Татьяна Ивановна Кузина
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Обучение звуковому анализу, на примере слова «лук»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Обучение звуковому анализу, на примере слова "ЛУК".
Цель: Обобщение пройденного материала по звуковому анализу слова.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
• закреплять умение детей называть слово с заданным звуком в игре "Цепочка";
• закрепление твёрдой и мягкой фонемы звуков в игре "Назови братца";
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Обучение звуковому анализу, на примере слова „лук“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
• обучить звуковому анализу слова "ЛУК";
• учить составлять предложение. Развивающие:
• развивать речь, внимание, мышление;
• развивать речевую активность, зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить красиво, правильно;
• формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Интеграция образовательных областей: "Коммуникация" общение с взрослыми и детьми, развитие устной речи; "Познание" через понятие: звук, буква, предложение, название звуков : гласный, согласный, твёрдый, мягкий; "Социализация" через театрализованную и игровую деятельность; "Физическая культура" через физминутку.
I. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями (дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются гостям).
-Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре- Верно, четко говорим, Никуда мы не спешим!
II. Мотивационная игра.
- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. Осень в лесу!
Заходим в осенний лес!
Много здесь вокруг чудес!
Вот березки золотые шумят
Под березками грибочки стоят
В корзинку прыгнуть хотят!
(в этот момент появляется корзинка)
- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу! (Звучит музыка из м/ф "Маша и медведь" : песенка "Про следы'").
- Как вы думаете, кто же её мог здесь оставить?
- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же - это Маша!
(появляется кукла Маша и говорит, что это её корзинка, в которую Мишка сложил задания, которые ей нужно выполнить, но она одна никак не может справиться с ними)
- Поможем, ребята, Маше!
- Что тут у нас в корзинке?
- Ребята, Мишка положил Маше в корзинку "звуковичков"!
- Давайте поможем Маше узнать какие звуки они поют. (А, О, У,И)
- Какие звуки они пели : гласные или согласные? (гласные)
- Почему? (Воздух выходит свободно, не встречая препятствий во рту)
- А какие бывают препятствия? (Губы, зубы, язык)
- А какие звуки мы произносим встречая препятствия? (Согласные)
- А каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным)
- А чем отличаются звуки от букв? (Звуки-слышим и произносим, а буквы-видим и пишем)
III. Введение в тему занятия.
1. Игра "Цепочка"
- Посмотрите сколько разноцветных листьев Мишка собрал в цепочку! Наверное, он нам предлагает поиграть в цепочку слов.
- Я называю слово, выделяя последний звук. А вы на этот звук называете своё слово. Будьте внимательны!
- Называю слово "ЛЕС", чётко выделяя последний звук "С". ( ответы детей: сова - абрикос - снег - гора и т. д.)
- Молодцы, справились с этим заданием.
2. Игра "Назови братца"
- В корзинке ещё какие-то человечки-братцы. ( Достаю из корзинки фигурки двух человечков: большой - синий, маленький - зеленый)
- Мишка нам предлагает игру "Назови братца".
- Как вы думаете, почему они разного цвета? (Маленький зелёный братец -мягкий согласный, а большой синий братец — твёрдый согласный)
- Я буду называть вам братца маленького, а вы мне - большого и наоборот. (Отвечает каждый ребёнок)
- Назовите слова, где будет первый согласный звук - маленький братец. (Зима, тина, пена)
- Поможем, ребята, Маше!
- Что тут у нас в корзинке?
- Ребята, Мишка положил Маше в корзинку "звуковичков"!
- Давайте поможем Маше узнать какие звуки они поют. (А,О, У,И)
- Какие звуки они пели : гласные или согласные? (гласные)
- Почему? (Воздух выходит свободно, не встречая препятствий во рту)
- А какие бывают препятствия? (Губы, зубы, язык)
- А какие звуки мы произносим встречая препятствия? (Согласные)
- А каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным)
- А чем отличаются звуки от букв? (Звуки-слышим и произносим, а буквы-видим и пишем)
III. Введение в тему занятия.
1. Игра "Цепочка"
- Посмотрите сколько разноцветных листьев Мишка собрал в цепочку! Наверное, он нам предлагает поиграть в цепочку слов.
- Я называю слово, выделяя последний звук. А вы на этот звук называете своё слово. Будьте внимательны!
- Называю слово "ЛЕС", чётко выделяя последний звук "С". ( ответы детей: сова - абрикос - снег - гора и т. д.)
- Молодцы, справились с этим заданием.
2. Игра "Назови братца"
- В корзинке ещё какие-то человечки-братцы. ( Достаю из корзинки фигурки двух человечков: большой - синий, маленький - зеленый)
- Мишка нам предлагает игру "Назови братца".
- Как вы думаете, почему они разного цвета? (Маленький зелёный братец -мягкий согласный, а большой синий братец - твёрдый согласный)
- Я буду называть вам братца маленького, а вы мне - большого и наоборот. (Отвечает каждый ребёнок)
- Назовите слова, где будет первый согласный звук - маленький братец. (Зима, тина, пена)
- Назовите слова, где будет первый согласный звук - большой братец. (Маша, рама, рука)
IV. Физкультминутка.
- Ребята, мне рассказала Маша, что ей приснился сон. Она шла по лесу и встретила короля, а она была принцессой. Давайте воспроизведём Машин сон и представим как все могло произойти.
(дети становятся в круг и выполняют движения по тексту)
Шёл король по лесу, (в круг выходит мальчик "король ")
Нашёл себе принцессу, (выбирает девочку "принцессу")
Давай с тобой попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
И ручками похлопаем,
И ножками потопаем,
Головкой покачаем.
V. Звуковой анализ слова "ЛУК"
- Нам Мишка предлагает отгадать загадку: Скинули с Егорушки
Золотые перышки.
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка. (Лук)
(Достаю из корзинки большую луковицу).
- Ребята, как вы думаете, для чего в корзинку Маше Мишка положил лук?
(Чтобы не заболеть осенью, нужно кушать лук)
(Вывешиваю на доску картинку звукового анализа слова "Лук ")
- Положите перед собой картинки с домиками.
- Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему?
(Под картинкой три клеточки, поэтому в слове три звука)
- Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово, и как мне указка будет помогать (показываю как вести указкой под клеточками и произносить слово). А теперь попробуем прочитать также. Послушайте, как в слове
звучит первый звук -Лллук. (провожу указкой под схемой, задерживая указку под первым звуком). Повторите слово, выделяя голосом этот звук. Первый звук - "Л", в первом доме живёт звук "Л", Полина, поставь его в первый домик. Каким цветом мы обозначим этот звук? (синим) - Почему? (это согласный)
- Какой второй звук в этом слове? (звук "У")
- Произнесите его. Какой это звук? (гласный)
- Каким цветом мы его обозначим? (красным)
- А теперь самостоятельно обозначьте третий звук.
(прохожу и смотрю, как дети справились с заданием на местах. При этом один ребёнок выполняет задание у доски с объяснением)
- Прочитаем слово хором, (появляются карточки-схемы предложения и картинки Мишки, сердечка, малинки.)
- Как вы думаете ребята, что хочет Мишка нам предложить сделать? И, что это за карточки? (это схема предложения, а по картинкам нам нужно составить предложение)
- Всё верно! Сядьте ровненько, спинки прямые.
- Какое предложение мы можем составить?
(Мишка любит малину.)
- Из чего состоит предложение?
- Аня, ты будешь словом "Мишка". Выходи и возьми свою карточку-схему.
- Антон, ты будешь словом "любит".
- Юля, ты будешь словом "малину".
(Дети объясняют, почему они выбрали каждый свою схему, при этом становятся так, как идут по порядку слова в предложении.)
- Попробуем поменять слова в предложении. (Дети меняются местами и читают предложение).
Молодцы, ребята!
VI. Итог занятия.
- Кто приходил к нам в гости?
- Какие звуки нам пели звуковички?
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какие задания были интересными и понравились вам больше?
VII. Рефлексия.
- Ребята, в корзине у медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим чем они отличаются, ( настроением: грусть, радость, задумчивость)
- Если вам сегодня было легко и вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого, а если совсем трудно - грустного.
В конце занятия раздаются каждому ребенку раскраски от Маши и Мишки.
Оборудование: