Наталья Жукова
НОД по ОБЖ в подготовительной группе
▼ Скачать
Тема: «Огонь-враг или друг человека?»
Цель: ознакомить детей с пользой или вредом, который может принести человеку огонь; выучить правила противопожарной безопасности и правила поведения при возникновении пожара; воспитывать уважение к профессиям пожарных, сталеваров, электросварщиков и др.
Оборудование: свечи, иллюстрации предупреждающих знаков, песок, вода, плотная ткань, игрушечный телефон, наборы знаков для игры на каждого ребёнка.
Публикация «НОД по ОБЖ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход занятия
1. Организационный момент. Пальчиковая разминка «Пожарная команда»
Вот пожарников команда-
Десять бравых удальцов.
На пожары выезжают
Каждый всем помочь готов.
Один тянет шланг умело,
Второй – воду подаёт,
Третий лезет вверх
И смело пробирается в окно.
Два последних подоспели
Чтоб помочь спасти людей
Ведь пожар такое дело,
Надо действовать быстрей!
2. Вводная беседа. Загадываю детям загадку:
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
-Как вы думаете, о чём эта загадка? (Об огне.)
Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.
-Настя прочтё т нам стихотворение о пользе огня:
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.
- Какие вы знаете, профессии, где человек применяет огонь? (Дети перечисляют) - И в работе электросварщика тоже нужен огонь.
А ты видел, как он
Управляет огнем?
Железная маска
Надета на нем.
Вот строится дом –
Посмотри поутру:
Он в стеганой куртке
Сидит на ветру.
Варил он опоры
Могучих мостов,
Варил он суда
Из огромных листов,
Железо с железом
Он может сварить!
Он добрый волшебник,
Что тут говорить!
3. Опыт. Воспитатель ставит в центр круга безопасный подсвечник и зажигает свечу:
-На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далёких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Но они смогли «приручить» его, «поселить» в своём доме, и сделать своим верным помощником. Как вы думаете, ребята, как и чем, огонь стал помогать людям? (ответы детей)
Люди научились плавить медь, ковать оружие.
-Молодцы ребята! Посмотрите на наше маленькое пламя, оно напоминает нам отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спасали людей. Давайте поднесём руку к свече, что вы чувствуете? (Ответы детей.)
Но давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.
Опыт: показать детям, что есть невидимое пламя и оно тоже опасно. Поднести бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.
Вывод: нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку
Посмотрите на этот знак, его изображают на тех предметах которые быстро воспломеняются и их нельзя близко подносить к открытому огню.
Воспитатель: Но давайте посмотрим, чем можно тушить пожар.
Опыт: Показать детям возможность тушения пламени разными средствами. (Вода)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему вода гасит огонь? (Ответы детей.) А вы знаете, что огонь может дышать, так же как и люди. И если ему перекрыть доступ воздуха (кислорода, то огонь погибнет.
Продолжение опыта с песком, землёй, плотной тканью.
Вывод: Не важно, чем тушить огонь – сухим песком или мокрой водой. Главное перекрыть доступ кислорода.
- Ребята, бывает и так, что огонь из верного друга и помощника превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
4. Тренируемся вызывать пожарных.
- Ребята! Слово «пожар» вам приходится слышать часто. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии? (Где видели)
- А что надо сделать если вы заметили пожар? (Ответы детей)
На столах карточки с номерами телефонов: 01, 02, 03, 04, 05…. Выберите и покажите мне.
-А кто помнит как надо вызывать пожарных? (Ответы детей)
Помощь придет в срок,
Если сделать правильно звонок.
Нужный номер наберите,
И как это сделать покажите.
“Ноль-Один” суметь набрать.
И назвать ещё потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком.
И ещё сказать: “Даю вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою”.
Дети пробуют «вызывать» пожарных. (2-3 человека)
5. Физминутка
Где с огнем беспечны люди, (шагаем по группе)
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой пожар.
Раз, два, три, четыре —(Руки приложили к голове, наклоны головой в стороны)
У кого пожар в квартире.
Дым столбом поднялся вдруг. (Руки вверх, тянемся на носках вверх)
Кто не выключил утюг.
Красный отблеск побежал. (бежим на месте)
Кто со спичками играл.
Стол и шкаф сгорели разом. (Повороты влево, вправо)
Кто сушил белье над газом.
Пламя прыгнуло в траву (Прыжки на месте)
Кто у дома жег листву.
Кто бросал в огонь при этом (Махи руками)
Незнакомые предметы.
Дым увидел — не зевай и пожарных
вызывай.
6. Причины возникновения пожара.
-Часто пожары возникают по вине людей, в том числе и детей. Чтобы с вами не случилось беды, запомните эти правила:
Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты: она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Крепко помните, что спички –
Не игрушка для ребят!
- Очень большую опасность представляют собой костры, которые ребята разводят вблизи строений. Почему? (Ответы). Всем надо помнить, что вблизи любых строений запрещено разжигать костры, сжигать мусор или листья.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей,
Может быть беда большая
Для построек и людей.
-Хорошо, что многие из вас помогают своим родным в домашних делах, умеют приготовить обед или выгладить белье. Но и здесь также надо помнить о пожарной безопасности:
Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголек целый дом может сжечь.
(Почему)
- Не только от углей может быть пожар:
(Почему? Еще от чего может быть пожар)
Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
(Почему? А только ли с утюгом)
Не отключив электроприбор,
Можно остаться без новеньких штор.
Шторы сперва задымят, а потом
Вместе со шторами вспыхнет весь дом.
(Почему? Что еще может стать причиной пожара)
Не суши белье над газом –
Все сгорит единым разом!
(Почему? Что еще нужно помнить при обращении с газом)
Рассматриваем знаки пожарной безопасности : «Не пользоваться электроприборами», «Не курить»
-Ни в коем случае не зажигайте фейерверки, свечи или бенгальские огни дома. Это нужно делать только в присутствии взрослых и на улице. Почему?
- Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лаки, дихлофос, краски, а также с газовыми баллонами и т. д. Почему? Чем они опасны?
7. Работа с плакатом «Опасные ситуации дома». Зачеркните опасные предметы.
8. Правила поведения при возникновении пожара. Если всё же случился пожар:
Давайте познакомимся и постараемся запомнить правила поведения при пожаре:
1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же его затушить. Чем? (Одеялом, водой, песком, огнетушителем).
2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. (Можно ли при пожаре прятаться в укромных местах?
3. Если не можешь убежать из горящего дома, сразу же позвони по телефону – 01 и сообщи о пожаре. После этого зови на помощь соседей и прохожих. (Можно ли просто из шалости вызывать пожарных? Почему)
4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на колени и продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше. Намочи тряпку и приложи ее к лицу.
5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
6. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. (К чему может привести паника)
9. Д/игра «Найди знаки»
Мы с вами сегодня познакомились с некоторыми знаками пожарной безопасности. Сейчас мы проверим как вы их запомнили.
- Из всех знаков, которые лежат у вас на столе, отберите знаки пожарной безопасности.
- Найдите одинаковые знаки. Проверяем.
10. Итог занятия.
-Так что же огонь-друг или враг человека.
-Что нужно сделать если вы увидели огонь?
-Куда надо звонить? Что сообщить пожарным?
-От чего может произойти пожар?
-Какие правила пожарной безопасности вы запомнили?
Крепко надо помнить о правилах пожарной безопасности. И если вы их будете всегда соблюдать, то вам не понадобятся правила тушения пожаров, но и их забывать нельзя.