Наталья Бельских
Конспект НОД по познавательному развитию «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Наталья Бельских
НОД по познавательному развитию на тему: «Насекомые»
Цель: Систематизировать и расширять знания детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представления о многообразии насекомых, закрепление знаний о внешнем строении насекомых;
- расширение и закрепление словаря по теме занятия; активизация речевой деятельности;
- развитие мелкой моторики рук; развитие умения создавать объемные образы насекомых, используя разнообразный материал.
Воспитательные:
- воспитание интереса к насекомым, бережного отношения к ним.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Развивающие:
- развивать зрительную и слуховую память;
- активизировать, обогащать словарный запас детей по теме;
- развивать связную речь, образность речи;
- развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;
- продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Оборудование: разрезные картинки с изображением насекомых; на каждого ребёнка лист с изображением божьей коровки, цветной пластилин, плакат с изображением насекомых, аудиозапись «Звуки природы», ноутбук для показа слайдов.
Ход НОД
Вводная часть
Ребята, скажите, какое сейчас время года? (ответы детей)
Назовите мне приметы весны (ответы детей)
Назовите мне весенние месяцы (ответы детей)
Какой сейчас месяц? (ответы детей)
Чтобы узнать, о чём мы сегодня поговорим на занятии, нужно собрать картинку из частей, которые лежат перед вами.
Кто изображён на ваших картинках? (ответы детей)
Как их можно назвать одним словом? (ответы детей)
Молодцы ребята это насекомые и они появляются, как вы уже сказали весной.
А почему мы зимой не видим насекомых, что сними, происходит? (ответы детей)
Упражнение на расслабление «Звуки природы».
Я, вам, предлагаю послушать звуки природы. Сядьте поудобнее, закройте глазки (квакают лягушки, жужжат пчёлы, поют птицы, стрекочут кузнечики, шелестит трава).
Дети рассказывают, что они услышали.
С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые.
Где можно увидеть насекомых? (ответы детей).
А как бы вы назвали место, где живут все насекомые? (ответы детей)
Воспитатель: В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа – мать им жизнь дала,
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
Основная часть
Я предлагаю вам отгадать загадки о насекомых. Если правильно назовёте насекомое, то появится слайд с его изображением.
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, считаем ноги).
Как вы думаете, какую пользу и вред приносит кузнечик? (Кузнечик питается гусеницами, бабочками. Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда).
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Рассмотрите стрекозу. Какие части тела есть у неё?
Чем она питается? (Оказывается, стрекоза может напасть на мальков рыбы, питается комарами и личинками насекомых).
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей)
Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него?
Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка)
А какие части тела есть у бабочки?
Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов)
Звучит труба басисто.
Не трогайте солиста!
Пускай садится на цветок
И пьёт в антракте сладкий сок. (Шмель)
***
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
* * *
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт. (Комар)
***
Деловита, домовита,
Голос вовсе не сердитый,
Прожужжала мимо нас:
— Дорог летом каждый час! –
Не до разговора
Во время медосбора…
Посмотрите на пчелу, – какие части тела есть у неё? Чем же питается пчела? (Питается нектаром цветов).
Жук — жужжит, присев на ножки
Спинка — круглая, как ложка
Два крыла — в горошек
И летать, он — может
(Божья коровка)
Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё? Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю).
А теперь выйдете из-за столов и станьте на ковре в круг. Поиграем в игры, которые называются «Закончи предложение», «Подбери словечко».
Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»
- Майский жук большой, а божья коровка (маленькая)
- У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные)
- У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие)
- У шмеля спина широкая, а у водомерки (узкая)
- Шмель жужжит, а кузнечик (стрекочет)
- Гусеница ползает, а бабочка (летает)
- Пчёлы летают, а паук (ползает)
- Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет)
- Пчёлы живут в ульях, а муравьи (в муравейнике)
- Бабочка питается нектаром цветов, а паук (мухами)
Дидактическая игра «Подбери слова».
- Бабочка какая? (Красивая, разноцветная, пестрая)
- Муравей какой? (Маленький, коричневый, шустрый)
- Бабочка что делает? (Летает, порхает, собирает пыльцу, перелетает, опыляет)
- Кузнечик что делает? (Скачет, прыгает, стрекочет, прячется.)
- Пчела что делает? (Летает, жалит, гудит, перелетает, собирает нектар, носит мёд)
- Насекомые что делают? (Летают, прыгают, ползают, кусают, жужжат, звенят, гудят.)
Ребята, а теперь спокойно, тихонько пройдите за столы.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Ребята, на экране появится 4 картинки, нужно назвать лишнюю.
Показ слайдов.
А теперь ребята, возьмите листики с чёрно – белым изображением божьей коровки и с помощью пластилина сделайте её цветной (растирание пластилина по контуру).
Заключительная часть (рефлексия)
На этом наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось? Что запомнилось? (Ответы детей).
Ребята я думаю, что солнышко вас согреет своими лучиками даже в самую пасмурную погоду, и это тепло вы подарите своим близким людям.