Татьяна Чертыгашева
НОД по познавательно-исследовательскому развитию «Прогулка в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить заботиться о лесных животных и птицах, закреплять знания правил поведения в природе.
Задачи. Уточнить представление об экологических запретах, помочь не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения. Развивать наблюдательность, творческое воображение. Формировать умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть ее красоту и неповторимость.
Занятие проводится на участке, в «уголке леса», где развешаны и замаскированы знаки правил поведения в природе.
Ход занятия
Публикация «НОД по познавательно-исследовательскому развитию „Прогулка в лес“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Дети проходят между деревьями. Видят: на сучке висит круг, в нем рука с палкой, сбивающая паутину.
Воспитатель. Наверное наш Винни-Пух запутался в этих нитках. Что это такое? (Паутина.) Откуда она взялась? (Ее сделал паук.) А вы знаете для чего паутина нужна пауку?
Дети. От паутины в домик к пауку идут нити. Паук сидит в домике и ждет, когда в его сети попадет муха или еще какой-нибудь ротозей.
Воспитатель. Кто еще может попасть в паутину? Чем паук питается? Кто из вас знает, пауки полезные или нет? (Ответы.) Правильно, пауки уничтожают комаров, мух, тлей и других насекомых, которые вредят человеку и его хозяйству. Значит, какое правило мы с вами можем из этого вывести?
Дети. Не обрывай паутину и не убивай пауков. (На знаке рисуют запрещающий красный крест.)
Воспитатель. А вы знаете, что существует очень много разных пауков? Дома вместе с родителями постарайтесь почитать о пауках и зарисовать их, а когда придете в детский сад, расскажете, кто и что узнал нового.
Дети идут дальше и видят на кустах другой знак (в круге нарисован сачок для ловли бабочек).
Воспитатель. Видимо, этот сачок здесь оставил Винни-Пух. Он ловил бабочек.
А может быть, и еще кого-то? (Пчел, стрекоз и шмелей.) А вам приходилось ловить бабочек сачком? Как вы думаете, это хорошо или плохо? Объясните.
Дети. Насекомых ловить нельзя: они нужны природе. Пчелы и шмели с утра до вечера собирают нектар, из которого получается мед.
Воспитатель. Бабочки не просто украшают наши луга и поля, но и приносят пользу: как пауки, ткут тончайшие нити – из них потом получают натуральный шелк.
Дети. Значит, нельзя ловить бабочек, пчел, стрекоз и других насекомых.
Воспитатель. Предлагаю дома зарисовать понравившихся вам бабочек и насекомых и принести эти рисунки в детский сад.
На прогулке воспитатель обращает внимание детей на новый знак, расположенный на пне (в круге нарисована рука с палкой, разоряющая муравейник.)
Воспитатель. Как вы думаете, что это за дом? Кто в нем живет? (Муравьи.) Видимо, Винни – Пух решил здесь полакомиться муравьями. А вы знали раньше, что медведи любят муравьев? Медведи запускают в муравейники свой длинный язык и ждут, когда муравьи облепят его, а потом проглатывают их всех разом. Вот и наш мишка не исключение. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. «Население» одного муравейника такое же, как население небольшого города. У каждого свои обязанности: одни выводят потомство, другие – рабочие муравьи кормят это потомство, третьи – муравьи-солдаты защищают владения и границы своего муравейника. Как вы думаете, какую роль в природе играют муравьи?
Дети. Муравьи питаются мелкими насекомыми (которые приносят вред человеку). За одно лето они истребляют их множество.
Воспитатель. А еще муравьи выделяют кислоту, которой лечатся животные, птицы и человек. Некоторые птицы прилетают к муравейнику специально для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазав перья муравьиной кислотой. Представьте себе: если разрушить муравейник, то целый город этих насекомых останется без жилья. Представьте, что мы с вами окажемся на улице и у нас не будет дома. Это хорошо или плохо?
Дети ставят на знаке запрещающий крест: «Нельзя разорять муравейники!». Подходят к дереву, на котором три знака: у земли круг, на котором изображена рука, протянутая к ежу; на ветке – рука, протянутая к птенцу; выше, в третьем круге, нарисованы две руки, берущие гнездо птицы с яйцами.
Воспитатель. Видимо, и здесь Винни-Пух оставил свои следы. Попробуйте объяснить, что обозначают эти знаки?
Дети. Нельзя ловить животных в лесу приносить их домой. В неволе они погибнут: неволя не заменит животным их природного дома. Нельзя разорять птичьи гнезда и приносить птенцов домой – они точно погибнут: птенцов кормят взрослые птицы-родители, в неволе прокормить их невозможно.
На всех трех знаках дети рисуют запрещающий крест красным цветом. Каждый ребенок говорит по одной строке из стихотворения Е. Каргановой:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!
Презентация.
Дети готовят к презентации Красную книгу: вклеивают в нее запрещающие знаки, размещают свои рисунки, стихотворения, загадки, приметы и т. д.
Завершается образовательная деятельность песней «Это называется природа» (муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского).