Наталья Гриценко
НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Космическое путешествие»
Цель: формирование знаний детей о космосе
Задачи:
1. Расширять знания детей о космосе. Формировать умение составлять короткие специфические стихи без рифмы—синквейны. Активизировать словарь.
2. Развивать лексико-грамматическую основу речи посредством подбора различных дидактических игр, мнемотехники, синквейнов (стихи без рифмы).
Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе. умение составлять рассказ по картинкам. Развивать память, зрительное внимание, фонематический слух.
Публикация «НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Воспитывать интерес к знаменательным событиям, уважение к покорителям космоса, чувство гордости за свою Родину, любовь к нашей планете Земля.
Предварительная работа:
-Знакомство с космосом, планетами, глобусом, с жизнью на Земле.
-Чтение книг о космосе, рассматривание иллюстраций.
-Разработка заданий и наглядности к занятию.
Материалы и оборудование: иллюстрации планет, карточки с буквами, цветные геометрические фигуры, иллюстрации к беседе о Ю. Гагарине, карточки-картинки о планете Земля, звёздочки с «заданием», мнемотаблица стихотворения «Наш дом- Земля».
ХОД НОД
1 ч. Приветствие
Мы с тобой подружимся,
А потом покружимся,
Снова за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2 ч.
Воспитатель: Молодцы! Вы дружные ребята? (Да)
-Таких дружных ребят ждет сегодня необычное путешествие.
-Вы любите путешествовать? (ответы)
-Почему вам это нравится? (ответы)
-На чём можно путешествовать? (ответы)
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие, но средство передвижения дети должны угадать. Дети из букв составляют слово «РАКЕТА».
Воспитатель: Правильно, мы полетим на ракете.
- Кто управляет ракетой? (ответы)
-Какими должны быть космонавты? (ответы)
- Куда летают на ракете? (ответы)
- Что вы знаете о космосе? (ответы)
- Прежде, чем отправимся путешествие, вспомним правила речи:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними
Воспитатель: Как вы думаете, что нам необходимо взять в путешествие? (ответы)
В космосе нет витаминов. Мы должны запастись ими на земле. Где живут витамины? (Витамины есть во всех фруктах)
Воспитатель предлагает детям использовать символическую аналогию: красные круги – это яблоки, оранжевые квадраты – это апельсины, зеленые прямоугольники – это груши). Выбирайте себе витамины.
Игра «У кого сколько?»
Воспитатель: Перед полётом надо сделать разминку.
Артикулляционная гимнастика
Для развития мышц языка
«Чистим зубки» Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края.
«Вкусное варенье» Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье, после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд
Для развития мыщц губ
«Улыбочка» Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
Для подъязычной связки языка
«Лошадка» Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
Воспитатель: Что бы попасть на ракету, надо назвать космическое слово.
(Дети называют космическое слово и занимают место в ракете)
Воспитатель: Наш экипаж к полету готов. Космический корабль может стартовать! Внимание! Задраить люки! Взлетаем! Но ракета не может взлететь, нужно сказать пароль: (дети говорят пароль)
Чу - чу - чу, в космос полететь хочу.
Им - им - им, на ракете полетим.
Ды - ды - ды, долетим мы до звезды.
Ой - ой - ой, затем вернёмся мы домой.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг!
В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. Вокруг нашего солнца вращаются девять планет. Вспомним их названия : (пальчиковая гимнастка)
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель:
Мы вышли в космическое пространство.
Давайте оглядимся вокруг:
Смотрим вправо — ничего,
Смотрим влево — ничего.
Вниз глаза ты опусти
Ну и вверх ты посмотри.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,
Вперёд посмотрим, там звезда.
Что вы видите?
— Я вижу большое скопление звёзд! Впереди звездопад, путь закрыт. Вот несколько звёзд залетело и в нашу ракету. Это звёзды не простые, на каждой из них задание. Я поняла, нам надо выполнить эти задания, чтобы лететь дальше.
(на звёздах картинки: космонавт, звёзды, солнце. Дети составляют синквейн- стихи с этими словами, д/и «Живые слова»)
Воспитатель : Продолжаем наш путь.
- Какой сейчас месяц (ответ)
- Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля? (день Космонавтики)
Воспитатель: Ровно 59лет назад произошло очень важное событие — первый полёт человека в космос. Его совершил Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток». Он был человек храбрый и мужественный. (картинка №1).
У Гагарина было много интересов. Он любил музыку, спорт, хорошую шутку, рыбалку, охоту, любил фотографировать (картинка № 2, 3, 4).
У Юрия была семья – жена и две дочки: Лена и Галя (картинка №5).
Для первого полета в космос был строгий отбор. Из 3000 человек отбор прошли 6 летчиков (картинка №6). Их строго проверяли врачи, проводились занятия по парашютной подготовке, тренировки на разных тренажерах. (картинка №7).
Потом летчики сдавали экзамены космонавтов, Гагарин получил оценку «Отлично» (картинка №8).
Перед стартом Гагарин сказал знаменитое слово «Поехали!» (картинка №9). Полет Юрия Гагарина длился 108 минут, его корабль выполнил один оборот вокруг Земли. Задания, которые дали Гагарину, были самыми простыми: он попробовал есть и пить в космосе, сделал несколько записей карандашом (картинка №10).
Уже после приземления Гагарин говорил, что, облетев Землю, он увидел, как прекрасна наша планета. И, обращаясь к людям, просил хранить эту красоту, а не разрушать её (картинка №11).
Гагарина уважали и радостно принимали во многих странах (картинка №12).
За его подвиг его наградили многими наградами в разных странах (картинка №13).
Полет Юрия Гагарина открыл людям всей Земли дорогу к звёздам (картинка №14).
Воспитатель: Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
Физминутка
Для космонавтов вот зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками пола вы коснитесь.
Сели – встали, сели – встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать. Продолжаем путешествие, нас ждёт следующее испытание
Воспитатель: Прямо по курсу вижу комету. Она приближается, неужели мы столкнёмся с ней? Нет, комета пролетела рядом с нашей ракетой и на хвосте принесла нам россыпь картинок. (дети рассматривают картинки).
Как вы думаете, с какой планеты эти картинки? (ответы)
(Дети составляют рассказ о планете Земля с помощью карточек-картинок, разложив их в нужном порядке, чтоб рассказ получился связным)
Примерный рассказ детей:
- Планета Земля – это огромный шар. Такой большой, что нужно много-много месяцев, чтобы объехать его вокруг.
- На Земле 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Еще есть много морей, рек, озер.
- На нашей планете 6 материков: Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, Африка, Евразия.
- Самый большой материк на нашей планете – Евразия. На этом материке находиться самая большая страна - Россия, в которой живем мы.
-На нашей планете есть вода, воздух, растения, животные, люди.
- Для редких животных и растений люди создают заповедники, заносят их в Красную книгу.
- Люди разных материков и стран отличаются друг от друга по внешнему виду: по цвету кожи, волос и глаз, по форме волос (прямые, волнистые или курчавые, головы, носа, губ и т. д.
- Мы очень любим нашу планету и стараемся беречь ее красоту
Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас получился очень интересный рассказ, который вы можете рассказать своим друзьям.
- Нам поступил сигнал: Внимание! Внимание! Вызывает Земля! Космическому экипажу срочно прибыть на Землю!
Воспитатель: Приготовились! Взлетаем!
(Дети поднимают руки через стороны верх, сжимая и разжимая пальцы).
- Приземляемся! Вот и Земля.
Чтобы выйти из ракеты надо расшифровать стихотворение.
(дети рассказывают стихотворение по мнемотаблице)
«Наш дом»
От Солнца третья
По счёту планета,
Наша Земля поменьше звезды,
но ей хватает тепла и света,
чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле - это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке.
Жизнь на земле вы найдёте повсюду
В самом далёком глухом уголке.
После прочтения стихотворения дети выходят из ракеты.
3. Итог