Ирина Бельская
НОД по ознакомлению с окружающим на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста
НОД по ознакомлению с окружающим на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: закреплять знания о видах транспорта, расширять знания о том, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения).
Ход занятия:
Воспитатель:
- Отгадайте загадку.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим на тему „Транспорт“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Что это? Скажи скорей! Транспорт.
Воспитатель:
Правильно! Вы наверно догадались, что тема нашего занятия «Транспорт».
Люди с давних времен верили в чудеса и сочиняли волшебные сказки. Ковер-самолет легко переносил сказочных героев по воздуху через моря и океаны.
Быстро летает ковер-самолет,
Словно на крыльях тебя он несет.
Можно на нем, куда хочешь, добраться.
Самое главное — крепче держаться.
Все мы помним удивительную самоходную печку. На ней ездил к царю Емеля.
У Емели печь была
И блины она пекла.
Но по щучьему веленью,
По Емелину хотенью
Вдруг сошла она с ума
И поехала сама!
И ковер-самолет, и Емелина самоходная печка являются транспортом. Только волшебным. С его помощью герои сказок переносились из одного места в другое, когда они этого хотели.
И сегодня мы поговорим о транспорте, который не менее интересен, чем волшебный. Само слово «транспорт» означает — «перемещение». Поэтому транспортом называют обычно то, что перемещается в пространстве : ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.
Дидактическая игра «Подумай – отгадай»
Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их будет больше всего.
Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.)
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.)
Кто управляет автомобилем? (Водитель.)
На чем можно передвигаться по воздуху? (Самолете, вертолете, воздушном шаре, ракете.)
На чем можно ехать по дороге? (На машине, автобусе, грузовике.)
На чем можно передвигаться по воде? (На пароходе, паруснике, лодке.)
На чем можно ехать по железной дороге? (На поезде, электричке)
Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)
Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)
К какому виду транспорта относится пароход? (К водному)
Кто управляет поездом (Машинист)
Чем управляет летчик (Самолетом)
Какой транспорт движется с помощью электричества (трамвай, троллейбус)
Физминутка.
Грузовик
Грузовик песок везет (идут по кругу, изображая руль в руках)
Удивляется народ: (Останавливаются, поворачиваются лицом друг другу, разводят руками, делают удивленное лицо).
«Вот так чудо — чудеса, (2 раза наклоняют голову вправо – влево).
В нем песок под небеса» (тянутся на носочках, поднимая руки вверх).
Дидактическая игра «Угадай транспорт»
Мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт».
Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым правильно отгадает, о каком транспорте идёт речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.
Дом — чудесный бегунок
На своей восьмёрке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
(Трамвай.)
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус.)
Что такое — отгадай:
Ни автобус, ни трамвай.
Не нуждается в бензине,
Хотя колёса на резине.
(Троллейбус.)
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы —
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
(Грузовики.)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём!
Только лучше правь рулём!
(Велосипед.)
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжёлый подхвачу.
Где прикажут — положу,
Человеку я служу!
(Подъёмный кран.)
К нам во двор забрался «крот»,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает.
(Экскаватор.)
Вот утюг так утюг!
Ах, какой огромный!
Он прошёл — дорога вдруг
Стала гладкой, ровной!
(Каток)
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальёт пожар любой
Смелая дружина.
(Пожарная машина.)
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь — сороконожка.
По дорожке той ползёт,
Весь обоз один везёт.
(Поезд.)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет —
Пять плугов тащит.
(Трактор.)
Эта сильная машина
Едет на огромных шинах.
Сразу полгоры убрал
Семитонный…
(Самосвал)
Чтобы он тебя повёз,
Не попросит он овёс.
Накорми его бензином,
На копыта дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (автомобиль)
Воспитатель: Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада, кто далеко живет, на чем? Пешком, на машине, автобусе.
- Кто живет рядом с детским садом – пришел пешком, кто живет далеко от детского сада – ехали на автобусе, машине, такси (воспитатель помещает на магнитной доске соответствующие картинки). А машина, автобус, такси это что? (Транспорт)
- А кто управляет транспортом? Водитель.
- Как называется машина, которая помогает перевозить груз? Грузовая
- Какие грузы могут перевозить грузовые машины.
-Мебель, песок, снег, продукты, бензин, молоко.
- Как называется транспорт, который перевозит людей?
-Пассажирский.
Транспорт бывает пассажирский – он перевозит людей.
И бывает грузовой - он перевозит разные грузы.
Так же транспорт бывает специального назначения:
1. Пожарная машина.
2. Скорая помощь.
3. Полиция (показ иллюстраций)
Пальчиковая игра “Посчитаем”.
Будем пальчики сгибать -
(сжимать и разжимать пальчики)
Будем транспорт называть :
Автомобиль, такси,
Трамвай, метро, автобус
(разжимают пальчики, начиная с мизинца)
5 пальцев мы в кулак зажали,
5 видов транспорта назвали.
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).
- Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать. Водитель должен хорошо знать устройство своей машины, ее части.
Дидактическая игра “Почини машину”
Водители сильно жали на педали,
Развалилась машина на детали.
Помогите, помогите
Машинку из деталей соберите.
Дети собирают машинки по частям (из разрезных картинок). По окончании называют, что у них получилось.
В конце занятия воспитатель читает стихотворение и предлагает нарисовать детям транспорт наземный, воздушный, водный или транспорт специального назначения.
Много есть машин на свете, специальных и больших,
Всем нужны машины эти и без них не обойтись.
Высоты я не боюсь, поднимаю в небо груз.
Я — силач и великан, а зовут меня все кран.
Я не мчусь, как грузовик, быстро ездить не привык.
Я асфальт катаю тут. Все катком меня зовут.
Кто усталости не знает? кто дороги нам ровняет?
Это — грейдер, он притом, впереди с большим ковшом.
Жаркий день, а на экватор груз везёт рефрижератор.
В холодильнике его мясо, масло, молоко.
У столба стоит машина с механической рукой.
Здесь электриков поднимут свет зажечь для нас с тобой.
Вам скажу, не ошибусь: возят фуры разный груз.
Овощи и фрукты, технику, продукты,
Джинсы, куртки, пледы и велосипеды.
И на завтрак, и на ужин хлеб к столу, ребята, нужен.
Летом — в зной, зимой — в мороз хлеб развозит хлебовоз.
Бензовоз — машина с бочкой, только он совсем не трус.
Объезжает ямы, кочки, в нём бензин — опасный груз