Зинаида Кшнякина
Семинар-практикум с воспитателями ДОУ «Методика обучения правильному звукопроизношению в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Методика обучения правильному звукопроизношению по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте»
I часть – теоретическая.
Уважаемые воспитатели!
Сегодня мы с вами собрались поговорить о такой проблеме, как обучение правильному звукопроизношению с детьми по обучению грамоте со старшими дошкольниками. Известно, что чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Должны быть обязательно предпосылки обучения чтению и письму. Однако процесс письма и чтения имеет очень сложную психо-физиологическую структуру, и неправильное обучение до школы только затруднит этот процесс в школе, ведь учителю придется не только учить, но и переучивать ребенка. Поэтому перед педагогами ДОУ ставится важная задача: не учить дошкольников читать и писать, а создавать условия, предпосылки для успешного обучения письму и чтению.
Публикация «Семинар-практикум с воспитателями ДОУ „Методика обучения правильному звукопроизношению в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Чему должны научиться дети в старшем дошкольном возрасте:
• Производить звуковой анализ слов:
- интонационное выделение последовательности фонем и общий анализ слова, при котором создается модель такой последовательности;
- дифференциация гласных и согласных фонем в результате чего появляются более конкретная модель фонемного состава слова;
- дифференциация твердости – мягкости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове.
• Закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги;
• Знакомить с ударением: выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.
• Учить понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3-4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку.
На начальном этапе (3-4 года) подготовки к обучению звуковому анализу слов дети учатся сравнивать звуки речи с природными и бытовыми шумами.
Далее детей должны научить ориентироваться в фонемном (звуковом) составе слова.
В средней группе детского сада дети знакомятся с короткими словами, состоящими всего из двух звуков (уж, ус, ум, он и т. д., учатся отвечать на
вопросы: С какого звука начинается слово ууууж?
Какой звук слышится после звука «у»?.
При этом обязательно используются кубики, картинки, игры. До пяти лет дети уже должны различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, выделять первый гласный звук в слове, который интонационно выделяется, различать на слух твердые и мягкие согласные (не употребляя термины, сравнивая звуки с природными и бытовыми шумами.
С пяти лет следует уделять звуковому анализу большее внимание. Можно перейти к анализу трехзвуковых слов (дом, сыр, бак, шар и т. д., а потом разбирать четырех- и пятизвуковые (лиса, бусы, домик, грибы и. д.). Все занятия проводятся в игровой форме. Рекомендуется объяснить ребенку, что звуковой состав слова можно представить в виде модели, обозначив каждый звук определенной фишкой, схема должна обязательно располагаться под рисунком, обозначающим слово.
II часть-практическая.
Игра-занятие с воспитателями.
1. Задание №1.
Игра «Оживи слово»
Цель: выполнение звукового анализа слова.
Оборудование: фишки для звукового анализа слов; предметные картинки: лес, яблоко, апельсин, петух, утята, пианино.
Ход занятия.
Воспитателям предлагается выполнить звуковой анализ слов с помощью фишек и прокомментировать выполненные действия.
2. Задание №2.
Игра «Путешествие по алфавиту»
Цель: умение называть букву и определять, каким звуком она обозначена.
Оборудование: буквы.
Ход.
Воспитателям предлагается взять буквы и назвать, какими звуками они обозначены.
Итог. В конце воспитателям предлагаются памятки с планом звукового анализа слов, правильностью произношения букв в алфавите и с дифференциацией звуков речи по твердости-мягкости.
Памятка для воспитателей 1.
План звукового анализа слов.
Игра «Оживи звук»
Например: слово «ЛИСА»
В. Какой первый звук в слове «ЛИСА»?
Р. В слове «ЛИСА» первый звук «ль», согласный, мягкий.
В. Какой второй звук в слове «ЛИСА»?
Р. Второй звук «и», гласный, безударный.
В. Какой третий звук в слове «ЛИСА»?
Р. Третий звук «с», согласный, твердый.
В. Какой последний, четвертый звук в слове «ЛИСА»?
Р. Последний звук «а», гласный, ударный.
В. Сколько всего звуков в слове «Лиса»?
Р. 4 звука.
В. Какие, давайте еще раз их назовем.
Р. «ЛЬ», «И», «С», «А».
В. Сколько гласных звуков в слове «ЛИСА»?
Р. 2 звука.
В. Какие?
Р. «И», «А».
В. Сколько согласных звуков в слове «ЛИСА»?
Р. 2 звука.
В. Какие?
Р. «ЛЬ»,»С».
В. Сколько слогов в слове «Лиса»?
Р. 2 слога: «ЛИ», «СА».
Памятка для воспитателей 2.
Правильность произношения букв в алфавите.
«А», «БЭ», «ВЭ», «ГЭ», «ДЭ», «Е», Ё», «ЖЭ», «ЗЭ», «И», «ИЙ», «КА», «ЭЛ»или «ЭЛЬ», «ЭМ», «ЭН», «О», «ПЭ», «ЭР», «ЭС», «ТЭ», «У», «ЭФ», «ХА», «ЦЭ», «ЧА», «ША», «ЩА», «Ъ», «Ь», «Э»,»Ю», «Я».
Звуки речи их дифференциация
По твердости – мягкости
Гласные звуки: «А», «О», «У», «Ы», «И», «Э».
Согласные звуки: «Б-БЬ», «В-ВЬ», «Г-ГЬ», «Д-ДЬ», «Ж-твердый», «З-ЗЬ», «Й-мягкий», «К-КЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Н-НЬ», «П-ПЬ», «Р-РЬ», «С-СЬ», «Т-ТЬ», «Ф-ФЬ», «Х-ХЬ», «Ц-твердый», «Ч-мягкий», «Ш-твердый», «Щ-мягкий».