Вера Хренова
НОД по ознакомлению с природой «Животные — наши помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
коммуникация, социализация, художественная литература, познание, музыка.
Программные задачи:
Образовательные:
– познакомить детей с различными породами собак и с историей приручения собак человеком.
– расширить представления о домашнем животном – собаке, их повадках и зависимости от человека.
]Развивающие:
Публикация «НОД по ознакомлению с природой „Животные — наши помощники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
– развивать умение детей свободно общаться с взрослыми и детьми, отвечать на поставленные вопросы.
– учить участвовать в беседе, уметь составлять небольшие рассказы.
– закреплять умение собирать разрезные картинки с изображением собак.
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение, любовь и уважение к животным.
Предварительная работа:
1. Чтение произведений Н. Носова «Дружок», Л. Толстой «Пожарные собаки», А. Барто «На заставе».
2. Рассматривание иллюстраций в книге «Различные породы собак».
3. Чтение пословиц о дружбе и взаимовыручке.
4. Загадывание загадок о животных.
5. Беседы родителей с детьми о том, как собака помогает человеку.
Материал: иллюстрации собак различных пород, разрезные картинки с изображением собак, магнитофон, звукозапись песни.
Ход непосредственно – образовательной деятельности
Звучит грамзапись «Пропала собака», музыка В. Шаинского, слова А. Ламм.
– О ком эта песня? (о собаке)
– Правильно, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о собаках, о наших четвероногих друзьях и помощниках.
Расскажу про собаку,
Про то, как верна
Людям собака
Во все времена.
Про то, как была
Человеком приручена,
О том сколько дел
Собаке поручено.
– А знаете ли вы, кто был предком собаки? (волк.)
– В древние времена люди стали приручать волков. Подумайте, с какой целью человек стал приручать волков? (охранять жилье, ходить на охоту). Правильно, самым первым животным, которого человек сделал своим другом, была собака. Древние охотники, загоняя крупного зверя в глубокую яму, брали на помощь собак, ценя их удивительно тонкое чутье, способность выслеживать зверей. Часть добычи люди отдавали собакам. Так и началась дружба человека и собаки. Собаки почувствовали доброту людей, поверили им и стали впоследствии верными, преданными друзьями.
– Собака – друг человека.
– Почему так говорят?
– Какие пословицы вы знаете о дружбе?
Друзья познаются в беде.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
– Подходят ли эти пословицы к дружбе человека и собаки? (подходят)
– А как собака помогает человеку в жизни? (охраняет, ловит преступников и т. д.)
– Сегодня мы с вами отправимся в музей, а экскурсоводами будут наши ребята. (офтальмотренаж).
– Дети, мы прибыли с вами в музей собак.
– Вы знаете как себя надо вести в музее? (да, говорить тихо, внимательно слушать экскурсовода, ничего не трогать руками).
– Дима расскажет нам о том, как собаки помогали во время войны.
– На войне собаки были верными друзьями солдат. Бывало и так, что «тигры» и «пантеры» боялись собак. Ведь «тигры» и «пантеры» – немецкие танки. Собаки также как и солдаты взрывали их. А еще собаки были санитарами, им на спину привязывали сумки с красными крестами и под пулями собаки пробирались к раненым, чтоб помочь им, вынести солдат с поля боя.
– Молодец, Дима.
– А Настя нам расскажет о другой собаке.
– А есть и пограничные собаки, они вместе с пограничниками охраняют наши рубежи. Если врагу удастся перейти границу, то собака по следу обнаружит его, потому что она обладает очень острым слухом и тонким обонянием. С помощью чутья собака извлекает из окружающей среды важные для нее сведения: кто повстречался – друг или враг. Благодаря таким способностям собака является хорошим помощником на таможне. Специально обученные они помогают искать наркотики и оружие. А в милиции помогают находить преступников и обезвреживать их.
– А как зовут знаменитую милицейскую собаку? (Мухтар).
– А экскурсовод Данила расскажет о собаке-спасателе.
Поиском пропавших и заблудившихся в горах и снежных лавин занимаются собаки-спасатели – сенбернары. Они находят человека засыпанного лавиной и пытаются отрыть, освободить его. А в случае неудачи вызывают на помощь человека. Самый знаменитый из них по кличке – Барри. За свою жизнь он спас 40 человек, сбившихся с пути и погибающих от холода на горных тропах. Люди не забыли Барри и отважному псу поставили памятник в Париже. А если случаются землетрясения или наводнения собаки спасают тонущих и достают из-под обломков раненых. На крайнем Севере живут особые ездовые собаки. – северные лайки, хаски. Собранные в упряжку, они перевозят по необразимым ледяным и снежным просторам людей, грузы и почту. Ездовые собаки – сильные, выносливые.
Чтобы стать сильным и выносливым надо заниматься спортом. Давайте прервем наше путешествие по музею и сделаем зарядку.
Физкультминутка.
Звери делают зарядку.
Звери делают зарядку (ходьба на месте, руки на поясе)
Кто вприскочку (прыжок вверх)
Кто вприсядку (присесть руки вперед)
Кто-то плечи поднимает (поднять плечи)
Кто-то плечи опускает (опустить плечи)
Сделаем руками взмах (руки в стороны)
Вправо – мах, и влево – мах (маховые движения ноги, вправо, влево)
Полуприсед (полуприседания, руки на поясе)
Присед (приседания)
Наклон (наклон вперед, руки в стороны)
Всем спортсменам шлем поклон (подняться на носки, руки вверх, поклон вперед, руками до пола
Возвращаемся в музей и продолжаем экскурсию.
– Давайте послушаем экскурсовода Егора.
Собаки легко поддаются дрессировке, поэтому из них получаются талантливые цирковые артисты. Они танцуют, считают, возят тележки, прыгают через обручи, ходят на задних лапах, даже поют под музыку.
– Бывает собака-поводырь, которая помогает слепым людям.
– Вика расскажет нам о такой собаке.
Незрячий человек, держась за поводок собаки, может идти по определенному маршруту, например, от дома до остановки или до аптеки, магазина, поликлиники. Собака-поводырь помогает уверенно вводить хозяина в транспорт, помогает аккуратно обойти препятствие. Для этой работы подходят только добрые, уравновешенные и внимательные собаки такой породы как овчарки, колли.
– Максим, расскажи ребятам, что ты еще знаешь о собаках?
А есть еще и пастушьи собаки, помогающие пастухам пасти отары овец и коз. Они зорко следят, чтобы волк не подкрался к стаду. Пастушья собака всегда начеку, всегда в движении и всегда готова к схватке с волком.
– Давайте скажем, спасибо, всем экскурсоводам. Наша экскурсия закончилась. Что нового вы узнали?
Собаки очень умные и преданны своему хозяину, они тяжело переносят разлуку. Собака понимает человека, но и человек должен понимать собаку.
Если собака виляет хвостиком, значит, она приветствует вас, здоровается.
Уши стоят торчком - насторожилась, что-то почувствовала. Скалит зубы – злится. Гавкает – предупреждает об опасности. Если все нюхает носом, значит, голодна, пора кормить.
– А кто знает, что любит собака? (мясо, молоко, творог, яйца)
– Ребята, а какие породы собак вы знаете? (овчарка, колли, спаниель)
– У кого дома есть собака?
– Как ее зовут?
– А кому хотелось бы иметь собаку? Как бы ты ее назвал?
Ребята, у вас на столе лежат конверты, в них пазлы, давайте достанем и попробуем собрать картинку, и увидим, что на ней изображено.
Дидактическая игра. (под музыку)
Собери картинку. (пазлы с изображением пород собак).
Сегодня на занятии мы поговорили о наших друзьях – собаках. Я знаю, что вам всем хотелось бы иметь дома такого друга, но взяв домой маленькую собачку, надо о ней заботиться, а не только с ней играть.
А как надо о ней заботиться?
Надо найти в квартире определенное место, где она будет спать и есть. С собакой надо гулять 2 раза в день – утром и вечером, убирать за ней, ходить в ветеринарную лечебницу и делать прививки, чтобы она не заболела. Воспитывать щенка, обучать его, чтоб он понимал ваши команды, соблюдать гигиену и конечно любить своего друга.
Литература:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В., «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи», Изд. Лакоценин С. С. ,- Воронеж 2010гг.
2. Н. Носов, «Дружок».
3. Л. Толстой, «Пожарные собаки».
4. А. Барто, «На заставе».
5. Песня «Пропала собака», музыка В. Шаинского, слова А. Ламм.
6. Ю. Г. Илларионова, «Учить детей отгадывать загадки».