут игры, не дающие скучать и бездельничать рукам. А вначале вспомним, что такое остров?
(ответы детей)
- Да, остров, это часть суши, омываемая со всех сторон водой, а чем именно?
(ответы детей)
- Скажите, а отличается ли вода морей и океанов от вод рек и озёр?
(ответы детей)
- Какой воды на планете больше?
(ответы детей)
- Вода занимает большую часть на планете, но в основном она солёная, а для жизни человека, животных, растений необходима пресная вода, а её на земле не так много. Поэтому нельзя загрязнять реки, озёра, родники – они необходимы для жизни на нашей планете.
(звучит аудиозапись гудка парохода)
- Это гудок нашего корабля, проходим и занимаем места.
(дети рассаживаются на стульчики, ребёнок – капитан встаёт у штурвала, звучит запись шума волн)
- Мы отплываем!
- Пока мы плывём, давайте вспомним, как называется пальчиковая команда.
(воспитатель и дети рассказывают стихотворение В. Тунникова «Наши пальчики»)
- Что за чудо – мальчики,
Озорные пальчики.
Везде лезут и шалят –
Всё узнать они хотят.
- На руке их ровно пять –
Каждый может сосчитать.
Первый – он большой и толстый,
Хоть и маленького роста.
- А второго там и тут
Указательным зовут.
Он на всё всегда укажет,
Что и где нам всем покажет.
- Третий – просто средний брат –
Быть всех выше очень рад.
- Брат четвертый – безымянный,
Хоть для всех всегда желанный.
Не смогли придумать имя, так он и живёт поныне.
- Младший братик, он Мизинчик, -
Он для всех всегда любимчик.
- Вот так чудо – мальчики,
Шалунишки – пальчики.
Наши верные друзья!
Нам без них никак нельзя.
- Пока мы рассказывали про пальчиковую команду, наш корабль причалил к берегу острова.
(дети сходят с «корабля» и навстречу им идёт ребёнок в костюме художника)
Акварелька:
- Я художник, Акварелька.
Очень, братцы, не простой:
Рисовать могу руками,
И ногами, и локтями.
И прошу вас отгадать,
Чем я мог нарисовать
Эти странные картинки,
Что стоят, как на витрине?
(на мольберте вывешены рисунки, нарисованные ладошками и раскрашены разными материалом)
Воспитатель: Дети, нам нужно назвать, кто изображен на рисунке, с помощью чего нарисован и чем раскрашен.
(дети рассказывают про каждый рисунок)
Акварелька: Молодцы, всё отгадали, всё что было, всё узнали.
Воспитатель: Просто, мы очень любим рисовать, а ещё у нас есть помощники.
Акварелька: Какие помощники?
(ребёнок читает загадку)
- Есть у меня работники,
Во всём помочь охотники.
Живут не за стеной –
И день, и ночь со мной:
Целый десяток
Верных ребяток!
Акварелька: Да это же пальчики!
Воспитатель: Верно, наши пальчики.
Акварелька: С вами очень интересно, я сегодня свободен и могу с вами продолжить путь.
(дети проходят по доске)
Воспитатель: Все путешественники, посещая этот остров, спешат на спортивный берег: посоревноваться, отдохнуть и поиграть. На этом берегу проводят соревнования пианисты, актёры кукольного театра, машинисты, скрипачи. Как вы думаете, что общего может быть у этих людей между собой?
(ответы детей)
Воспитатель: Для людей этих профессий нужны ловкие и сильные руки, гибкие и чуткие пальцы. Для этого существует своя гимнастика, сложная и серьёзная – пальчиковая.
- Для вас, будущих первоклассников, тоже есть пальчиковая гимнастика, с которой мы дружим очень давно.
- «Остров ладошек» - волшебный. Гимнастические упражнения прижились на нём и превратились со временем в игры.
Игра «Как живёшь?»
- Как живёшь?
- Вот так! (дети поднимают большие пальцы обеих рук вверх, остальные собранны в кулак)
- Как плывёшь?
- Вот так! (руками показывают движения пловца)
- Как бежишь?
- Вот так! (руки сгибают в локтях, имитируют бег)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! (поочередно прикладывают ладони ко лбу)
- Ждёшь обед?
- Вот так! (руками подпирают щеки)
- Машешь вслед?
- Вот так! (энергично двигают кистями рук)
- Ночью спишь?
- Вот так! (ладони складывают под щеки)
- А как шалишь?
- Вот так! (кулачками обеих рук хлопают по надутым щекам)
Воспитатель: На острове ладошек есть клуб знатоков, и мы с вами туда отправимся.
(дети рассаживаются за столы)
Воспитатель: Перед работой давайте разомнём наши пальчики.
(дети выполняют пальчиковую гимнастику «В гости к пальчику»)
Воспитатель: Теперь попробуем выполнить задания.
(дети выполняют задания, направленные на развитие логики, мышления)
Воспитатель: Ещё нам надо побывать на главной площадке острова.
(дети идут по «мостику»)
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку.
- У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. Что это? (руки)
- Правильно, без рук, пожалуй, ни в одном хорошем деле не обойтись. Расскажите, что могут наши руки?
(обнять друг друга, покормить птиц, поднять упавшего малыша, полить цветы, посадить дерево и т. п.)
-Твои помощники – взгляни –
Десяток дружных братцев,
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
(Акварелька сжимает кулак, большой палец поднимает вверх и руку вытягивает вперёд)
Воспитатель: Ребята, что сказала Акварелька этим жестом?
(здорово, класс)
Воспитатель: Акварелька с нами общалась сейчас с помощью жеста. Жест – это невербальное общение, общение без слов, общение с помощью рук, пальцев, плеч.
- Какие вы знаете жесты?
(дети показывают, а можно им показать и спросить, что обозначает данный жест: тишина; до свидания – малыш показывает; малыш просит что- то; грозит пальчиком – нельзя; судья на боксерском ринге – количество очков на пальцах; судья на футбольном поле; угрожающий жест кулаком; инспектор ГИБДД)
Воспитатель: У людей таких профессий как водолазы, разведчики, спецназовцы много жестов, с помощью которых они выполняют различные действии, но эти жесты только они понимают друг у друга.
- Дети, а каким жестом вы можете поприветствовать друг друга?
(дети показывают – машут ладошкой)
- А как мужчины приветствуют друг друга при встрече?
(рукопожатие – жмут друг другу руку)
- У многих народов – это символ уважения, а ещё известно, что этот жест – рукопожатия пришёл к нам из рыцарского Средневековья. Когда один рыцарь протягивал другому раскрытую ладонь, этим он показывал, что в ней нет оружия и у него добрые намерения, он пришёл не сражаться.
- Дети, давайте вспомним, какие пословицы и поговорки мы учили о руках.
«Умелые руки, не знают скуки»
«Глаза бояться, а руки делают»
«Мастер – золотые руки»
«Рукам – забота, а душе радость»
«Не будет скуки, если заняты руки»
- Акварелька, мы приглашаем тебя на танец «Звонкие ладошки»
Акварелька: Я не знаю этого танца.
Воспитатель: А мы тебя научим.
Танец «Звонкие ладошки»
Акварелька: Мне с вами было очень интересно, и я хотела подарить вам альбомы, чтобы вы нарисовали меня. До свидания!
Воспитатель: Занимаем свои места на корабле и возвращаемся в детский сад.
(дети садятся на стульчики, звучит шум моря)
Воспитатель: Наше путешествие заканчивается, понравилось оно вам? Кто запомнил, как называется общение без слов? Что ещё понравилось?
(ответы детей)
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Осенью вы пойдёте в школу, много трудиться вашими руками, им надо быть аккуратными, выносливыми и в этом вам помогут пальчиковые игры, не забывайте их, играйте в них и знакомьте других детей.