Нестеренко Ольга Сергеевна
НОД по окружающему миру «Грач — вестник весны» (средняя группа)
НОД по окружающему миру.
«Грач – вестник весны»
(средняя группа)
МБДОУ «Детский сад «Развитие»
Нестеренко Ольга Сергеевна
воспитатель группы № 6 .
Тема: «Грач – вестник весны»
Цель:. расширение и обогащение представлений детей о грачах и первых признаках весны.
Задачи:
Публикация «НОД по окружающему миру „Грач — вестник весны“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Грач, грачи. Все о грачах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные задачи: расширять представления о перелетных птицах и их жизни в весенний период, знания о видах птиц, названиях, их внешних признаках, питании, повадках, условиях проживания; углубить знания о свойствах снега и солнца.
Развивающие задачи: развивать эмоционально-положительное отношение к птицам, интерес к жизни птиц; развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, память, мышление, слух; развивать разговорную речь; развивать двигательную активность.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края; формировать желание заботиться о птицах; трудолюбие.
Виды детской деятельности в НОД:
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательно-исследовательская
- Продуктивная
- Музыкальная
- Восприятие художественной литературы
Методические приё мы: загадывание загадок, чтение стихотворений, беседы о погоде, о солнце, о грачах, наблюдение за грачами, дидактическая игра «Голоса птиц» (звукоподражания голосам птиц)
Ожидаемые результаты:
- Развитие у воспитанников интереса к природе;
- Умение действовать самостоятельно;
- Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и в общении со взрослыми и сверстниками;
- Воспитание нравственных качеств;
- Расширение и активизация словарного запаса;
Предварительная работа:
наблюдения в природе, беседы о состоянии погоды;
чтение художественной литературы о птицах, загадки о птицах, беседы, рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
дидактические игры: «Зимующие и перелетные птицы», «Голоса птиц»
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, милые друзья!
Видеть вас сегодня очень рада я.
Сегодня с вами вместе, мы многое узнаем,
И кое- что мы вспомним, немножко поиграем.
Хочу я для начала с вами поиграть.
Про все времена года немного разузнать.
Игра «Так бывает или нет» – если бывает говорите «Да», если не бывает говорите «Нет» – будьте очень внимательными, чтобы не ошибиться.
Осенью листья желтые летят и шуршат, шуршат, шуршат (Да);
А зимой растут цветы, небывалой красоты (Нет);
Летом любим загорать и плескаться в речке (Да);
Осенью ловить стрекоз и кузнечиков (Нет);
Поиграть зимой в снежки очень любят дети (Да);
А весной пускать кораблики в ручейки и речки (Да);
Летом в небе тучки хмурятся и снежок летит на улице (Нет);
Снег растаял и пришла к нам красавица весна (Да).
Воспитатель: Молодцы, были очень внимательными. Кто мне скажет какое время года сейчас.
Дети: Весна.
Воспитатель: Назовите мне весенние месяцы, отвечайте полным ответом.
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Молодцы! Правильно, какой сейчас месяц?
Дети: Март.
Воспитатель: А следующие весенние месяцы.
Дети: Апрель, май.
Воспитатель: Правильно, а кто из вас знает пословицы и поговорки о весне.
У раннего марта- апрельские проталины;
Март теплый всех привечает;
В марте рано затаит- долго не растает;
Пришел март-марток- надевай двое порток;
Зима весну пугает- да все равно тает;
Весенний дождь лишним не бывает.
Воспитатель: Молодцы, а теперь я вас попрошу, рассказать какие изменения в природе происходят весной.
Дети: Тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, оживает природа, прилетают птицы.
Воспитатель: Правильно, а кто мне скажет, как называются птицы, которые возвращаются к нам весной.
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Молодцы, а кто знает названия перелетных птиц.
Дети: Журавли, ласточки, скворцы, жаворонки.
Загадки про грачей
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица…
Что за весенняя птица
Любит за плугом ходить
И кормиться?
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица:
Для деревьев наших врач.
Угадай, кто это?.
На вербе с треском рвутся почки,
На речке лед трещит в ночи,
И гнезда вьют без проволочки
На ветках первые …
Воспитатель: Молодцы, много птиц назвали, вот сегодня я хочу вас познакомить с перелетной птицей – грач. В народе говорят: «Грач на горе, весна на дворе», «увидел грача, весну встречай». Их называют предвестниками весны (показ слайдов – грач)
Грач первая из перелетных птиц, которая после долгой зимы прилетает к нам с юга. Когда говорят «грачи прилетели»- это значит, что весна вступила в свои права. Грачи прилетают в начале марта, когда появляются первые проталины. Грачи гнездятся большими колониями (семьями). Для постройки они выбирают березовую рощу, липовый сад или парк. Устроившись в намеченном месте, грачи из года в год возвращаются сюда и их очень трудно отогнать. Гнездо у грачей большое и глубокое так, что от сидящей там грачихи виден только один хвост. Когда самка высиживает птенцов, самец заботится о ней, приносит ей корм. С того момента, когда во всех гнездах появляются птенцы, шум становится очень сильным. Родители без устали весь день непрерывно таскают корм. В июне молодые птенцы выбираются из гнезда и хорошо летают.
Собравшись в большие стаи грачи бродят всю весну, лето и большую часть осени по полям и лугам, уничтожая несметное количество разной мелкой твари, в том числе множество вредной, каковы например улитки, разные черви, жуки, гусеницы, куколки и личинки насекомых и мыши. Грачи освобождают деревья от прожорливых листоедов и не дают этим вредителям отложить яйца, из которых выходят личинки вредящие растениям и их корням.
Воспитатель: Очень хорошо, теперь предлагаю поиграть.
Пальчиковая игра «Грачи»
Прилетели к нам грачи. (Помахать крыльями)
Первый грач испек пирог, (Загибать пальчики по очереди на одной руке)
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики на другой руке)
Выходи грачей считать.
Воспитатель: Молодцы, посмотрите у нас дерево (веточки березы, но на нем никого нет, я предлагаю заселить его.
Дети: Да.
(проходим за столы)
Вскоре после прилета,грачи начинают ремонтировать старые гнезда или строить новые. Грачи большие птицы и гнезда у них большие (показ слайдов).
Гнезда грачи устраивают на высоких деревьях. На одном дереве до десятка гнезд.
Воспитатель: Ребята, а для чего грач строит гнездо? (откладывают яйца, высиживают птенцов, кормят их, учат летать.).
Давайте попробуем смастерить гнездышко из березовых веточек,но при помощи рук,а не клюва.
Ну а теперь нам пора побывать в роли художника. Посмотрите, у нас есть незаконченные белоствольные березки. Дети наносят чёрной акварелью «узор»на ствол дерева. Ребята приступайте к работе, будьте аккуратны. (пока дети выполняют задание звучит музыка П. И. Чайковского «Песня жаворонка. Март» из цикла Времена года»).
Коллективная работа
Какие вы молодцы! Посмотрите, какая красивая работа получились у нас.
Давайте мы повторим, с каким же перелетными птицами мы сегодня познакомились?
Дети: с грачами.
Молодцы!
Наше занятие окончено. А наша совместная работа займет почетное местно у нас в группе.