Светлана Найденова
Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие Пирожка» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Жил-был на свете Пирожок. Был он пухленький, румяный и очень любопытный (рис 1). Пирожок все время задавал окружающим вопросы : что, где, почему, когда, зачем?
И вот однажды ему стало интересно как устроен организм человека.
Что такое организм? (Наши тело и все его органы). Какие органы вы знаете? (Сердце, легкие, печень, почки,.).
Пирожку стало интересно куда попадает пища после того, как мы ее съели и что происходит дальше.
Подошел Пирожок к губам. Вдруг губы открылись и появился. кто? (Язык, (рис 2).
- Ты кто? - спросил удивленно Пирожок.
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Путешествие Пирожка“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Я - язычок, а ты кто?
- А я - Пирожок. Что ты здесь делаешь?
- Я здесь живу. Это ротовая полость - мой дом. (Показать на общем рисунке)
- Ты живешь здесь один? - спросил Пирожок.
- Нет, здесь живут еще зубы, их 28.
- Так много?
- Да, они мои помощники.
Ребята, для чего нужны зубы? (Чтобы жевать пищу, откусывать). Для чего нужен язык (Провести опыт с использованием сахара, соли, лимона и горчицы, для определения вкусовых зон языка)
Язык нам нужен для того, чтобы попробовать какого вкуса пища: горькая или сладкая, кислая или соленая. (Дети приводят примеры)
- Скажи, язычок, а что происходит после того, как пищу измельчили зубы, а ты узнал какого она вкуса? - поинтересовался Пирожок.
- Заходи сюда, в ротовую полость, я тебе расскажу.
Пирожок зашел. В ротовой полости было темно, а в конце он увидел какое-то странное отверстие и подошел к нему. Оказалось, что это трубка, похожая на горку - длинная и скользкая (рис 3).
- Что это? - спросил Пирожок.
- Это пищевод. - ответил язычок. Ну все, дальше иди сам.
Пирожок сел и покатился по пищеводу, весело смеясь. Катился-катился и упал в большую сумку. Она тоже была внутри скользкой и мягкой.
- Что это? - спросил Пирожок (рис 4).
- Я, - ожила большая сумка, - желудок.
- Так значит сюда попадает измельченная пища (кусочки пищи?
- Да, именно сюда.
- И что происходит дальше с ними? - спросил Пирожок.
- Какой ты любопытный. Ладно слушай. У меня есть друзья-помощники. Их зовут Ферменты. Они очень маленькие, меньше темя, но большие труженики.
- Как же мне их увидеть?
- Их можно рассмотреть под увеличивающей лупой. Вот - смотри! (рис 5)
- Ах! - сказал Пирожок, - какие маленькие! Что они делают?
- Ферменты отрывают от большого кусочка пищи маленькие. Это называется расщепление. Так получается много маленьких кусочков пищи.
- И что потом?
- Потом расщепленная пища попадает в кишечник (показать на общей иллюстрации) (рис 6).
- Как интересно! - И Пирожок пошел дальше.
- Спасибо за рассказ Желудок!
- Пожалуйста.
А дальше он увидел странное существо, похожее на гусеницу, это была Двенадцатиперстная кишка (рис 7).
Ребята, что такое персты? (Пальцы)
Так в старину называли пальцы-перстами.
Двенадцатиперстная кишка называется так потому, что сложив пальцы рук (показать как) и добавив еще два пальца, мы получаем длину нашей Двенадцатиперстной кишки. Интересно, правда?
А наш герой Пирожок опять спрашивает :
- Что делаешь ты, Двенадцатиперстная кишка?
- А я, как и желудок, продолжаю расщеплять пищу на еще более мелкие кусочки.
- И тебе тоже помогают Ферменты?
- Да.
- Вот здорово! И Пирожок побежал дальше, прямо в толстый кишечник.
А в толстом кишечнике было много-много маленьких узких отростков. Это были ворсинки.
- Интересно зачем они нужны? - спросил Пирожок.
А вот здесь, ребята, самое интересное. Ворсинки проглатывают из маленьких кусочков только самые вкусные и полезные: витамины, белки, жиры, углеводы, питательные вещества.
А остальные пища, которая не содержит ничего полезного, начинает склеиваться в один большой комок, продвигаясь по толстому кишку.
- А дальше? - спросил Пирожок.
- Она выходит из нашего организма.
- Так вот как устроен наш организм!