Аида Игнатьева
Конспект НОД по обучению грамоте «Йотированная функция гласных»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование:
Демонстрационный материал: рисунок, указка, буквы, "домики" (красного, синего, зеленого цветов).
Раздаточный материал: фишки красного, синего, зеленого цветов, буквы на магните А, И, Ы, О, Б, К, М.
Орг. момент
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь.
- А начнем мы с повторения.
Воспитатель показывает буквы, а дети называют соответствующие звуки (А, И, М, Л и. т. д.)
Введение в тему
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Йотированная функция гласных“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- Ребята сегодня мы познакомимся с йотированной функцией гласных букв. Что такое йотированный звук?
- При произношении этих букв слышатся 2 звука: е [йэ], ё [йо], ю [йу], я [йа].
Воспитатель объясняет детям, эти гласные являются йотированными лишь в трех случаях :
1) в начале слова: ель [йэл'], ёлка [йолка], юбка [йупка]
2) после гласной : поел [пайэл], моё [майо], уехал [уйэхал]
3) после разделительных Ъ и Ь знаков: подъезд [падйэзд], вьюга [вйуга]
- Ребята, отгадайте-ка загадку:
Была степь пуста кругом.
Появился в степи дом.
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла,
Ни единого угла (юрта)
Рассмотрение картинки юрты. Звуковой анализ слова "юрта". На доске схема слова. Воспитатель вызывает одного ребенка (проставление ударения, разделение на слоги). Повторение йотированной функции гласных.
Игра "Найди свой домик". Воспитатель раздает детям разные буквы (гласные, согласные, мягкие, затем просит подойти к доске и положить их в соответствующие домики: гласные - в красный домик, согласные - в синий домик, мягкие - в зеленый. Дети выполняют задание.
Изменение слова БАМ-БИМ-БОМ, БАК-БОК-БЫК. Воспитатель предлагает детям составить слово Б. М, пользуясь фишками синего для обозначения согласных звуков и красными фишками для обозначения гласных звуков. воспитатель работает у доски, а дети - на местах.
Воспитатель просит заменить букву А на И просит прочитать получившееся слово. (БИМ). Воспитатель напоминает, что в слове поменяли только одну гласную букву (А и И, звук М не изменился (остался твердым согласным, а звук Б стал звучать мягко - БЬ (стал мягким согласным).
Игра "Назови слова сначала со звуком В, потом со звуком ВЬ".
Подведение итогов
- О каких буквах говорили?
- В каких случаях эти букв образуют два звука?