Парфенова Светлана
НОД по математике «Число и цифра 6. Счет до шести»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад №5 «Золотой ключик»
городского округа Стрежевой
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
«Фрукты на прилавках»
Ф. И. О. авторов:
Парфенова Светлана Николаевна
г. Стрежевой
Тема «Число и цифра 6. Счет до 6».
Пояснительная записка.
Публикация «НОД по математике „Число и цифра 6, Счет до шести“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Данный конспект образовательной деятельности по математическому развитию предназначен для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Конспект является авторской разработкой, в соответствии с задачами основной образовательной программы ДОУ.
Построен с учётом дидактических и общепедагогических принципов:
принцип непрерывности (образовательная деятельность была построена на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей,
принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес,
принцип доступности (соответствие возрастным особенностям,
принцип психологической комфортности.
Педагогические технологии: игровая технология, здоровье-сберегающая, технология деятельностного подхода, технология ИКТ.
Цель: счет до шести, число и цифра 6
Задачи:
- Обучающие: формировать представление о числе «шесть», учить считать до шести; образовывать число, путем прибавления; учить сравнивать и уравнивать численность групп предметов, группировать предметы по свойствам;
- Развивающие: умение распознавать цифру 6 среди других, соотносить цифру с количеством; умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар; формировать опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
- Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать желание помогать товарищам при необходимости.
Материал и оборудование: лист с нарисованными полками красного и желтого цвета, крышки с цифрами от 1 до 5, наборы фруктов красного и желтого цвета на каждого ребенка, карточки с цифрами от 1 до 8, карточки с цифрой 6 на каждого ребенка.
Предварительная работа: экскурсия в магазин
Для достижения цели были использованы следующие методы и приемы:
прием эмоциональной заинтересованности (мотивация «Приход продавца»);
наглядный метод (показ полок, фруктов и корзинок);
практический метод (дидактическая игра «Разложи фрукты поровну», «Сосчитай фрукты и разложи в корзинки», «Сосчитай и добавь корзинку»
Организационный момент
Настроить на предстоящую деятельность:
Дети стоя в кругу, вместе с воспитателем, говорят следующие слова:
«Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг, и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся»
Проводится минутка психологического настроя на деятельность (мотивационно- побудительный момент. Мотивировать на включение в деятельность. Актуализировать знания об окружающем мире)
- Ребята, кем работают ваши родители?
- Какие еще профессии вы знаете?
- Недавно мы с вами были на экскурсии. Вспомните, куда мы ходили?
- Как вы думаете, в чем заключается работа продавца?
- Правильно, он продает различные товары.
Воспитатель уточняет, что продавец перед открытием магазина должен разложить товар на полки.
Заходит продавец с корзинами фруктов красного и желтого цветов.
- Здравствуйте ребята. Мне нужна ваша помощь. Скоро открывается магазин и нужно разложить все фрукты.
Восприятие и усвоение нового (активизировать счетные умения в пределах 5, умение сравнивать группы предметов по количеству)
Дети по двое садятся за столы, на которых приготовлены листы (один лист на двух детей) с нарисованными полками красного и желтого цветов, расположенными одна под другой.
На середине стола вперемешку лежат фрукты (смородина, абрикос, бананы, клубника, желтые яблоки, красный виноград, лимоны, красные яблоки, ананасы, красные груши).
Воспитатель говорит, что на каждой полке должно лежать 5 фруктов того же цвета, что и полка. Все фрукты должны быть разные.
Детям представляется самостоятельность.
Чтобы выполнить задание, детям нужно договориться о том, кто будет класть на красную полку, а кто на желтую.
- Сколько красных/желтых фруктов на красной/желтой полке?
- Что можно сказать о количестве фигур на полках? (Их поровну. По 5)
Воспитатель говорит, что продавец просит положить еще один красный фрукт.
Дети кладут красный фрукт.
- Поровну ли теперь красных и желтых фруктов?
- Фруктов какого цвета больше?
- Сколько стало красных фруктов?
Дети пересчитывают фрукты, дотрагиваясь пальчиком до каждой и согласовывая числительное с существительным.
- Как получилось 6 красных фруктов? (Было 5, добавили еще 1 и стало 6).
- Как сделать так, чтобы красных и желтых фруктов было поровну?
Дети предполагают, или убрать один красный фрукт, или добавить желтый. Принимается решение добавить желтый фрукт.
- Что теперь можно сказать о количестве красных и желтых фруктов? (Их поровну, их 6).
Мотивационная ситуация для открытия нового знания.
Закреплять умение считать до шести. Группировать одинаковые предметы по количеству.
Воспитатель предлагает подойти к другому столу. У одних детей набор фруктов красного цвета (1 ветка смородины, 2 клубники, 3 ветки винограда, 4 яблока, 5 груш, 6 гранат, у других желтого (1 абрикос, 2 банана, 3 яблока, 4 лимона, 5 ананасов,6 груш).
- Возьмите абрикос/веточку красной смородины и положите его на стол. Есть ли еще абрикосы/красная смородина?
- Разложите по кучкам одинаковые фрукты.
Дети выкладывают по желанию в ряд или друг под другом.
- Сосчитайте, каких фруктов и сколько у нас получилось.
Дети пересчитывают фрукты, согласовывая при этом существительные с числительными «два банана, три яблока и т. д.)
Воспитатель говорит, что продавец просит разложить фрукты по корзинкам.
-Но перед тем, как начать раскладывать, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть
Физминутка Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.
«Яблоко»
Вот так яблоко! (встали)
Оно (руки в стороны)
Соку сладкого полно. (руки на пояс)
Руку протяните, (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите. (руки вверх)
Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать. (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко! (встали)
Оно (руки в стороны)
Соку сладкого полно. (руки на пояс)
Закрепление полученных знаний:
Познакомить детей с цифрой 6. Формировать умение распознавать цифру 6 среди других и соотносить с количеством. Закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
Воспитатель рассказывает, что каждый день в магазине записывают, сколько товара выложили в одну корзинку. Обращает внимание, что у каждой корзинки есть своя цифра. У каждого ребенка пять корзинок.
Дети начинают раскладывать фрукты в корзинки в соответствии с указанной на ней цифрой. В корзинку с цифрой 1 смородину/абрикос, под номером 2 клубника/банан и т. д. Остаются без корзинки желтые груши и гранаты.
- Сколько у нас корзинок?
- Нам еще нужны корзинки?
- Сколько?
- Сколько стало?
- Теперь мы можем сложить в них оставшиеся фрукты и подобрать к ним нужную цифру.
Воспитатель предлагает выбрать карточку с цифрой 6.
Дети в затруднении, т. к. не знают, как она записывается.
- Смогли вы выбрать карточку с цифрой 6?
- Почему не смоги? (Потому что не знаем, как она записывается).
- Что делать если не знаешь и хочешь узнать? (Спросить у того, кто знает)
Воспитатель помогает найти карточку с цифрой 6 и говорит, что цифра 6 пишется в том случае, если есть 6 предметов. Дети выбирают карточки с цифрой 6 и кладут в свои корзинки.
Продавец благодарит за помощь.
Рефлексия (Восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.)
- Ребята, что полезного мы сегодня сделали кому?
- Чему мы сегодня научились?
- Что вам было труднее всего?
- Что вам понравилось?
Воспитатель хвалит детей за то, что они помогли разложить все фрукты по корзинкам и полкам, и тем самым помогли продавцу при открытии магазина, научились считать до шести и узнали, как записывается число 6.