Григорьевна Ирина
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Конспект
интегрированной НОД
по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
(развитие математических представлений у дошкольников с ОНР)
Лексическая тема: «Посуда».
Приоритетная образовательная область развития: познавательное развитие.
Образовательные области развития в интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,
художественно – эстетическое развитие,
физическое развитие.
Подготовила конспект : воспитатель
Григорьева Ирина Васильевна
МБДОУ «Золотой ключик» п. Ванино
ноябрь 2022 года.
Цель: формирование умения составлять условие, ставить вопрос и решать задачу.
Образовательные задачи. Закрепить знания состава числа «десять». Совершенствовать умения классифицировать геометрические фигуры по наличию или отсутствию признаков, умения измерять и сравнивать объёмы жидких тел с помощью условной мерки.
Коррекционно – развивающие задачи. Развивать зрительное восприятие и внимание, математическое мышление и навыки ориентировки в пространстве. Профилактика нарушения письменной речи.
Воспитательные задачи. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, активности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Коврограф, магнитная доска, плоскостные изображения посуды, рабочие тетради и наборы цветных карандашей по числу детей, контейнер с числами и математическими знаками.
Предварительная работа. Чтение русских народных сказок «Лиса и журавль», «Каша из топора», сказки Ш. Перро «Красная шапочка», сказки братьев Гримм «горшок каши» и рассматривание иллюстраций к ним. разучивание пальчиковой гимнастики «Машина каша». Введение в пассивный словарь прилагательных конический, цилиндрический. Написание цифры 4 на магнитной доске, подносе с манной крупой, карточках в совместной деятельности.
Индивидуальная работа. Упражнять Веронику в классификации геометрических фигур.
Ход организованной образовательной деятельности.
1. Организационный момент. Упражнение «Расставим посуду». Совершенствование умения классифицировать геометрические фигуры по наличию или отсутствию признаков. Актуализация относительных прилагательных круглый, квадратный, овальный, конический, цилиндрический. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности.
(Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их к магнитной доске, на которой в свободном порядке размещены плоскостные изображения посуды : цилиндрический стакан и ковш, конический фужер и воронка, круглые тарелка и блюдце, овальные блюдо и ваза для фруктов, квадратные солонка и салфетница.)
Педагог. Вам нужно навести порядок в буфете и расставить посуду по полкам (рядами) в зависимости от её формы, а потом рассказать, как вы расставили посуду. Старайтесь работать сообща, дружно, не мешая друг другу.
(Дети выполняют задание, а потом комментируют его.)
1 – й ребёнок. На нижнюю полку мы поставили стакан и ковш, потому что они похожи по форме на цилиндр.
Педагог. Правильно. Они имеют цилиндрическую форму. Какую форму имеют стакан и ковш?
Дети. Цилиндрическую.
2 – й ребёнок. На следующую полку мы поставили фужер и воронку, потому что они похожи по форме на конус.
Педагог. Верно. Они имеют коническую форму. Какую форму имеют фужер и воронка?
Дети. Они имеют коническую форму.
3 – й ребёнок. Над ними на полке стоят круглые тарелка и блюдце.
4 – й ребёнок. На полке над тарелкой и блюдцем стоят овальные блюдо и ваза для фруктов.
5 – й ребёнок. А на верхней полке стоят квадратные солонка и салфетница.
(Педагог оценивает работу детей и убирает пособия с магнитной доски).
2. Игра «Маленькие повара». Совершенствование умения измерять и сравнивать объемы жидких тел с помощью условной мерки.
(Педагог приглашает детей в центр экспериментирования, где приготовлены две кастрюли и ведёрка с водой.)
Педагог. Вам нужно сварить компот в двух кастрюлях. Количество компота должно быть одинаковым. Можете ли вы сказать, одинаковое ли количество жидкости войдёт в эти кастрюли?
Дети. Нет, не можем.
Педагог. Почему? Кастрюли одинаковые по величине?
Дети. Мы не можем сказать, потому что одна кастрюля высокая и узкая, а другая – низкая и широкая.
Педагог. Как же нам измерить, сколько жидкости войдёт в каждую из этих кастрюль?
Дети. Нужно взять мерку, налить меркой воду в каждую кастрюлю, сосчитать, сколько мерок воды вошло в каждую кастрюлю.
(Педагог даёт детям мерный стакан. Дети наливают меркой воду сначала в одну кастрюлю, потом – в другую, считают мерки.)
Дети. В каждую кастрюлю вошло по восемь стаканов воды, значит, мы можем сварить в них одинаковое количество компота.
(Дети вытирают руки салфетками. Педагог убирает пособия.)
3. Работа в тетради. Лабиринт «Волшебные горшочки». Развитие зрительного восприятия и внимания, математического мышления и навыков ориентировки в пространстве и на бумаге в клетку. Профилактика нарушения письменной речи.
(Педагог приглашает детей за столы, на которых приготовлены тетради и карандаши.)
Педагог. Откройте тетради. Кого вы видите в центре страницы?
Дети. Это солдат из русской народной сказки «Каша из топора», Красная шапочка, журавль из сказки «Лиса и Журавль» и девочка из сказки братьев Гримм «Горшок каши».
Педагог. Помогите героям сказок дойти до горшка из их сказки. Дорогу Красной шапочки проведите красным карандашом, Девочки – синим, журавля – зелёным, солдата – коричневым.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. А теперь потренируйтесь в написании цифры «четыре».
(Дети выполняют задание. Педагог оценивает работу детей и собирает тетради.)
4. Игра «У куклы день рождения». Закрепление знания состава числа «десять». Воспитание навыков сотрудничества в игровой деятельности.
(Педагог предлагает детям пройти на ковёр и сесть в кружок. Он раздаёт детям прямоугольники из картона белого цвета и контейнеры с фишками желтого и оранжевого цветов и сажает в центр круга куклу.)
Педагог. У куклы Маши день рождения. Сейчас вы поможете ей накрыть стол для гостей. Их будет десять человек. Поставьте на стол белый прямоугольник – десять чашек – фишек. Они должны быть двух цветов: желтые и оранжевые. Постарайтесь сделать так, чтобы количество чашек одного и другого цветов ни у кого из вас не повторялось. Посмотрим, сколько вариантов у вас получится
(Дети выполняют задание.)
1 – й ребёнок. Я поставил одну оранжевую и девять жёлтых чашек.
2 – й ребёнок. Я поставил две оранжевых и восемь жёлтых чашек.
3 –й ребёнок. Я поставил три оранжевых и семь желтых чашек.
4 – й ребёнок. Я поставил четыре оранжевых и шесть желтых чашек.
5 – й ребёнок. Я поставил пять оранжевых и пять желтых чашек.
6 – й ребенок. Я поставил шесть оранжевых и четыре желтых чашек.
Педагог. Возможны ли еще варианты?
1 – й ребёнок. Можно поставить семь оранжевых и три желтые чашки.
2 –й ребёнок. Или восемь оранжевых и две желтые чашки.
3 – й ребёнок. Есть еще один вариант: девять оранжевых и одну желтую чашку.
Педагог. Есть еще варианты?
Дети. Больше вариантов нет.
(Педагог убирает пособия и положительно оценивает работу детей.)
5. Пальчиковая гимнастика «Машина каша». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
(Педагог предлагает детям выполнить знакомое упражнение.)
Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки
Маша кашей всех кормила. «мешают» в ладошке правой руки.
Положила Маша кашу Загибают по одному пальцу на обеих
Кошке - в чашку, руках, начиная с больших, на каждое
Жучке – в плошку, название посуды.
А коту – в большую ложку. Разжимают кулаки.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Всё до крошки раздала.
6. Упражнение «Составим задачу». Формирование умения составлять условие и ставить вопрос к задаче.
(Педагог приглашает детей к коврографу, сажает рядом с ними куклу.)
Педагог. Я предлагаю вам продолжить игру с куклой и составить задачу про чашки. Сейчас я покажу вам ситуацию на коврографе, а вы составите по ней задачу.
(Педагог помещает на коврограф пять плоскостных изображений чашек оранжевого цвета, потом ставит рядом с ними еще пять желтых чашек.)
Дети. Кукла Маша ждет гостей. Она поставила на стол пять оранжевых чашек и пять желтых чашек. Сколько всего чашек Маша поставила на стол?
Педагог. Отлично! Почему вы решили поставить именно такой вопрос к задаче?
Дети. Вы поставили пять чашек, потом еще пять чашек. Значит, чашек стало больше. Это задача на сложение. Вопрос задачи: «Сколько всего чашек Маша поставила на стол?»
Педагог. Мне понравилось ваше объяснение. Теперь запишите решение и решите задачу.
7. Решение задачи. Совершенствование навыка решения задач.
(Педагог помещает на стол перед детьми контейнер с цифрами и математическими знаками.)
Дети. Маша поставила на стол пять чашек. Ставим цифру «пять». Потом Маша поставила еще пять чашек. Ставим еще одну цифру «пять». Нам надо узнать, сколько всего стало чашек, поэтому между цифрами поставим знак «плюс». После второй цифры поставим знак «равно».
Педагог. Почитайте получившееся выражение.
Дети. К пяти прибавить пять получится… Или: пять плюс пять равно…
Педагог. Вспомните, какое число состоит из двух пятерок, и решите задачу.
(Дети ставят на коврограф после знака «=» число «10».)
Дети. К пяти прибавить пять – получится десять, или пять плюс пять равно десяти.
Педагог. Сколько всего чашек кукла Маша поставила на стол?
Дети. Кукла Маша поставила на стол десять чашек.
Педагог. Сколько всего гостей придёт к Маше?
Дети. К Маше придут десять гостей.
Педагог. Молодцы. Вы решили задачу.
(Педагог убирает пособия с коврографа.)
8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
(Педагог организует беседу с детьми.)
Педагог. Что вы делали на занятии? Что было вам особенно интересно? Что нового вы узнали?
Дети. Нам было интересно составлять и решать задачу. Нам понравилось измерять, сколько воды войдет в кастрюли, помогать сказочным героям искать дорогу.
Педагог. Вы порадовали и удивили меня, потому что очень хорошо выполнили самые трудные задания.