Инесса Митрофанова
НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Наши помощники — органы чувств» с применением ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление ранее полученных знаний детей об органах чувств человека. О их роли в нашей жизни. Как они нам помогают лучше воспринимать окружающую нас среду.
Задачи:
Развивающие:
-учимся при помощи зрительных, слуховых, тактильных и вкусовых ощущений определять предмет.
Образовательные:
-закрепляем знания детей о человеческом мозге, об органах
чувств (зрение, вкус, слух, обоняние, осязание).
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Наши помощники — органы чувств“ с применением ИКТ» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Средняя группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
-уточняем, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии ими окружающего нас мира.
Воспитательные:
-воспитывать у детей аккуратность и чистоплотности по отношению к своему телу, в данном случае к органам чувств.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
Практические (упражнения, опыты).
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Средства обучения :
Демонстрационный материал : ИКТ
Баночки с различными на вкус продуктами.
Дети входят в группу, их встречает доктор в белом халате.
В. – Здравствуйте ребята. Меня зовут доктор Медуница. Сегодня я хочу пригласить вас в познавательную сказку, которая называется «мое сказочное чувство».
Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
Сегодня мы с Вами поговорим о нашем здоровье. От того как работают различные органы нашего организма и как мы о них заботимся, зависит наше здоровье.
В - Хотите узнать что-нибудь о них?
В. - (Да).
В. - Очень хорошо, я с радостью вам о них расскажу. Для начала мне бы хотелось задать вам один не простой вопрос. «Кто такой командир?» (Ответы детей)
В. -А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?
(Педагог показывает детям картинку с изображением мозга.)
В. - Вы догадались, что это такое? (Ответы детей)
В. - Молодцы. Все правильно, это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.).
В - Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Это то, что мы с вами видим в зеркале. Голову. Внутри нее спрятан мозг. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.
В –А теперь подумайте на что она похожа? На кой из орехов? (Ответы детей)
(Показываю половинку грецкого ореха и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга.)
В- Посмотрите какой интересный узор у извилин головного мозга. У каждого из нас эти извилины различные.
- Я вам сейчас открою один секрет. У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запомнить множество запахов, картинок, звуков и никогда их не забывать.
Скажите, а какие органы помогают нашему мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)
М - Молодцы, правильно. Это наши глаза, уши, нос, язык и руки.
Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы их можем заслуженно назвать нашими помощниками.
У меня для вас есть одна загадка.
Загадка
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
В - Молодцы!
В - Наши глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.
В – Теперь я хочу вам предложить провести один эксперимент, с помощью которого мы с вами выясним, зачем нам с вами нужны глаза. Мы с вами поиграем.
Игра.
Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.
В - Так зачем же человеку глаза? (Ответы детей.)
В - Правильно, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но для того чтобы наши глазки хорошо видели, к ним нужно относиться очень бережно и аккуратно. Вы знаете, как правильно нужно относиться к глазкам? Какие существуют правила? (Дети перечисляют правила)
• Нельзя тереть глаза грязными руками.
• Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
• Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
• Нельзя долго играть в компьютерные игры
• Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
В - Молодцы, вы правильно все сказали. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Гимнастика для глаз "Белка"
Белка дятла поджидала,- (Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри -(Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три! -
Пообедал дятел с белкой-(Помигать глазами)
И пошел играть в горелки. -(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
Теперь я вам загадаю еще одну загадку:
Загадка.
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше: (ушки)
В - Слух - это самая большая ценность. Для того чтобы наши ушки были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо их беречь и хорошо за ними ухаживать.
В – Давайте проверим хороший ли у вас слух.
Проводится игра: "Узнай по голосу"
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Алеша (Саша, Маша и т. д. ,
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
М - Вот еще одна загадка для вас.
Загадка.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
В – Скажите мне, а для чего нам с вами нужен нос? (Ответы детей.)
В– Молодцы. А теперь мы с вами выполним одно упражнение для носа, чтобы он хорошо дышал.
Дыхательная гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко - легко подышим.
(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз.)
В – Как хорошо у вас получилось. А теперь проверим, как наши носики дышат. Под этими салфетками я для вас кое - что спрятала. Вы понюхайте и попробуйте определить, что под ними находится.
Игра "Узнай по запаху"
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится под салфетками. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)
В – А как еще можно определить, что это за продукт, если мы его не видим и не можем понюхать? (На вкус.)
В – А какой орган нам поможет это определить? Правильно язычок.
В - На нашем языке есть участки, которые воспринимают каждый свой определенный вкус. Скажите мне, а какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
В - Ребята, а знаете ли вы, что наш язык может не только определять продукты на вкус, но и с помощью него мы с вами разговариваем.
В – А вот для того чтобы наш язык хорошо мог чувствовать и мы с вами могли правильно произносить все звуки. И мы могли разговаривать. Мы сейчас сделаем гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика:
"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.
"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.
"Покусывание кончика языка"
"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.
"Лошадка" Поцокать языком.
"Подуть на кончик языка"
В - Ну вот, а теперь мы проверим, на сколько наши язычки чувствительны. Дети закрывают глазки и пробуют определить на вкус продукт, который они едят: яблоко, банан, морковь, капусту.
В – А теперь я вам загадаю еще одну загадку.
Загадка.
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы)
В – Давайте теперь сделаем с вами зарядку для наших пальчиков чтобы они у нас были здоровы.
Пальчиковая гимнастика:
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
Ну вот мы и потренировали наши пальчики. Теперь мы можем их проверить, мы с помощью пальцев попробуем определить, что лежит в нашем волшебном мешочке.
(Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.)
В – Молодцы. У вас все получилось.
Сегодня мы с вами побывали в сказке оздоровления и чувства. Попробуйте закрыть глазки и представить, что перед вами большой волшебный экран, а на нем показывают все то, что мы с вами сегодня делали, от начала и до конца. Все вспомнили, о чем мы с вами говорили? Вы вспомнили о том, на сколько важны для нас органы чувств? О том как они нам помогают? Что "командир" нашего тела называется….(дети продолжают).
Что у нашего мозга есть память. А его помощниками являются (органы чувств).