Светлана Коваленко
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Мамины помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Мамины помощники
Занятие предназначено для детей подготовительной к школе группы и может быть приурочено ко Дню Матери или 8 Марта.
Задачи:
Образовательные: научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов. Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов. Активизировать словарь: лаборатория, лаборант, научный опыт, эксперимент, открытие;
Развивающие: развивать умение сосредоточиться: планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Мамины помощники“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Воспитательные: воспитывать отзывчивость;дать детям почувствовать радость открытий;развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Материалы и оборудование: ТСО (видеопрезентация, два шарика, палочка около 60-ти см, веревочка, иголка, магнит, стакан, вода, иголка (большая, цыганская, чтобы лучше было видно детям, песок, бумажная тарелка, бумажное яблоко с закрепленным магнитом, молоко, жидкое мыло в пипетке, цветные пищевые красители,ушные палочки на каждого ребенка, столовая тарелка одна на двоих.
Ход:
1. Привлечение внимания детей к экрану. Организация детей.
В: Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы – нету! (П. Синявский)
- Ребята, я знаю, что вы умеете и любите помогать маме в доме. Давайте превратимся в маминых помощников и узнаем много интересного!
2. Опытно-экспериментальная деятельность.
- Мы часто видим, как мама покупает продукты. Некоторые из них необходимо взвесить на весах. Сейчас весы стали электронными и мы видим результат взвешивания на табло. Посмотрите, как интересно можно поиграть с весами! (демонстрация фрагмента мультфильма " Фиксики" - "Весы") А раньше пользовались вот такими весами (картинка,короткий рассказ). Предлагаю вам взвесить…воздух! Давайте докажем, что воздух тоже имеет вес.
Опыт «Взвешиваем воздух»
Два шарика, палочка около 60-ти см, веревочка, иголка.
На середину палочки закрепляется веревочка, к обоим концам которой привязываются два одинаковых шарика. Палка подвешивается за веревочку. Проткните один из шариков иголкой. Конец палки, к которому привязан проткнутый шарик, поднимется вверх. Затем проткните другой.
Вопросы:
Почему проткнутый шарик поднялся вверх? (шарик без воздуха стал легче)Что произойдет, если проткнуть второй шарик? (восстановилось равновесие, шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые)
Вывод: Воздух имеет вес.
- Часто мама занимается рукоделием: пришивает оторванную пуговицу, штопает, подшивает брюки и т. д. Что ей для этого необходимо? (иголка,нитка,ножницы).Иголочка маленькая, незаметная, часто теряется. Сейчас мы выясним, как найти иголку с помощью магнита!
Опыт «Свойства магнита»
Магнит,стакан,вода,иголка (большая, цыганская,чтобы лучше было видно детям,песок.
Воспитатель помещает иголку внутрь стакана и заполняет его песком. Подносит магнит к стенке стакана. Далее повторяет предыдущие шаги, используя воду вместо песка. Пробует вытащить иголку из стакана, перемещая магнит вверх вдоль стенки стакана.
Вопросы:
Магнитная сила действует в воде?
Притягивается ли иголка через песок?
Вывод:
Когда стакан заполнен водой, иголка притягивается к магниту через стенку. Но когда стакан заполнен песком, иголка не притягивается к магниту.
- У магнита удивительные свойства притягивать железо! А может ли магнит притягивать нежелезные предметы? Почему (Магнит –сам железо, заряженное на притягивание только железного).Ой, ребята,кто это? (Наэкране появляется Баба Яга)
«Какой-такой магнит…я ваших наук не изучала, а вот владею волшебством уже тысячу лет!»
- Так покажи нам что-нибудь волшебное!
«Есть у меня яблочко, которое само катится по тарелочке. Вот, глядите!»
Воспитатель берет бумажную тарелку, кладет на него яблоко из папье-маше,на котором предварительно внизу закреплен магнит. Проводя рукой, внутри которой спрятан магнит, педагог заставляет яблоко двигаться по тарелке.
«Катись, катись, яблочко, катись да по тарелочке… Видали? То-то!»
В: Ну, Бабушка Яга, удивила! А нет ли здесь секрета? (Разоблачает Бабу Ягу и показывая детям магнит. Также обнаруживается магнит и на яблоке)
- Нет тут никакого волшебства, а только чистая наука! Правда, ребята?
- Скажите, ребята, а можно ли про нашу мамочку сказать, что она магнит? Разве она сделана из железа? Да и мы не железные! А ведь каждый вечер, когда за вами приходят мамы, нас тянет к ним как магнитом. А выглядит это примерно так.
Воспитатель на подносе помещает железные шарики (из подшипника).
Естественно, что шарики раскатятся в разные стороны. В середину подноса ставится магнит. Через некоторое время шарики должны начать скатываться к магниту и вскоре прилипнут к нему.
Динамическая пауза «Мамы разные важны» (видеоролик, группа "Кукусики")
- Наши мамы – хорошие хозяйки! Они умеют из самых обычных продуктов приготовить удивительные блюда. Давайте и мы попробуем приготовить какое-нибудь удивительное блюдо с помощью науки.
Опыт «Цветное блюдо» (опыт проводят сами дети, один комплект материалов на двоих)
Немного молока, кусочек мыла, ушные палочки, столовая тарелка
-Налейте в тарелку немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр тарелки. Далее окуните ушную палочку в середину молока. Не смешивайте цвета. На другой конец ушной палочки капните жидкого мыла. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10 – 15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!
Вопросы:
Какое основное свойство мыла?
Почему краска начала смешиваться?
Вывод:
Молоко содержит жиры. Секрет симфонии цветов заключается в капле мыла. Основное свойство мыла - ликвидировать жиры. Когда мыло помещают в молоко, молекулы мыла стараются атаковать молекулы жиров, молекулы жиров стараются избежать «нападения».
3. Подведение итогов.
- Ребята, вам понравилась наша работа? Что запомнилось больше всего? Какие трудности вы испытывали? Что вы хотите еще изучить? Нужно ли быть мамиными помощниками?