Людмила Полянина
НОД по познавательному развитию (природное окружение) в старшей группе «Царство орнитологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Царство орнитологии»
Задачи:
-познакомить с понятием: «орнитология»;
- расширять знания о птицах: узнавать по внешнему виду и называть их, повадки птиц;
- закрепить представление детей о том, что многие птицы осенью улетают;
- формировать понятия «перелётные», «зимующие» птицы;
- развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамидку;
- активизация словаря по данной теме, обогащение «орнитология»;
Публикация «НОД по познавательному развитию (природное окружение) в старшей группе „Царство орнитологии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнитолог
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Старшая группа
- Темочки
- развивать мышление, память, мелкую моторику рук;
- воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к птицам, развивать желание помогать им.
Материал: картинки – птицы, картины «Перелётные» и «Зимующие» птицы, маски – шапочки птиц, перо, экологические пирамидки (картинки, семена арбуза, дыни, подсолнуха, фасоли; обручи, правила поведения в природе (картинки, книги о птицах, кормушка.
Предшествующая работа: рассматривание картинок «Птицы», чтение книг
(рассказы, стихи, загадки, пословицы, раскраски о птицах, наблюдения в природе, игры словесные, дидактические, подвижные.
ХОД:
Звучит запись «Голоса птиц».
Воспитатель: Чьи голоса вы слышите?
Дети: голоса птиц.
Воспитатель: Давайте заглянем в царство орнитологии. Знакомо ли вам это слово?
Дети: нет
Воспитатель: орнитология – это наука, занимающаяся изучением птиц. Орнитологи – это люди, изучающие жизнь птиц.
Воспитатель: начнём путешествие с игры «Вот птица, что за птица?»
Передавая птичье перо друг другу, и говоря «Вот птица, что за птица», дети называют птиц.
Воспитатель: путешествуя по царству орнитологии, мы с вами попали на очередное заседание нашего клуба «Птичьих почемучек». Я превращаюсь в мудрую сову (надеваю маску совы) и начинаю задавать птичьи вопросы:
-Чем покрыто тело птиц? (перьями)
- Чем птица отличается от других животных? (Птицы летают)
- Какие птицы не летают? (страус, пингвин)
-Есть ли у птиц зубы?
- Кто из птиц делает себе запасы на зиму? (дятел)
Воспитатель: Молодцы!
Обращаю внимание детей на большие картины, на одной картине солнце, на другой – снежинка. Почему?
Дети: На картине где солнце – перелётные птицы, со снежинкой – зимующие.
Воспитатель: Правильно.
–Почему птицы осенью улетают? (Ответы детей).
Для проверки ответов проводится игра «Экологическая пирамидка»
- Кто это? (скворец). Картинка скворца. Где живёт скворец? (на дереве). Картинка дерева. Чем питается скворец? (насекомыми, например гусеницами). Где живут гусеницы? На дереве, в траве. Картинка гусеницы. Что надо для роста дерева? (свет, вода, почва) Картинки. По ходу беседы, решаем, куда поставить в пирамидке каждое звено. Цепочка: земля, вода, дерево, гусеница, скворец, солнце.
Воспитатель: наступила осень, насекомые исчезают (убираю звено – гусеница). - Что будет? Вывод делают дети «Насекомых нет, питаться нечем, птицы улетают».
Работа детей командой, дети самостоятельно выстраивают экологические пирамидки.
Примеры экологических пирамидок. Я подобрала обитателей родного края.
вода – лягушка – цапля;
земля- вода- солнце- дерево – шишка – дятел;
земля- вода- солнце- трава – бабочка – жаворонок;
земля- вода- солнце- рябинка – снегирь;
воздух- комар – ласточка.
Воспитатель: Загадка «Без рук, без топорёнка, построена избёнка» (Гнездо)
Отдых. Подвижная игра «Птички в гнёздышках»
Воспитатель: заседание продолжается, выступление орнитологов.
Дети загадывают загадки, стихи, пословицы о птицах (домашнее задание).
Воспитатель: Перелётные птицы улетят, зимующие останутся. Как мы о них можем позаботиться?
Дети: развесить кормушки, насыпать корм.
Предлагаю детям подготовить корм для птиц, задание «Разложи зёрнышки» (Дети сортируют семена).
Воспитатель: Предлагаю вспомнить правила поведения в природе по отношению к птицам (картинки):
-нельзя разорять гнёзда
-нельзя брать птенцов в руки
-нельзя стрелять в птиц
нельзя их пугать.
Рефлексия: Передаю пёрышко и прошу детей поделиться своими впечатлениями о царстве орнитологии: что понравилось, что узнали нового, что было трудно, какая игра понравилась.