Нина Белова
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Лед — вода — пар»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему :
«Лед - вода – пар»
Воспитатель МБДОУ детский сад «Одуванчик»
Белова Нина Алексеевна
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Задачи:
Формировать представление детей об агрегатных состояниях воды.
Уточнить знания детей о свойствах твердых, жидких и газообразных тел.
Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему „Лед — вода — пар“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Снег и лед
- Старшая группа
- Темочки
Дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое.
Совершенствовать познавательные способности, умение проводить простейшие опыты. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к воде, ее значимость для жизни всего живого на земле
Материал. Кусочки льда в целлофановом пакетике (на каждого ребенка, Эл. Чайник, стакан с водой, две картины с изображением реки в разное время года (лето - зима). На одной картине дети купаются в реке, а на другой - дети катаются на коньках, иллюстрации - «Кому нужна вода» и «Как человек использует воду» Мольберт, мелки.
Ход НОД:
Орг. Момент
«Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся»
Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами целый день было хорошее настроение.
Наше правило - «Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре - смело, четко говорим и тихонечко сидим»
Дети послушайте это веселое стихотворение, и догадайтесь, о чем мы будем говорить?
«Я веселая вода,
Я бегу туда, сюда
Я и в ванне, и в реке,
И вблизи, и вдалеке
Превращаюсь в пар и в лед,
А могу, наоборот! (о воде)
Правильно! Ребята, мы будем говорить о воде. На земле вода содержится в разных водоемах. Вспомните и назовите их
Дети: (моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота)
(показ картин с изображением реки зимой и летом)
Спрашивает: Какое время года изображено на 1 картине? (Зима). А на второй? (Лето). На первой картине, что на речке? Почему дети катаются на коньках? (на речке лед). А на этой картине, что в речке? (вода) Как вы думаете, на второй картине холодно? Дети мерзнут? (нет тепло) Правильно! А почему тепло? (потому что светит солнышко.) А на первой картинке холодно или тепло? (Холодно)
Что происходит с водой в водоемах зимой? (она замерзают.) Почему она замерзает? (становится холодно.) А летом что происходит с водой? (лед растает и превращается в воду.) Летом, когда сильно- сильно жарко, почему водоемы становятся мельче, болота ручьи совсем исчезают? (вода в водоемах испаряется.) Правильно, ребята! Вода в водоемах зимой замерзает и превращается в лед, потому что становится холодно. В теплое время года лед тает и превращается в воду, потому что тепло. А когда очень-очень жарко вода в водоемах испаряется и превращается в пар.
Ребята, подумайте и скажите вода - лед - пар - это одно и то же?
Дети: Да это вода
Воспитатель: Правильно, ребята, вода лед пар - это одно и то же - вода. Вода может быть в 3 состояниях - твердом (лед, жидком (вода, газообразном (пар). Давайте сейчас сами в этом убедимся. Садитесь за столы (у каждого ребенка по кусочку льда в целлофановом пакетике.) Ребята что это у вас? (это лед) Потрогайте, пощупайте. Какой лед на ощупь? (твердый, холодный.) Лед холодный, а ладошки у вас какие? (Теплые.) Лед холодный, а ладошки теплые. Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках! Будем греть лед!
Дети: Лед превращается в воду, тает.
Далее предлагает: Давайте нарисуем превращение льда в воду. (Дети рисуют на мольберте сначала лед в виде квадрата, потом воду в виде волн.) Воспитатель: «Как узнать, что лед превратился в воду?»
Дети: Нужно нарисовать стрелку.
Ребенок (по желанию) выходит и рисует стрелку
Воспитатель: Молодец! Мы нарисовали стрелку, и картинка показывает, что лед превращается в воду. Когда лед тает? (когда тепло) Когда можно увидеть лед? (зимой). А что зимой бывает? (снег, холод, лед). А когда не бывает снега и льда? (летом) Значит: Когда холодно - лед, когда тепло - вода.
Мы нагревали лед в ладошках. А как еще можно нагреть? Что же может нагревать? Что еще дает тепло? (Солнышко, огонь) Тепло нам дает отопление - по трубам идет горячая вода и всегда зимой тепло. Значит, твердый лед нагреть можно и на солнышке и на батарее….
Воспитатель: демонстрирует стакан с водой и спрашивает: Ребята, что у меня в стакане? (вода) переливает воду в другой стакан и спрашивает. Что можно сказать о воде, какая она? (жидкая, прозрачная).
Правильно, ребята вода жидкая, потому что ее можно перелить в другую емкость. «А что будет, если мы будем воду нагревать?
Дети: Вода станет теплой, горячей
Воспитатель: А если еще сильнее нагревать будем воду? Ответы детей.
Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает: «Давайте проведем опыт и посмотрим, что произойдет».
Дети наливают в чайник воду до первой метки. Воспитатель нагревает воду в чайнике. Вода кипит, появляется пар.
Воспитатель: Ребята. Что это над водой появилось?
Дети: Пар.
Отметить, что воды стало меньше в чайнике.
Воспитатель: Куда исчезает вода? Все видели, что в чайник налили воду, потом появился пар. …А вода - то где? Может быть, чайник дырявый и вода пролилась? (проверить его)
Важно, чтобы дети сами догадались, что произошло превращение воды в пар.
Воспитатель. Вода испаряется, испаряется, превращается в пар, если ее сильно нагревать. Была вода жидкая, а превратилась в пар. Сначала у нас был твердый лед, затем жидкая вода, а из воды получился пар Значит, вода у нас может быть и твердой, и жидкой и может быть паром: вода - твердая, вода - жидкая, вода - пар. Посмотрите на пар. Какой он? (белый, легкий). Да, пар белый, легкий, он улетает. Скажите пар твердый? (нет) Пар жидкий? (нет) Правильно! Он не твердый и не жидкий, пар, он как воздух, как дым от костра, как облака на небе. Отгадайте загадку:
Если сильный- сильный жар,
Из водички будет (пар)
Подв. игра «Царство льда воды и пара»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь за столы. А сейчас давайте нарисуем пар над водой. Только сначала посмотрите на свои руки. Они мокрые или сухие? (сухие). А были мокрые, ведь вы в них держали лед. Кто мне ответит, куда с рук исчезла вода? (испарилась) Правильно, вода испарилась. А почему мы не видим пар в руках?
Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит к выводу: Пар не видно, потому что руки у нас не такие горячие, как эл. чайник и пара образуется мало, мы его не видим. Ну а теперь нарисуем воду и пар – как пар клубится над водой.
Выходит ребенок и рисует на мольберте воду в виде волн, а пар в виде облака.
Воспитатель: Ребята, как показать, что вода превратилась в пар?
Дети: Нарисовать стрелку вверх. Ребенок по желанию выходит и рисует стрелку вверх.
Воспитатель: Ребята возьмите карандаши и на листочке нарисуйте превращения льда в воду и воды в пар.
Дети рисуют, объясняют, что они нарисовали.
Воспитатель: Вода имеет огромное значение в жизни человека. Люди везде и во всем используют воду. Ребята, вспомните и расскажите, как человек использует воду?
Дети: Моют руки, умываются, принимают душ, готовят еду, поливают растения, моют пол…
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно, но вода нужна не только людям. А кому еще нужна вода? Давайте поиграем в игру
Игра «Кому нужна вода
Воспитатель: Молодцы, ребята, вода нужна и растениям и рыбам и грибам и насекомым и животным и птицам….
Поэтому нужно беречь воду. - Не засорять водоемы, не тратить зря воду закрывать краны Конечно, на нашей планете много воды, но это совсем не значит, что ее не надо беречь. Вода к нам в кран попадает из реки. Прежде чем прийти к нам, она преодолевает большой путь. Если мы не будем закрывать краны, то эта вода по капельке будет просто уходить зря, могут обмелеть реки, тогда моря не получат воду и могут погибнуть животные и рыбы, которые живут в воде.
Итог: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Чем занимались?
Воспитатель. Правильно! Мы говорили о воде. Проводили опыты – лед превращали в воду, а воду – в пар. Мне очень понравилось! И я хочу подарить вам вот эту игру, надеюсь, что она вам очень понравится.
Воспитатель дарит детям настольную игру «Лед, вода, пар»