Наталья Анатольевна Шахурова
НОД по познавательному развитию «Кто и как готовится к зиме» средней общеразвивающей группы (с 4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение знаний и представлений детей о том, как дикие животные готовятся к зиме.
Развивающие задачи :
• Формировать и развивать разговорную (диалоговую) речь: учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь, как средство общения;
• Развивать у детей умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения в соответствии с текстом.
Образовательные задачи:
• Закрепить знания детей о времени года – зиме.
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• Закреплять элементарные представления о диких животных: зайце, белке, медведе, еже (где живут, как готовятся к зиме).
• Воспитывать доброжелательное отношение к диким животным.
• Обогащать словарь детей: холодная зима, белый, пушистый снег, сугробы. Дикие животные, следы, нора, дупло, берлога, логово.
• Совершенствовать навык штриховки.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей чувства любви к диким животным и желания прийти на помощь;
• Воспитывать интерес к занятиям;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие. Речевое развитие, социально-коммуникативное (игра, художественно-эстетическое (рисование, чтение художественных произведений, физическое развитие.
Материалы и оборудование:
1. Игрушки: белка, белый и бурый медведи, еж, заяц, волк, лиса. Каркуша.
2. Дидактическая игра: «Назови семью».
3. Цветные карандаши, А4 с изображением грибов на верёвочке. Конверт с письмом.
4. Декорации: елочка, дерево. Имитация норы, белая простынка, имитирующая снег, снежинки, грибы, шишки. Массажные мячики
5. Сундучок с конфетами.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картинок и иллюстраций о диких животных, беседы о них.
2. Беседы о зиме, рассматривание иллюстраций.
3. Разучивание песенок, стихов, отгадывание загадок, разучивание точечного массажа
4. Просмотр мультфильмов о животных.
5. Рисование снега, снежинок.
Организационный момент:
Беседа с детьми.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, за окно, на кормушку, которую мы вчера сделали, прилетели птицы. Почему они прилетели? (ответы детей). Правильно им холодно и голодно, потому, что наступила какое время года? Зима.
А как вы узнали? А вы любите зиму? Вы приготовились к зиме? А как? (Ответы детей)
Правильно у вас появились тёплые куртки, валенки, рукавички, что ещё? Шапки, шарфики.
Я тоже приготовилась к зиме, у меня тёплый зимний пуховик, шапка и очень тёплые пуховые рукавички.
В группу залетает Каркуша.
Каркуша: Кар, кар, кар здравствуйте ребята. Кар, кар, кар ребята зима наступила, вы готовы к зиме?
Ответы детей.
Каркуша: А в лесу не все к зиме приготовились. Кар, кар беда, беда, будет беда!
Каркуша улетает.
Воспитатель: Подожди Каркуша, кто к зиме не готов, кто в беду попадёт. Улетела Каркуша.
О чём это она говорила?
Что же нам делать? Кто- то в лесу попал в беду. (Как решить эту проблему) Предлагаю подумать.
Ребята предлагают пойти в лес и найти того кто попал в беду, не успел подготовиться к зиме.
Хорошо. Собирайтесь.
Что будем одевать, чтобы не замёрзнуть? (Дети имитируют одевание одежды, последовательность, закрепляя название и применение одежды, для чего шарфик, рукавички, валенки).
Собрались? Молодцы. В последнюю очередь одеваем рукавички и пошли. Вставайте друг за другом.
Большие ноги шли по дороге топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки шли по дорожке топ, топ, топ, топ. (Ходьба змейкой между столами).
Шли, шли и в лес пришли. Какая тишина в лесу, послушайте. А какой воздух чистый. Посмотрите вверх, что там? Небо. Посмотрите вниз, что под ногами? А под ногами снег. Послушайте, как он скрипит под моими ногами СРЫП,СКРЫП…
А под вашими ногами? Скрип, скрип, скрип. (Дети проговаривают)
Направо, какое дерево? правильно ёлка
Налево-Берёза.
-Ой, ребята, смотрите, Зайчик! Выскочил из - за куста.
Здравствуйте ребята.
Ребята, а вы знаете как мы, зайцы готовимся к зиме?
Почему зайчик меняет серую шубку на белую?
Есть ли домик у зайца?
Где он спит?
Что ест?
(Ответы детей)
Я готов к зиме. Я уже поменял свою серую летнюю шубку на зимнюю белую, чтобы быть незаметным. Моя новая шубка теплая, мне в ней не холодно, меня в снегу совсем не видно. Домика у меня нет, прячусь я и сплю в снегу, под елками.
Все зайцы бегают по лесу, грызут кору деревьев и ветки. Я предлагает вам поиграть со мной.
Игра
На лесной полянке разбежались зайки
Вот какие зайки, зайки попрыгайки.
Сели заиньки в кружок роют лапкой корешок.
Вот какие зайки, зайки попрыгайки.
Молодцы ребята я вам сейчас секрет открою, чтобы не болеть, надо делать так:
Точечный массаж
Вышел зайчик на лужок, (плавные движения от переносицы к ушам)
Да на беленький снежок.
Потирает зайка нос, (надавить пальцами на точки).
Чтобы носик не замерз, (расположенных у крыльев носа).
Белый зайчик вместе с нами (массаж точек, расположенных над переносицей).
Потирает над бровями.
Говорила зайке мать: (надавить пальцами на точки)
«Надо ушки потирать» (расположенные у основания мочки ушек)
Зайка лапкой лапку трет, (прижать большой палец руки)
Зайка песенку поет: (к указательному, массаж этой точки)
«Ой, спасиб0 вам, друзья,
Мне без вас никак нельзя».
Воспитатель: Ребята тише, тише, посмотрите здесь какая то горка. Чей это дом? Как он называется? Как медведь готовится к зиме?
Как называется дом у медведя? Правильно берлога
Как он строит себе берлогу?
Воспитатель: Медведь тоже подготовился к зиме, он сделал себе берлогу, улёгся в неё и проспит там всю зиму. Ребята, чтобы медведю, было, тепло предлагаю укрыть берлогу листьями.
Дети берут листья, говорят какого они цвета (красный, жёлтый, какого размера (большой, маленький). Отходят от берлоги.
Читают стихотворение
Как на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
А под снегом спит медведь,
Тихо, тихо не шуметь.
А это чья ямка, кто в ней спрятался. Ответы детей. Ёж.
Воспитатель: Смотрите, какой то конверт.
Давайте прочитаем: «Дорогие ребята: Я еще осенью листьев и мха натаскал в норку. Домик получился теплый и сухой. А снег выпал, укрыл сверху норку – теперь мне еще теплее будет. И не найдет меня под снегом никто. Я, как и медведь, буду спать до весны. У нас наступила спячка (дать объяснение этому слову)
А вам дорогие мои я оставил свои мячики и хочу, чтоб вы с ними поиграли.
Дети катают массажные мячики кистями рук.
- Ежик, спрячь свои иголки,
Мы же дети, а не волки.
Мы хотим тебя погладить,
Мы хотим с тобой поладить.
Еж иголки отряхнул,
Завернулся и уснул.
Давайте положим мячики и пойдём дальше.
А это что такое? Ответы детей (Нора.) Чья нора? Кто в ней живёт, прячется?
Правильно лиса. А лиса спит зимой? Нет. Как она зимует?
Она охотиться на мышей и зайцев. (Ответы детей)
А кто знает, как называется место, где прячутся волки? Волчье логово. А чем зимой питается волк? Почему так говорят: «волка ноги кормят».
Давайте поиграем.
Дидактическая игра "Назови семью" (упражнение в словообразовании) :
Папа – медведь, мама – медведица, детёныш (и) – медвежонок (медвежата).
Папа – волк, мама – волчица, детёныш (и) – волчонок (волчата).
Папа – лис, мама – лисица, детёныш (и) – лисёнок (лисята).
Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш (и) – зайчонок (зайчата).
Воспитатель: Ребята, а вот кто - то скачет по веточкам.
С веточки на веточку, с веточки на веточку, скачет, скачет белочка.
Воспитатель: Ребята, где живёт белка? Как называется домик белки? Где она прячет свои запасы?
Ответы детей.
Воспитатель: Дупло домик белки, в нём зимой тепло. Белка делает запасы на зиму, она прячет орешки, грибы, ягоды в дупле. А давайте спросим у белки, как она подготовилась к зиме.
Белка: И я готова к зиме. Я тоже поменяла свой наряд на зимний: была у меня шубка рыжей, а теперь стала серенькой. На дереве среди веток и сучьев меня в серой шубке зимой трудно заметить. А вдобавок я осенью насушила много грибов и ягод, запасла орехов. Только не успела всё собрать.
Ребята это белка не успела сделать запасы, посмотрите, сколько орехов и грибов под ёлкой. Белочка не успела их собрать. Что же делать?
ответы детей (нужно помочь белке).
Правильно, мы поможем ей собрать орехи и грибы и повесим на дерево, но как? Что нам нужно? (ответы детей). Ребята я взяла с собой иголку с ниткой. (Нанизываем грибы и ягоды на ниточку, вешаем на дерево).
Теперь мне на всю зиму запасов хватит. Спасибо ребята. Белка благодарит ребят за помощь.
Что было бы, если белка бы не запасла запасов на зиму? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята мы помогли белочке, нам п0ра возвращаться в детский сад.
Большие ноги шли по дороге топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки шли по дорожке топ, топ, топ, топ.
Шли, шли и в детский сад пришли.
Воспитатель: Каких зверей мы встретили? А что вам запомнилось? Кто из зверей впадает в спячку? А кто делает запасы на зиму? Как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно?
Скажите, все животные и птицы готовы к зиме?
Смогут ли они пережить морозную зиму?
Все подготовились к зиме. Каждый по – своему.
Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме и почему.
Залетает Каркуша:
- Бедная я, бедная! Только я шубку не поменяла, корма не запасла, жилье не приготовила. Придется мне всю зиму с ветки на ветку перелетать да крошки на дорогах собирать!
Ты что расшумелась, Каркуша?
Каждый к зиме по - своему готовится. Перья у тебя есть. А почек, семян да ягод сухих на деревьях и для тебя хватит. Не замерзнешь и с г0лоду не пропадешь. А мы для тебя ещё и кормушку сделали, правда, ребята? Приглашайте Каркушу к нам на кормушку. Мы знаем, что ты любишь всё яркое и красивое, мы тебе подарим красивые бусы. Ребята дарят Каркуше бусы.
Ну, спасибо друзья. Я вам тоже сюрприз приготовила.
(Практическая работа) Я вам приготовила грибочки, да не успела их раскрасить, хотела белочки в лес унести, да не успела.
Поможете?
Как справитесь со своей работой, так загляните в этот чудесный сундучок. Пока, до новых встреч.
Давайте мы с вами приготовим угощение для белочки и подарим ей (Дети раскрашивают грибы на ниточки).
Цель - Совершенствовать навык штриховки.
Сюрпризный момент. В сундучке Каркуша принесла конфетки в ярких обёртках.