Кадрия Ирфановна Плотникова
НОД по музыкально-театрализованной деятельности «Путешествие в страну Выдумляндию»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Маркса, Саратовской области
имени Л. Г. Венедиктовой,
Структурное подразделение детский сад-школа №8
НОД по музыкально-театрализованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему:
«Путешествие в страну Выдумляндию»
Подготовила: музыкальный руководитель
Плотникова К. И.
Публикация «НОД по музыкально-театрализованной деятельности „Путешествие в страну Выдумляндию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Апрель, 2023г.
г. Маркс
Цель: развитие творческих способностей посредством синтеза искусств – театра и музыки.
Задачи:
Воспитательные
• воспитывать в детях коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость в совместной музыкально-театрализованной деятельности.
Развивающие
• развивать навыки элементарной музыкальной импровизации;
• развивать основы интонационного слуха в пении, в звукоподражательных играх со словами и жестами;
• развивать воображение, творческие и музыкальные способности;
• развивать выразительность жестов, мимики, настроения, голоса.
Обучающие
• познакомить детей с произведением Д. Б. Кабалевского «Печальная история»
• закрепление исполнительских навыков во всех видах детской музыкальной деятельности.
• закреплять умение интонационно выразительно передавать характер персонажа, и его эмоциональное состояние через пение;
• учить детей четко произносить слова скороговорки с различными интонациями;
Оборудование и атрибуты: музыкальный центр, фортепиано, мультимедийное оборудование, ширма с деревом «Яблонькой», яблоки из бумаги с заданиями, 2 ведерка для яблок, яблоки для угощения, бумага А4 для бумажного оркестра (по количеству детей, фартук с яблоками, детские перчатки для театра рук, солнышко-шарик на палочке, тучка-шарик на палочке, плакат для театра рук «Берегите природу», мольберт с изображением домиков, столы, стулья, арка из шаров за занавеской, яблоко из ткани для игры.
Ход занятия
Ход занятия:
1. Вводная часть: Дети входят в зал под музыку П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Детей встречает музыкальный руководитель Маршируют по кругу, останавливаются с окончанием музыки в полукруг.
1.1Приветствие. Музыкальный руководитель исполняет поступенную мелодию вверх по мажорной тональности: «Здравствуйте ребята!»
Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними тоже поздороваемся. Дети отвечают, пропевая слово «Здравствуйте!» (по ступеням мажорного трезвучия вниз)
Дети: Здравствуйте, гости
Гости: Здравствуйте!
1.2 Постановка целей и задач занятия.
Ребята, а вы любите путешествовать?
Я предлагаю Вам сегодня отправиться со мной в волшебное царство Музыки и Театра, в страну Выдумляндию. Согласны? Ответы детей
Дети: Да.
Ответы детей
Музыкальный руководитель :
Далеко-далеко, за хрустальными горами, за изумрудными морями находится волшебная страна Выдумляндию, как вы думаете, почему она так называется? (ответ детей) Правильно, а еще в этой стране много интересных сказок, забав и затей. Отправляемся за чудесами? Будьте внимательны, прислушивайтесь, может она уже совсем близко?
Музыкальный этюд «Вперед за чудесами!»
под музыку «Марш» (Е. Тиличеевой)
Музыкальный руководитель : Кажется, мы уже совсем близко! (прислушиваемся). Скорее доставайте свои бинокли. Я вижу страну Выдумляндию.
Упражнение на воображение «Страна Выдумляндия»,
Чудеса начинаются!
2. Основная часть:
Звучит волшебная музыка. Открывается занавеска, появляется Чудо-дерево с яблочками, музыкальный руководитель достает из волшебного ведерка фартук с яблоками, одевает и говорит:
Сегодня здесь, сейчас, я сказочной садовницей быть хочу для вас. Раз, два три повернись, в Выдумляндии окажись! Давайте вместе повторим. Дети повторяют: Раз, два три повернись, в Выдумляндии окажись!
Дети повторяют слова, поворачиваются вокруг себя.
Муз. рук: Вот мы с вами и оказались в этой удивительной стране, посмотрите, как красиво! Какое чудо-дерево, сколько здесь яблок! Почувствуйте аромат.
Дети выполняют глубокий вдох и выдох на звук «А»
Да.
Дети импровизируют: в руках яблоко, они едят его. Сначала - кислое, затем - горькое, и последнее-сладкое.
Дыхательная гимнастика
Упражнение на дыхание «Аромат яблок»
А вам интересно какие яблоки по вкусу? Упражнение «Яблоки»
А давайте их попробуем. Они по вкусу все разные.
Кушаем кислое яблоко, горькое яблоко. сладкое яблоко.
А все яблочки с секретом – в них очень интересные задания, которые мы будем раскрывать. Итак, начнем!
Дети садятся на стульчики
Муз. рук. срывает 1-е яблоко из бумаги, читает задание:
Бывает без сомнения разное настроение.
Ну а вы, не зевайте, настроенье Волшебника -Гнома угадайте!
Муз. рук: Сейчас мы с вами будем угадывать настроение Волшебника, который живет в стране Выдумляндии. А поможет нам игра, которая называется «Угадай настроение». Присаживайтесь ребята на стульчики.
Сегодня мы с вами послушаем музыкальное произведение композитора Д. Б Кабалевского
( На экране слайд: Портрет композитора) и узнаем, какое настроение у Волшебника-Гнома из страны Выдумляндия.
Восприятие музыки : Звучит пьеса
Д. Б. Кабалевского «Печальная история»
Ребята, скажите, какое настроение выражает эта музыки? Ответы детей
(грустная, печальная)Ответы детей.
Да, ребята, не случайно пьеса называется «Печальная история». Это грустный рассказ, в котором кто-то жалуется, о чем -то переживает, горюет.
Музыкальный руководитель ставит мольберт с изображением домиков разного цвета.
В какой домик мы с вами определим эту пьесу.
Дидактическая игра «Определи настроение музыкального произведения»
(Дети выбирают из трех домиков тот, который совпадает цвету настроения произведения.)
Дети отвечают: в синий домик
Правильно, ребята. Так как в синем домике у нас живет грустная, тревожная музыка.
Молодцы, ребята, угадали настроение волшебника-Гнома.
На экране появляется
«Грустный Волшебник-Гномик»
У волшебника очень грустное настроение. Давайте мы с ним познакомимся песенкой-распевкой «Мы - весёлые ребята» и поиграем с волшебником в музыкальное эхо.
Дети исполняют распевку,изменяя тембр голоса в соответствии с текстом.
Распевка «Мы- веселые ребята»
Познакомились, поиграли. И подготовили наш голос к пению. Давайте теперь споем песенку про волшебника, которую мы с вами знаем, ведь наша песня веселая с движениями,думаю она ему поднимет настроение.
Я напоминаю, что при исполнении песни мы с вами меняем тембр и громкость голоса и не забываем при этом выполнять движения соответствующие тексту песни. Выходите ребята и вставайте на звёздочки.
Дети выходят на ковёр и сопровождают исполнение песни движениями.
Дети садятся на стулья.
Закрепление песни с движениями
«Золотые капельки»
Молодцы ребята, присаживайтесь на стулья.
Как здорово, вы исполняли песню, а с движениями песня получилась очень весёлая и сказочная.
На экране появляется
«Весёлый Волшебник-Гномик»
Посмотрите, волшебник улыбается, значит, мы ему подняли настроение.
Яблоко с заданием убирает в ведерко.
Теперь мы сможем сорвать следующее яблоко, и узнать задание.
А второе яблоко я попрошу сорвать Семена. Ребенок срывает 2 яблоко.
Музыкальный руководитель (читает) :
Нет ничего прекраснее на свете,
Чем "Польку" Штрауса, когда играют дети!
Но только в Выдумляндии, поверьте,
Все инструменты выдуманные, хотите, проверьте.
В обычном оркестре всего понемножку,
Играют трещотки, румбы, гармошки
А в Выдумляндии нашей - сюрприз для гостей,
Бумажный оркестр покажем смелей.
Ребята, посмотрите, коробка, только тут не инструменты, а бумага. Будем на бумаге играть, и инструменты представлять. Выходите на звездочки. Дети берут по листу бумаги А4.
Музыкальная импровизация «Бумажный оркестр» по музыку И. Штрауса «Полька-Анна»
Муз. рук: Замечательный оркестр у нас получился.
Ребята, а давайте из бумаги сделаем книжку, подходите к столам, присаживайтесь на стулья. Дети садятся на стулья за столами.
Складываем листок пополам, и у нас получились книжечки, а раз это книжка, давайте в них почитаем скороговорки, и обязательно с разной эмоциональной окраской.
Музыкальный руководитель :
Присядем на пригорке да расскажем скороговорки.
Мы будем разговаривать, и будем выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Я попрошу Тимофея прочитать скороговорку.
Тимофей читает: «Слишком много ножек у сороконожек»
Дети складывают листочки и оставляют на столах.
Ребята давайте вместе повторим скороговорку.
Дети произносят: «Слишком много ножек у сороконожек»
с разной силой голоса: тихо, громче и громко (все)
с различной интонацией: грустно, сердито, весело (индивидуально)
начало – устало и медленно, конец – весело и быстро (показ взрослого, повтор детьми)
а теперь нужно пропеть скороговорку, меняя мелодию. Послушайте, как пропою я.
Теперь, кто придумает свою мелодию для скороговорки? Дети проговаривают скороговорку, затем придумывают мелодию.
Дети делают из листочка зонтик-домик.
Музыкальная импровизация «Придумай мелодию на скороговорку»
Музыкальный руководитель : Хорошо посидели, даже скороговорку пропели.
Звучит музыка природы «Шум дождя»
Ребята, слышите, дождик начинается. Звук дождя все сильнее и сильнее.
Мы с вами можем использовать наши листочки как зонтики.
«Спрячемся от дождя»
(упражнение на воображение.)
Под зонтиками звуки изменились, заметили ребята?
А вот дождик и закончился. Складываем зонтики, убираем их.
Яблоко с заданием убирает в ведерко.
Пора нам узнать, что нам приготовит 3-е яблочко,
которое сорвет Алиса. (Все идут к ширме).
Ребенок срывает 3 плод.
Дети: Спасибо.
Дети поворачиваются вокруг себя.
Ребята давайте встанем в круг и я прочитаю задание.
Музыкальный руководитель (читает) :
А теперь пришла пора общаться жестами – да-да!
Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду. Будем ребята вместе выполнять это задание, только жестами, без слов. Готовы? Дети показывают жестами заданные слова
Упражнение «Покажи жестами»
Задания: «иди сюда», «уходи», «тихо», «не балуйся», «до свидания», «я думаю».
Молодцы, справились и с этим заданием.
Яблоко с заданием убирает в ведерко.
Посмотрим, какое следующее.
Приглашаю сорвать 4-е яблоко Диану. Ребенок срывает 4 плод
Муз. рук. читает: 1, 2, 3, 4, 5 – вы хотите поиграть?
Давайте немного разомнемся. Я взмахну рукой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться.
Дети выполняют театральные этюды в соответствии текста.
Пластическая импровизация «В лесу» Театральный этюд «Комары»
Только в лес мы пришли – появились комары.
Театральный этюд «Птенчик в гнезде»
Ребята, на нас напали комары, нужно отбиваться
Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем, и назад в гнездо кладем.
Театральный этюд «Ягоды»
На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли.
И руками сделав взмах, по полену сильно – БАХ!
Театральный этюд «Лягушата»
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Лапками шлепали, лапками хлопали.
Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,
Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!
Звучит веселая танцевальная мелодия.
Ну, что лягушата, потанцуем на полянке?
Минута шалости-
Музыкальная импровизация «Лягушата»
Дети произвольно танцуют.
Замечательно играли, лягушата танцевали.
Яблоко с заданием убирает в ведерко.
Пора узнать, что приготовило нам 5 яблоко.
Приглашаю Илюшу сорвать его. Ребенок срывает 5 плод.
Муз. рук. читает: Вот ребята, пришел черед
Сыграть в игру наоборот.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь пол.
Скажу я слово потерял, и скажешь ты- нашел.
Я даю вам яблочко, вы по очереди его передавайте, и говорите слово с противоположным значением. Начинаем речевую разминку.
Речевая разминка «Игра наоборот»
Муз. рук. говорит каждому ребенку слово. (плохой, легкий, тихо, горячо, медленно, день, сухой, начало, жара, мажор, рука, высокий, широкий, крупный).
Молодцы, все справились с заданием.
Яблоко с заданием убирает в ведерко.
Теперь у нас осталось последнее яблоко и сорвет его Тимофей.
Муз. рук. читает: А вот и разгадка волшебной страны,
Но только вам нужно немного пройти.
Все тайны раскроют чудесные звуки,
Помогут нам в этом перчатки и руки.
Ребята, ну что посмотрите (открывает занавеску, там арка из шаров, путь открыт, и сейчас, сможем тайну страны разгадать. Муз. рук. берет ведерко с яблоками-заданиями с собой.
Под музыку дети проходят за ширму. Там одевают перчатки, берут солнышко и тучку, и показывают театр рук.
Из-за ширмы выходит ребёнок –Тимофей с микрофоном и исполняет роль чтеца,
Остальные ребята исполняют театр рук.
После театра рук-Тимофей заходит обратно за ширму.
Перчаточный театр на ширме «Берегите нашу планету!» под музыку Поль Мориа «Лове из»
Муз. рук. Ну что ребята, тайну страны разгадали, теперь возвращаемся в наш детский сад.
Меняет ведерко с настоящими яблоками, снимает фартук, дети снимают перчатки.
Звучит веселая музыка, дети проходят через арку.
Дети возвращаются обратно.
3. Заключительная часть:
Муз. рук: Ну вот, и подошло к концу наше путешествие. Ребята, посмотрите, что в ведерке. Да тут яблоки. Скажем спасибо Яблоньке за угощение и нам пора возвращаться в детский сад, там мы сможем угоститься вкусными и полезными яблоками. (Закрываю занавес с ширмой)
Раз, два, три повернись и в детском саду окажись.
На экране изображение детского сада
Мы сегодня с вами побывали в замечательной стране Выдумляндии. Вам понравилось в этой стране быть артистами? Что вам больше всего понравилось, запомнилось? Вы бы хотели еще поиграть в игры, которые играли? Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Вы были хорошими фантазерами, актерами. Давайте поаплодируем друг другу.
Мы с вами пели, веселились,
Танцевали и резвились,
А теперь пришла пора
Попрощаться, детвора!
До свидания, ребятки. (пропеваю поступенное движение мелодии вверх) До свидания! (дети исполняют поступенное движение мелодии вниз)
(дети поворачиваются друг за другом и выходят из зала).
Театр рук «Берегите нашу планету!»
Показали ладошки –спрятали-2 раза
Одна рука кулачок, другая-ладонь – менять местами руки
Наступила весна – качают ладошками раскрытыми
Солнце ярче светит-появляется солнце
И дарит жизнь нашей планете
Вот весело, звонко бежит ручеек – делают волну левой рукой
=Затем правой рукой
Вот птички щебечут в погожий денёк – ладонь на ладонь, имитация полета птиц
Вот веточки к солнцу берёз потянулись – руки поднимаются и качают пальцами
И на полянке-цветочки проснулись – соединить ладони, сделать купол – цветочек
Вот мотылек над цветами порхает – большие пальцы соединить и качать ладонями
Вот червячок из земли выползает – левой руки указательный палец – ползет как червячок в правую сторону
= в левую сторону
Вот важно улитка в свой домик идет – левой рукой кулачок присоединяется к правой – 2 пальца вверх-указат. и средний «Ты супер». Двигаются то вправо, руки не меняются, а поворачивают в левую сторону.
И на полянке –лягушка поёт – левая рука внизу-правая наверху, как будто рот открывается.
Так наша планета под солнцем живет – качают руками.
И каждый ребёнок ее бережёт – ладошка ладошку жмет
То кулачок, то ладошка-как вначале.
Машут руками.
Берегите нашу планету – вывеска в конце!