Елена Ковалева
НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Путешествие в научную лабораторию»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию
с элементами экспериментирования
«Путешествие в научную лабораторию"
(старшая группа)
Цель: Развитие познавательной активности и расширение представлений детей о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой, изготавливать бумагу в домашних условиях.
Программные задачи:
Публикация «НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Путешествие в научную лабораторию“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
• Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
• Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, бережное отношение к окружающему.
• Продолжать развивать у детей речь, словесно-логическое мышление, внимание, воображение.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная установка, редметы из бумаги, письмо от Фиксиков, белые халаты на каждого ребенка, бумага для принтера, плотный картон, салфетки, цветная бумага, гофрированная бумага, наждачная бумага, копировальная бумага, фольга, упаковочная бумага, таз с водой, миксер, экран с сеткой, клей ПВА, крахмал, утюг.
Ход НОД:
Воспитатель:
Слева друг и справа друг
Получился ровный круг.
Все мы за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Нам грустить сейчас нельзя,
Потому что мы друзья!
Давайте будем улыбаться друг другу и нашим гостям. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
(На столе лежат игрушки, поделки, сделанные из бумаги).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько много здесь лежит разных предметов. Что объединяет все эти предметы? Что у них общего? Из чего они сделаны? (Из бумаги). На свете очень много разных вещей из бумаги.
Загадка:
Чтобы склеите нам корабль,
Паровоз, машину, шпагу.
Нам поможет тут, ребята,
Разноцветная. (Бумага)
Все предметы сделаны из бумаги.
- А всегда ли у человека была бумага? (Нет)
(Раньше бумаги не было вообще).
- Как вы думаете, на чем в древности писали люди?
(На дереве, на камнях, на костях, на металле)
Воспитатель: Я предлагаю вам окунуться в волшебный мир бумаги.
(Дети проходят на стульчики)
Презентация
Воспитатель: Мы сейчас с вами окунемся в волшебный мир бумаги, и я вам расскажу, на чем люди писали и рисовали в разных странах.
В древности люди выдалбливали надписи на камнях, делали наскальные рисунки.
В древней Греции писали на сырых глиняных плитках и дощечках, выдавливая буквы острой палочкой. Их неудобно было переносить и хранить. Они были тяжелые, хрупкие и легко ломались.
А в древнем Риме писали на деревянных табличках, которые покрывали цветным воском.
В древнем Египте писали на папирусе. Папирус – это растение.
Стебли его разрезали на тонкие полоски, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубочку. На папирусе рисовали и писали тонкими палочками.
В Азии был изготовлен пергамент. Его делали из шкур телят и овец. Пергамент был очень тяжелый и дорогой. На изготовление одной книги уходило целое стадо телят или овец.
На что она была похожа?
Книга напоминала сундук.
На Руси писали на бересте. Это березовая кора. Сначала на ней писали грамоты, а потом и книги. Процарапывали костяным или железным писалом.
А бумагу впервые изготовил в Китае изобретатель Цай Лунь.
Клейкую массу из бамбука и воды раскатывали в плоский лист и сушили на солнце. Затем уже на готовые листы бумаги наносили разные рисунки и надписи.
Но, а сейчас в нашем современном мире бумагу изготавливаю на целлюлозно-бумажной фабрике.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. К нам в гости сегодня пришли наши друзья.
На экране картинка Фиксиков.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Фиксики.
Мы маленькие Фиксики,
Без дела не сидим.
Мы любим веселиться,
Делами похвалиться.
Любим всем мы помогать,
И вам всё можем рассказать.
Воспитатель: Ребята, Фиксики хотят вам рассказать, как изготавливаю бумагу.
Мультфильм про Фиксиков.
Воспитатель: Что же сказали Фиксики? Что ради бумаги приходится рубить леса. Фиксики просят нас, сделать бумагу своими руками, но при этом не губить деревья. Поможем Фиксикам?
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, Фиксики прислали нам необычное письмо. Хотите узнать, что в нем написано? (Открываю письмо) Ой, ребята, оно пустое. А я, кажется, догадалась - это письмо написано невидимыми чернилами. А чтобы нам прочитать, что написано в этом письме, нам необходимо отправиться в научную лабораторию. Потому что в этой лаборатории есть все необходимое для проведения этого интересного эксперимента.
Ребята, а может вы знаете, что такое лаборатория и кто там работает?
(В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и ученые, и лаборанты, а даже есть роботы, которые выполняют различные исследования. В лабораториях проводят разные опыты, исследования, ставят эксперименты).
Воспитатель: Вы готовы отправиться в такую лабораторию?
Но запомните, что в такое место нельзя входить в обычной одежде. Поэтому я предлагаю надеть халаты.
(Дети надевают халаты)
о знайте, что в такое место нельзя входить в обычной одежде.
Поэтому я вам предлагаю надеть фартуки
Воспитатель: Ребята, есть еще одно очень важное правило. В лаборатории ничего трогать, без разрешения нельзя. И там нужно строго соблюдать правила безопасности.
Проходят в лабораторию.
Подходят к 1 столу.
На столах лежит разная бумага.
Воспитатель: Ребята, бумаги существует очень много разных видов. Давайте вспомним какие мы знаем виды бумаги, ну и познакомимся с новыми видами.
1. Туалетная бумага
2. Салфетная бумага
3. Обычная белая бумага
4. Цветная бумага
5. Картон
6. Бархатная бумага
7. Гофрированная бумага
8. Газетная бумага
9. Обойная бумага
10. Пергаментная бумага
11. Наждачная бумага
12. Фольга (это металлическая бумага из алюминия)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и выполнить дыхательное упражнение. Скатаем из салфеток по два бумажных шарика. И положите их на ладошки.
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
Воспитатель: А у меня есть еще одна бумага. Волшебная. А в чем состоит волшебство этой бумаги, мы сейчас узнаем.
Подходят ко 2 столу.
Рисунок на копировальной бумаге.
Воспитатель: Ребята, у вас у каждого лежит рисунок. Что изображено? (Солнце). Сейчас на дворе – весна, солнце светит ярко и пригревает жарко. Оно приносит нам радость. Давайте нарисуем веселое солнышко.
Вам необходимо карандашом обвести солнце по контуру. Вспоминаем наше правило, ничего лишнего делать в лаборатории нельзя, делаем только то, что говорю вам я. Просто рисуем солнце.
Ну а сейчас мы должны узнать, в чем же состоит секрет этой бумаги?
Поднимаем первый лист. Что вы видите? (Точно такой же рисунок)
Это копировальная бумага.
(Копировальная бумага – это бумага, с помощью которой можно нарисовать несколько одинаковых рисунков, т. е. скопировать изображение).
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать волшебниками.
Подходят к 3 столу.
Воспитатель: У нас на столе лежат заготовки из бумаги. Предлагаю вам сначала положить их на ладошку. А затем опустить их в воду.
Что с ними происходит? (Цветок распускается)
Ребята, у нас и здесь с вами весна.
А почему это происходит?
(Бумага в воде намокает, набухает, становится тяжелее, сгибы на бумаге распрямляются и цветок постепенно «распускается»)
Воспитатель: Ребята, нам нужно не забывать то, о чем нас попросили Фиксики. О чем? Чтобы мы изготовили для них бумагу своими руками, но при этом не погубили деревья. Предлагаю вам пройти к четвертому столу.
Подходят к 4 столу.
Воспитатель: Ну что приступаем к работе?
Сегодня мы будем изготавливать бумагу из макулатуры. Может кто-нибудь знает, что такое макулатура?
Макулатура - это использованная, не нужная бумага.
Давайте вместе скажем это слово «макулатура»
Изготовление бумаги.
Сначала измельчаем старую бумагу. Заливаем обрезки теплой водой. Так она должна простоять минут 30. Но так как у нас времени мало, у меня уже есть готовая бумага, которая пролежала в воде чуть больше 30 минут. Затем добавляем в нашу смесь чайную ложку клея ПВА и столовую ложку крахмала. Все хорошо перемешиваем с помощью миксера. Выкладываем полученную смесь в таз с водой. Подготовленным экраном с сеткой набираем смесь и разравниваем массу. После того как вода стечет, оставляем лист сохнуть под прессом. Так она должно пролежать 24 часа, т. е. целые сутки. Но так как ждать, у нас нет времени, я принесла вам уже готовую бумагу. Этот лист мы отдадим Фиксикам.
Воспитатель: Ребята, у нас еще одно задание? Кто помнит, какое? Мы забыли про письмо! Нужно прочитать письмо, которое написали нам Фиксики.
Ну а сейчас наступает самый интересный момент. Вспоминаем еще раз наше правило. Необходимо соблюдать технику безопасности. Буду работать с горячим утюгом.
(Проглаживаю письмо утюгом, и появляется надпись: «Спасибо вам, ребята!»
(Письмо написано молоком)
Воспитатель: Фиксики очень рады, что мы выполнили их просьбу.
Воспитатель: Сегодня вы были настоящими учеными, и я надеюсь, что в будущем вы совершить немало научных открытий.
Но, а сейчас нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Длинный путь преодолели -
Вернуться в сад мы захотели.
На носочки поднялись (руки на поясе)
И вперед чуть-чуть прошлись.
Ноги выше поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен)
И идем, идём, шагаем!
А теперь – остановились
И вперед мы наклонились (наклон вперед)
Физкультурой, ну и спортом
Заниматься каждый рад!
Посмотрите, как мы быстро
Все вернулись в детский сад
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в научной лаборатории?
Что больше всего вам там понравилось?
Воспитатель: И мне, ребята, захотелось вам подарить тоже такую же бумагу.
(Раздать детям бумагу)
После окончания занятия возьмете фломастеры и нарисуете рисунок на память о нашем путешествии в научную лабораторию.