Наталья Шишкова
НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Замок Царицы Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- закрепить представление детей о временах суток, временах года, месяцах, их последовательности.
- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой
- продолжать формировать понимание смысла действия сложения
- упражнять в умении группировать предметы по разным признакам
- называть правильно пропущенные и соседние цифры
-развивать мелкую моторику пальцев, зрительную память, развивать логическое мышление
- воспитывать чувство эмпатии и желание помочь товарищу.
Материалы и оборудование :
Публикация «НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста „Замок Царицы Математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
- телефон, магнитофон, кассета с записями, нарисованный «замок», замки, колокольчик, «волшебная палочка»
- демонстрационные картинки: животных, птиц
- картина с изображением предметов и цифр;
- стол, «гора» со входом в пещеру; цифры, наклеенные на картон, косынка, задания, «ключи»;
-для индивидуальной работы карточки «мешочки»; набор геометрических фигур, «варежки»
Методические приё мы: вступительная беседа, вопросы к детям, решение задач на сложение, самостоятельное выполнение заданий, сюрпризный момент.
Предварительная работа: закрепление дней недели, времен года, счета.
Ход занятия
Дети стоят с воспитателем в кругу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Сегодня утром мне позвонила Царица математики. Она узнала, что вы любите математику и решила пригласить Вас в свой замок. Вы хотите пойти в гости?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну что же отправляемся!
(Вдруг слышится звонок телефона. Воспитатель поднимает трубку, оттуда слышится взволнованный голос)
Голос из телефона: Дорогие ребята я сегодня ждала вас в гости, но злой волшебник закрыл меня во дворце. Он запер меня замками, а ключи от этих замков вы сможете добыть, только выполнив все задания, которые волшебник приготовил для вас. Дорогие ребята! Помогите мне!
Воспитатель: Ребята! Что же натворил волшебник? Кто нас будет знакомить с математикой? Что же нам делать?
Дети: Нужно освободить царицу
Воспитатель: Вы готовы справиться с заданиями волшебника?
Дети: Да
Воспитатель: Я уверена, что ваши знания помогут нам. Итак, отправляемся на помощь к Царице.
(на кубе лежит палочка, колокольчик, и ключ)
Воспитатель: А вот и первое препятствие. Пока звенит колокольчик вы передаете волшебную палочку друг другу. Как только звон прекратился, вы останавливаетесь. У кого палочка останется в руках, тот отвечает на вопрос:
- Солнце светит днем, а луна ….
- Мы обедаем днём, а завтракаем ….
- Мама уходит на работу утром, а приходит домой ….
- Какие времена года ты знаешь?
- Какое время года наступает после зимы?
- Перечисли зимние месяцы
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот и ключ (прикреплен сзади на кубе). Какого он цвета?
Дети: красного
Воспитатель: Давайте вставим его в замок.
Воспитатель: Отправляемся дальше.
(Дети идут друг за другом. Перед ними появляется второе препятствие – на мольбертах картинки с изображением животных, птиц)
Воспитатель: Интересно, какое второе задание приготовил для нас волшебник?
Игра «Четверый лишний»
Подойдите к мольберту.
- Посмотрите на этот рисунок. Кто изображен на нем?
Дети: Лиса, волк, белка, корова
Воспитатель: Кто здесь лишний? Почему?
- Как назвать одним словом всех, кто здесь изображен? (синица, курица, дятел, снегирь)
- Как вы думаете, какая птица лишняя? Почему (ответы детей)
Воспитатель: (заглядывает за мольберт, удивленно, доставая ключ) А я и второй ключ нашла. Значит задание вы выполнили правильно. Какого цвета ключ?
Дети: оранжевого
Воспитатель: Вадим, найди замок для него. (ребенок вставляет ключ в замок)
Воспитатель: Ребята, садитесь за столы. А вот и третье задание (задание в углу доски)
Воспитатель: Слушайте внимательно, что нам пишет волшебник: «Выйдя на улицу, я увидел, что там много снега. И тогда я решил скатать большие комки снега, которые помешают вам в пути. Сначала, я скатал три снежных кома, а потом скатал ещё два комка. Сколько всего комков я скатал?»
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего комков?
Ответы детей
Воспитатель: Сколько комков в первой части?
Сколько комков во второй части?
Сложите их вместе и скажите, сколько всего комков скатал волшебник?
Дети: Волшебник скатал пять комков. (добиваться от детей полного ответа)
(один ребёнок выполняет на доске. Затем сравниваем)
Воспитатель: Молодцы, но на этом задание не закончилось. «Измениться ли сумма комков, если части поменять местами?» Давайте проверим. Может быть и станет меньше?
Воспитатель: Сколько комков будет в первой части? (два)
А во второй? (три)
Воспитатель: Сложите их вместе. Сколько получилось снежных комков?
Дети: Получилось пять комков.
Воспитатель: Изменилось количество комков?
Дети: Нет.
Воспитатель: Умницы. Сумма не изменилась. И с этим заданием вы справились. Мы получаем ещё один ключ. (ключ в подставке для мела)
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети: желтого
Воспитатель: Софья, вставь ключ в замок.
Воспитатель: Сколько ключей мы получили?
Дети: три
Воспитатель: Давайте немного отдохнём и поиграем в игру. Выходите в круг.
В понедельник
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Воспитатель: Отправляемся дальше.
(подходим к мольберту)
Воспитатель: Интересно, какое следующее задание приготовил для нас волшебник?
Воспитатель: Посмотрите, что здесь изображено?
Дети: называют предметы (1 фартук, 2 пиалы, 3 матрешки, 4 ложки – в центре нарисованы цифры, а вокруг предметы)
Воспитатель: Что ещё вы видите?
Дети: Цифры
Воспитатель: Как думаешь, Ян, с каким предметом соединим цифру 1? Почему?
Ответ ребёнка
Воспитатель: Давайте соединим остальные цифры с предметами.
Воспитатель: Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились. А вот и четвёртый ключ нашли (ключ, с обратной стороны мольберта). Какого он цвета?
Дети: Зеленого
Воспитатель: Анжела, вставь ключ в замок.
Воспитатель: Ульяна, посчитай сколько замков осталось без ключей?
Ребё нок: Без замков осталось три ключа.
Воспитатель: Отправляемся дальше.
(Выставляется на стол гора.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что это такое?
Дети: Гора.
Воспитатель: У подножия горы лежит камень. Попробуем его отодвинуть?
(отодвигают, а там вход в пещеру)
Воспитатель: А здесь оказывается пещера. Посмотрим, что там внутри?
(воспитатель достает задание)
Воспитатель: А вот и задание. «Вы должны определить цифры на ощупь».
Два – три ребенка на ощупь определяют цифру
Воспитатель: И это препятствие вы преодолели. Какой по счету ключ мы нашли?
Дети: Пятый
Воспитатель: какого он цвета?
Дети: голубого
Воспитатель: Кирилл вставь ключ в замок.
Воспитатель: Ребята на свои места. А где же следующее задание? Посмотрите вокруг. Может вы увидите? (на куполе замка прикреплен листок с заданием)
Посмотрим, что нам приготовил волшебник. Задание называется «Поле чудес». Нам нужно назвать цифры, которые потерялись.
1. Назови пропущенную цифру? 2 …. 4
2. Назови какая цифра спряталась? …. 2 3
3. Какой цифры не хватает? 3 4 …
Воспитатель: И это задание вы выполнили хорошо. Вот и шестой ключ. Какого он цвета?
Дети: Синего
Воспитатель: Ребята, сколько замков осталось без ключей?
Дети: один
Воспитатель: А вот и последнее задание. «Вот варежка Царицы. Сможете ли вы, ребята, украсить свои варежки таким же узором?»
У вас на столах лежат тарелочки с геометрическими фигурами. Посмотрите внимательно на варежку Царицы. Запомните, как располагаются фигуры. А теперь выложите такой же узор на своих варежках.
Воспитатель: Вот и последний ключ. Какого он цвета?
Дети: Фиолетового
Воспитатель: Сколько замков мы открыли? Этим ключом мы открываем последний замок.
(Звук металлофона и выходит Царица Математики)
Царица : Дети, спасибо вам большое, что освободили меня. Вы очень добрые, смелые, отзывчивые ребята. И в благодарность дарю вам математические пазлы.
Воспитатель: Ребята, благодаря своим математическим знаниям, вы справились со всеми заданиями и Царица математики снова с нами.