СВЕТА
Конспект НОД по математике в средней группе «Куда уходит день»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Показать независимость результата счёта от формы расположения предметов в пространстве
• Закреплять навыки количественного счёта в пределах 5; учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?» и т. д.
• Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Ход занятия
В: - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы играем. Давайте пожелаем им здоровья и скажем…
Д: - Здравствуйте! (садятся за столы)
Публикация «Конспект НОД по математике в средней группе „Куда уходит день“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
В: - Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. А давайте сегодня мы с вами совершим путешествие во времени. Подумайте и скажите, какое сейчас время суток?
Д: - Утро.
В: - Что дети делают утром?
Д: - Утром дети просыпаются, (пальчиковая гимнастика)
В детский садик собираются.
Делают всё по порядку:
Занимаются зарядкой,
Завтракают и играют,
И растенья поливают.
В: - Этот жёлтый круг будет обозначать часть суток – «Утро» (прикрепляю на доску). Ребята, хотите, чтобы сейчас, утром у нас в гостях появился фокусник?
Д: - Да!
В: - Закройте глаза и считайте до пяти.
Д: - Один, два, три, четыре, пять….
В: (надеваю костюм фокусника) – Глазки можно открывать!
Фокусник: - Кто из шляпы достаёт
Зайца всем на удивление? –
Это фокусник даёт
Детям представление!
- Здравствуйте, ребята! Будете со мной играть?
Д: - Да!
Ф: - А вы умеете считать до пяти?
Д: - Да!
Ф: - У меня для вас есть фокусы, только они с заданиями. А я уверен, что вы с ними легко справитесь, потому что умеете считать.
Один, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть!
1 фокус: - Вот у меня шляпа, в которой ничего нет. (Показываю) Я её накрою волшебным покрывалом и произнесу заклинание: «один, два, три».
Ну-ка весело считайте
Дружно, хором отвечайте!
- Сколько разноцветных платочков я достану из шляпы?
(дети хором считают)
- Так, я вижу, что у вас на столе лежат карточки с разным количеством кружков, и они нам сейчас пригодятся.
2 фокус: - Ребята, у меня есть друг, а зовут его Дружок. Он умеет считать. Вы не будете возражать, если он сейчас появится здесь и поможет мне проверить, как вы научились считать до пяти? Вот у меня красивая коробка, она пуста (показываю, закрою, покручу её три раза и произнесу заклинание: «один, два, три!»
Ф: - У меня собачка, умная такая, с детками играет, очень громко лает!
(фокусник достаёт собачку, она лает)
- Ну, что Дружок, поиграем с ребятами? (Лает)
- По моей команде Дружок будет громко лаять. Будьте внимательны : сосчитайте, про себя, сколько раз пролает собачка, и покажите карточку, в которой столько же кружочков.
- Внимание! Дружок, голос! (собачка лает три раза).
Ф: - Сколько кружков на карточке, которую ты поднял? Почему?
Д: - Три. Потому, что собачка пролаяла три раза.
(собачка довольная, лает)
3 фокус: - Смотрите, в моей коробке ничего нет (показываю). Закрываю, покручу её три раза – один, два, три! Оп!
(фокусник достаёт 5 шаров синего цвета)
Ф: - Что я достаю из коробки? Какого цвета шары? Сосчитайте шары и поднимите карточку, в которой столько же кружочков.
- Сколько кружков на карточке, которую ты поднял? Почему?
Д: - Пять. Потому, что синих шаров тоже пять.
(собачка довольная, лает)
Ф: - А, если я уберу один синий шар (убираю). Как узнать, сколько шаров теперь?
Д: - Нужно сосчитать.
Ф: - Сосчитайте, про себя, сколько теперь шаров и поднимите карточку, в которой столько же кружочков.
- Сколько кружочков на карточке, которую ты поднял? Почему?
Д: - Четыре. Потому, что синих шаров тоже четыре.
(собачка довольная, лает)
4 фокус: - А хотите, я синий шарик превращу в шарик красного цвета?
Д: - Хотим!
Ф: - Смотрите, в пустую коробку (показываю) кладу шарик синего цвета, закрываю, покручу три раза и произнесу заклинание: «один, два, три! Оп!»
(достаю красный шарик и ставлю его первым по счёту)
- Подумайте и скажите, который по счёту шарик красного цвета слева направо?
Д: - Первый.
Ф: - Поиграем в игру «Что изменилось?»
Дети встают. На слова: раз, два, три – отвернись и не смотри – отворачиваются. Повернувшись, говорят на каком месте шарик красного цвета, отвечая на вопросы фокусника и считая, по его заданию, то слева – направо, то справа – налево.
(собачка довольная лает)
Затем дети помогают Фокуснику все предметы сложить в коробку (платочки, шары, собачку). Закрыв коробку, он её крутит три раза, открывает – коробка пуста.
Физкультминутка.
Под песню «Цирк» (грамзапись) дети выполняют произвольные движения.
Ф: - Вот и закончилось утро и мне пора возвращаться в цирк. Но мне очень интересно знаете ли вы, какая часть суток сменяет утро?
Д: - День.
Ф: - Этот красный круг будет обозначать – «День» (прикрепляю на доску). Что дети делают днём?
Д: - Днём гуляем и играем, за природой наблюдаем!
Ф: - Наступил день и вам пора идти на прогулку. Какое сейчас время года?
Д: - Весна.
Ф: - А вы знаете, что в природе, особенно, когда наступает весна, можно увидеть самые настоящие чудеса? Хотите, я сделаю так, чтобы вы оказались на природе, в лесу?
Д: - Хотим.
Ф: - Сейчас вы закроете глаза и будете считать до пяти. И только, когда услышите, что поют птички, можете их открыть.
(снимаю костюм фокусника, открываю атрибуты: озеро с плавающими гусями и утками, на ширме панно леса, включаю грамзапись пения птиц)
В: - Ой! Фокусник исчез! А мы с вами оказались в лесу возле озера. Слышите, как весело поют птички? Какое прекрасное время года – весна!
Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса –
Вот и к нам пришла весна!
Вот апрель в окно стучится
Что несёт нам наш апрель?
Прилетают с юга птицы,
Тает снег, звенит капель,
День становится длиннее,
Ночь становится короче,
И погода всё теплее,
И весне мы рады очень!
- С приходом весны солнце светит ярче и теплее. Растопили солнечные лучи снег на полях, да лёд на реках и озёрах и домой возвращаются перелётные птицы. Перелётные птицы всегда возвращаются в родные края, туда, где они родились и это можно назвать самым настоящим чудом природы.
Ребята, посмотрите вокруг внимательно и скажите, каких перелётных птиц вы заметили? (ответы детей)
А сейчас отгадайте загадки о перелё тных птицах:
В воде купался, а сухим остался.
(гусь)
Пестрая крикушка
Ловит лягушек
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
(утка)
Чёрный, проворный,
Друг лесов и полей,
Обожает он червей.
(грач)
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня….
(скворец)
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной!
(соловей)
В: - Как весело поют птички! Мы тоже умеем песенки петь.
«Тает снег»
1. Тает снег, тает снег,
К нам весна красна пришла!
Прилетели скворушки,
Сели чистить пёрышки.
2. Я пойду, в зелен сад,
Там соловушки свистят,
Вишни распускаются,
Пчёлки просыпаются.
(дети бегают врассыпную со звуком «Ж-ж-ж…»)
В: - Ребятки, а теперь подойдём поближе к озеру, посмотрим, как плавают дикие утки и гуси. Утки и гуси – это водоплавающие птицы. Они живут на воде, потому, что питаются рыбой.
- Обратите внимание, какой формы озеро? (овальной)
- Как плывут гуси? (Вряд, друг за другом)
- А, как плавают утки? (По кругу)
- Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать, каких птиц больше, каких меньше или может быть их поровну?
Д: - Нужно сосчитать. (индивидуальные ответы детей)
В: - Что можно сказать о количестве гусей и уток?
Д: - Гусей и уток поровну, по пять.
В: - Видите, они плавают по-разному: гуси плывут в ряд, их 5, а утки по кругу, их тоже 5. И хотя они плавают по-разному, их по 5, поровну.
А теперь нам пора возвращаться. (Ходьба и бег змейкой)
Раз-два, раз-два, дружно мы шагаем,
Раз-два, раз-два, ножки поднимаем.
А сейчас мы побежим быстро по дорожке
Замелькали, замелькали маленькие ножки.
В: - Как незаметно прошёл день. Ребята, кто знает, какое время суток сменяет день? (Вечер) Обозначим его, синим кружком (прикрепляю синий круг)
Вечер – солнышко садится,
Всех зовёт угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи малыши!»
Или послушать какую - нибудь сказку
(Приглашаю детей взять подушечки и сесть на них, закрываю атрибуты)
Чтение сказки Н. Спеховой «Куда уходит день»
Жил-был на свете один очень любопытный котёнок. Он целыми днями не давал покоя своими вопросами маме : - А почему птицы летают? А куда плывут облака? А зачем мне хвост?
Мама терпеливо отвечала на все важные вопросы. И вот однажды вечером, когда солнышко закатилось за крыши домов, котё нок спросил у мамы: - Мама, а куда уходит день?
На этот раз кошка растерялась: - Не знаю, наверное, прячется за домом.
Котёнок тут же юркнул в окошко, чтобы посмотреть, правда ли День прячется за домом. Но его там не оказалось. Расстроенный он вернулся назад и на всякий случай забрался на подоконник: вдруг День вернётся, а он и не заметит. И тут котёнок увидел, что в углу копошится мышка. Он её цап- царап. Мышка перепугалась, вся дрожит, думает: «Что теперь будет?» А котё нок говорит: - Не бойся, я тебя есть, не буду. Скажи мне, куда уходит День?
- Я не знаю, - пропищала серенькая мышка. – Спроси лучше у птиц, они везде летают и всё знают.
Выпрыгнул котёнок снова во двор, забрался на дерево и стал караулить какую-нибудь птичку. Прилетела сорока. Долго-долго стрекотала, но так ничего и не рассказала. Прилетела кукушка, испугалась котенка и улетела, тоже ничего не сказав.
А потом прилетел ворон, самый мудрый из всех птиц.
- Ворон, скажи, а ты знаешь, куда уходит День?
- Знаю, малыш. Он никуда не уходит.
- Как не уходит? – очень удивился котёнок. – А почему тогда вокруг темно?
- Потому, что день, это когда светит солнышко. А когда солнышка нет, наступает темнота.
- И куда прячется солнышко? – спросил любопытный малыш.
- Оно не прячется, а стоит на месте. Земля крутится, то одним боком повернётся к солнышку, то другим. А ты спроси у солнышка завтра сам! А сейчас иди, ложись спать. Ночь на дворе.
- Спасибо тебе, Ворон, - поблагодарил котёнок мудрую птицу и убежал домой слушать колыбельное мурлыканье мамы-кошки.
В: - Что должны делать вы, дети, когда закончится телепередача «Спокойной ночи, малыши!» или кто-нибудь из взрослых прочитает вам какую-нибудь интересную книгу? (Спать)
В: - Как называется часть суток, которая следует после вечера? (Ночь). Обозначим часть суток – «Ночь» - чёрным кружком. (Прикрепляю чёрный круг)
Ночью дети спят в кроватке.
Снятся сны им, сладки-сладки.
Звёзды светят им в тиши,
Спите крепко, малыши.
(Звучит музыка из телепередачи «Спокойной ночи, малыши»)
(Предлагаю детям положить подушечки и встать полукругом к доске с кружками, обозначающими части суток)
В: - Ребята, сегодня мы путешествовали во времени. Давайте вспомним и назовём все части суток по порядку. (Дети называют)