Татьяна Пруцкова
НОД по математике в старшей группе «Пуговка» (количество и счет)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие
«Пуговка»
Тема: «Количество и счет»
Программное содержание.
Цели:
1. Обучающая – повторение количественного счета в пределах 5; закрепление навыков соотнесения последнего числа ко всем перечисленным предметам; закрепление умений выделять части из целого, определять количество предметов, используя понятие «поровну»; повторение умений сравнивать предметы.
2. Развивающая - развитие логического мышления, творческого воображения, зрительной памяти, внимания, умения сопоставлять и анализировать.
Публикация «НОД по математике в старшей группе „Пуговка“ (количество и счет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Пуговицы, пуговки
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
3. Воспитывающая – воспитывать усидчивость, любознательность; отзывчивость; доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Материал : развивающая игра «Огоньки», «Домино»; дидактический материал : карточки с пуговицами, карточки с недорисованными предметами; простые карандаши; шкатулка с пуговицами, маленькие шкатулки, кукла – Карлсон, макет пуговицы, иголка с ниткой.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Давайте, возьмемся за руки и все вместе скажем
Вместе:
Здравствуй, солнце, золотое!
Здравствуй, небо, голубое!
Здравствуй, матушка земля!
Здравствуйте мои друзья!
Воспитатель: А сейчас молча, подарите своему соседу – самую добрую, красивую улыбку. Ведь дружба начинается с улыбки.
Давайте поздороваемся и с нашими гостями. Подарим им красивую улыбку.
(дарят улыбки гостям)
Воспитатель: (Дети выполняют движения - речь с движением)
Повернись налево к другу!
Левую дай другу руку
Шаг – назад и два вперед!
Вправо, влево поворот!
Покружимся, повернемся
Снова за руки возьмемся!
Три шага вперед, дружок!
Станет тесным наш кружок!
Покружились, потолкались, повернулись, разбежались!
Воспитатель: А сейчас тихонечко сядем за столы. Глазки внимательно смотрят и всё запоминают, ушки внимательно слушают, а ручки хорошо работают.
Послушайте стихотворение Р. Сефа «Пуговица»
(Воспитатель читает стихотворение)
Висит, скучает пуговица
Спокойно ей живется
Не замечают пуговицу,
Пока не оторвется…
(в группу вкатывается пуговица)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это к нам прикатилось?
Дети: Пуговица
Воспитатель: (берет в руки пуговицу). Давайте, посмотрим с вами, на что она похожа?
Дети: Круг, солнышко, колесо, руль …
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свою одежду у всех ли на месте пуговицы?
Дети: Да.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Потому, что одежда застегнута на все петельки.
Воспитатель: Правильно ребятки, у каждой петельки есть своя пуговица (или каждая пуговица живет в своем домике - петельке).
А давайте посчитаем, сколько петелек на вашей одежде.
-Кирилл, сколько у тебя петелек? А сколько пуговиц?
- Сколько Маша на твоей кофточке петелек? А сколько пуговиц у тебя?
Мы убедились с вами, что каждой петельке соответствует своя пуговица.
А сейчас, представьте себе, пожалуйста, что на всей земле исчезли пуговицы. Что же делать людям? …Чем же можно заменить пуговицу?
Дети: Липучками, шнурками, булавками…
Воспитатель: Конечно же, все подойдет – и липучки, и шнурки и деревяшки, и булавки. Но все-таки, как хорошо, что они есть. А еще лучше, когда их много: полная шкатулка.
(воспитатель берет и показывает детям шкатулку с пуговицами)
Ребята, пуговицу из нас никто не терял. Но у нее непременно должен быть хозяин. Давайте мы ее сохраним и уберем в нашу шкатулку.
(воспитатель открывает шкатулку, кладет пуговицу и замечает)
Ой, все пуговицы в нашей шкатулке перепутались! Давайте наведем в ней порядок. Я предлагаю разобрать их (в это время воспитатель достает из шкатулки пакет с пуговицами и высыпает на центр стола). А для этого вам нужно взять по 5 пуговиц разного цвета и разложить их по кучкам.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Сколько получилось у вас кучек?
Дети: Три.
Воспитатель: Какого цвета получилась каждая кучка?
Дети: Красного, зеленого, желтого.
Воспитатель: Сколько получилось пуговиц в каждой кучке? Посчитайте.
(дети считают самостоятельно)
- У тебя, Дима, сколько красных пуговиц? (пять). А желтых? (пять). Зеленых сколько? (пять).
Воспитатель: А у тебя, Марина, сколько зеленых пуговиц? (пять). Желтых сколько? (пять). А красных? (пять).
Воспитатель: Значит всех пуговиц по 5. А как можно другим, словом сказать сколько их?
Дети: Поровну
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо все справились с заданием.
И сейчас мы с вами отдохнем, поиграем в игру с пальчиками, которая называется «Дружат в нашей группе». Приготовились…
- Дружат в нашей группе пальцы в замок
Девочки и мальчики.
-Мы с тобой подружим хлопают в ладоши
Маленькие пальчики
-Раз, два, три, четыре, пять соприкасаются пальчиками обеих рук, начиная с мизинца
-Начинай считать опять хлопают
-Раз, два, три, четыре, пять соприкасаются пальчиками обеих рук, начиная с
мизинца
- Мы закончили считать встряхивают кисти пальцев и руки опускают вниз.
Воспитатель: Ребята, наши пуговки разыгрались и в шкатулку идти отказались.
Давайте, мы с ними поиграем еще в одну игру, которая называется «Огоньки». Я вам буду показывать карточки с пуговицами, а вы внимательно смотрите, запоминайте их расположение и выкладывайте у себя на столе. Приготовились, сейчас посмотрим, кто же из вас всех внимательнее.
(воспитатель показывает поочередно 3-4 карточки с пуговицами разного цвета, отличающиеся друг от друга по расположению, а дети по памяти выполняют также поочередно задание)
Воспитатель: Лева, перечисли порядок своих пуговиц. А все внимательно проверяют.
(дети перечисляют, а все проверяют; таким образом, задание проверяется три – четыре раза)
Воспитатель: Молодцы, все были внимательны и справились с заданием.
В игру поиграли, ну а сейчас наведем порядок. Уберем все пуговицы в свои шкатулки и немного отдохнем (дети убирают со стола пуговицы в свои шкатулочки). А отдыхать мы будем на свежем воздухе. Для этого надеваем все валенки, шапки, застегиваем все пуговицы и дружно все на зимнюю площадку.
(дети встают в круг и выполняют движения со словами)
Речь с движением «Снежный ком».
Мы слепили снежный ком – руками в воздухе изображают круг
Ушки сделали потом – кистями рук над головой показывают «ушки»
Вместо глаз угольки нашлись у нас – кистями рук изображают «бинокль», поднося сначала к глазам, а затем разводят руки в стороны
Кролик вышел как живой – приседают, виляя бедрами
И с хвостом, и с головой – поворачивают полуприсядя туловище в сторону и качают головой, изображая кистями рук «ушки»
За усы, не тяни, из соломинки они – показывают над верхней губой усы и грозят пальцем
Длинные, блестящие, - плавно разводят руки в стороны
Точно настоящие – разводят руки в стороны перед собой.
Воспитатель: Мы немножко отдохнули, а сейчас давайте пройдем на свои места.
(дети садятся за стол)
Ребята, а вы встречали когда-нибудь такие пуговицы как эти? (показывает пуговицы)
Дети: Да, встречали.
Воспитатель: А на какой одежде вы могли их увидеть?
Дети: На летней; на сарафанах; на праздничной; на одежде артистов, клоунов; на нарядной праздничной одежде.
Воспитатель: Вам нравятся эти пуговицы?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, рисунки к таким пуговицам составляют художники-дизайнеры. Эти красивые пуговицы (показывает на пуговицы) пойдут на детские праздничные костюмы (убирает их в сторону).
А вот эти пуговицы (воспитатель показывает карточки с пуговицами) художник не успел закончить. Давайте, мы поможем художнику дорисовать «эскизы», то есть образцы пуговиц.
(воспитатель раздает карточки с пуговицами в конвертах каждому ребенку)
Воспитатель: Сейчас, каждый из вас получит карточку и недостающие к ней детали. Внимательно рассмотрите их и приступайте к работе.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Вам понравилось быть художниками-дизайнерами? И мне очень понравилось составлять узоры. Какие замечательные художники получились из нас.
Давайте соберем все наши эскизы в конверты и положим в шкатулку. \
(воспитатель открывает шкатулку, и опять обращает внимание на оторванную пуговицу)
Воспитатель: И все же, чья эта пуговица?.
(звучит музыка из мультфильма «Малыш и Карлсон» со словами: «посадку, давай, давай посадку. Появляется кукла - Карлсон с оторванной пуговицей)
Воспитатель: Теперь, я, догадываюсь, чья это пуговица! А вы, ребята, догадались?
Дети: Да, это пуговица Карлсона.
Воспитатель: Так вот почему, Карлсон был вынужден сделать посадку у нас.
Ведь без пуговицы он дальше лететь не смог.
Ребята, а как вы думаете, почему у Карлсона оторвалась пуговица?
Дети: Наверное, он не умеет пришивать пуговицы…
Воспитатель: А вы умеете?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем Карлсону пришить пуговицу. Мы с вами уже знакомы с разными способами их пришивания. Назовите их.
Дети: Крестиком, квадратиком, полосочками, как песочные часы и зигзагом.
Воспитатель: Молодцы! Вспомнили все знакомые нам способы пришивания пуговиц. Теперь смело можно выполнять задание (воспитатель раздает в это время карточки и карандаши). Перед вами карточки с заготовками пуговиц, чтобы пуговица была пришита прочно вам нужно использовать все 4 дырочки. Вместо иголки у вас сегодня карандаш. И так приступайте все к заданию.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Итак, я вижу, завершен последний стежек и вы замечательно все справились с заданием. Пока вы пришивали пуговицы, мы тоже с Карлсоном потрудились. Теперь на его штанишках вновь любимая красная пуговица. И Карлсон смело может лететь к своему другу Малышу.
А в знак благодарности, ребята, Карлсон дарит нам его любимую игру «Домино», сделанную им из пуговиц. Мы ее внимательно рассмотрим чуть позже и обязательно поиграем. А сейчас попрощаемся с Карлсоном и с нашими гостями. Скажем им: «До свидания! До новых встреч!»