Неудачина Елена
НОД по формированию грамматического строя речи для детей подготовительного к школе возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по формированию грамматического строя речи для детей подготовительного к школе возраста с ОНР
Тема: «Путешествие в осенний лес» (по лексической теме «Дикие животные»)
Задачи:
- Развивать общую моторику, координацию, речевое и диафрагмальное дыхание;
- уточнить знание детей о диких животных, чем питаются, где живут; развивать словарь по данной лексической теме;
Публикация «НОД по формированию грамматического строя речи для детей подготовительного к школе возраста с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- учить детей образовывать глаголы с помощью приставок, употреблять предложно-падежные конструкции; упражнять в образовании притяжательных прилагательных, согласовании числительных с существительными, в подборе слов-определений, в употреблении существительных с суффиксами – ОНОК, ЕНОК;
- воспитывать любовь к родному краю;
- развивать воображение, словесно-логическое мышление, творческую активность и инициативу.
Оборудование: Оформление групповой комнаты осенней тематикой, предметные картинки с изображением диких животных, игрушка-медведь, игрушечный домик, деревья; предметные картинки с изображением шишек, грибов, капусты, морковки, курицы, мышки, ягод, листьев, желудей.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Психогимнастика.
Логопед
Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся.
А теперь, мои друзья,
Друг другу улыбнемся.
Дети «дарят» улыбки друг другу.
2. Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Логопед предлагает детям отгадать загадки.
Рыжая плутовка, Зверька узнаем мы с тобой
Хитрая да ловкая. По двум таким приметам:
В сарай попала – Он в шубке беленькой зимой.
Всех кур пересчитала. (Лиса) А в шкурке серой - летом. (Заяц)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)
Сердитый недотрога Хвост пушистою дугой.
Живет в глуши лесной. Вам знаком зверек такой?
Иголок очень много, Острозубый, темноглазый,
А нитки ни одной. (Еж) По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтобы зверю жить в тепле. (Белка)
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)
- Как называются эти животные? (Дикие.) Почему?
Логопед предлагает детям отправиться в осенний лес и поближе познакомиться с дикими животными.
Отправляемся в поход –
Сколько нас открытий ждет!
Ровным кругом, ровным кругом
Мы шагаем друг за другом.
Вот пришли в осенний лес,
Полон сказок и чудес.
Давайте восстановим дыхание и подышим чистым осенним воздухом.
3. Упражнение «Осенний воздух».
Вдох носом, выдох через рот.
Логопед
- А сейчас мы немножко отдохнем на лесной поляне и поиграем. Как вы думаете, кого можно встретить в лесу?
Дети называют животных, логопед выставляет картинки с изображением данных животных.
4. Игра «Расскажи, какой? какая?»
- Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая)
- Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый)
- Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый)
- Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий)
- Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный).
5. Игра «Назови семью»
Логопед предлагает детям назвать семью данных животных.
Мама – лиса, папа – лис, дети – лисенок, лисята;
Мама – медведица, папа – медведь, дети – медвежонок, медвежата и т. д.
5. Игра «Сосчитай-ка»
Логопед предлагает детям сосчитать животных на полянке. Показывает на картинку, дети считают (одна белка, две белки…; один волк, два волка, три волка…и т. д.).
6. Игра «Чей домик?», «Чьи следы?»
Детям предлагается посмотреть, где живут звери в лесу.
Вот это дупло чье? – Беличье.
Это нора чья? – Лисья.
Это логово чье? – Волчье.
Эта берлога чья? – Медвежья.
Этот куст чей? – Заячий.
Это нора чья? – Ежиная.
- А теперь подумайте и скажите, если мы придем на прогулку в зимний лес, чьи следы мы увидим на снегу? (Беличьи, заячьи, волчьи, кабаньи, лисьи).
А чьих следов мы не увидим и почему? (Медвежьи, ежиные – они зимой спят, медведь - в берлоге, а еж - в норе).
7. Физминутка «На водопой».
Логопед предлагает детям изобразить зверей и вместе с ними отправиться на водопой.
- Теплым осенним днем лесной тропой звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом).
- За мамой–лосихой топал лосенок, (Дети идут громко топая.)
- За мамой-лисицей крался лисенок, (Дети крадутся на носочках.)
- За мамой-ежихой катился ежонок, (Дети приседают и медленно двигаются вперед.)
- За мамой-медведицей шел медвежонок, (Дети идут вперевалочку.)
- За мамой-белкой скакали бельчата, (Дети скачут вприсядку.)
- За мамой-зайчихой косые зайчата, (Дети скачут на прямых ногах.)
- Волчица вела за собою волчат, (Дети идут на четвереньках)
- Все мамы и дети напиться хотят. (Дети поворачиваются в круг, делают движения языком – лакают).
8. Игра «Покормим животных»
Логопед говорит детям, что она захватила с собой угощение для животных и предлагает их покормить.
- Чем угостим белочку? – грибами, шишками, орехами.
- Чем угостим зайчика? – морковкой, капустой.
- Чем угостим лисичку? – курочкой.
- Кабана? – желудями.
- Лося? – травой, листьями.
- Ежа? – молоком.
- А про мишку я забыла, угощенье ему не взяла. Вот он и грустный. Но мы сейчас придумаем для него сказку. Я начну, а вы мне будете помогать. Выставляет игрушечный домик, деревья, ягоды малины, игрушку-мишку.
9. Составление сказки про Мишутку.
Жил-был в лесу Мишутка. Однажды шел он по лесу и увидел на поляне домик. Дальше дети варьируют фразу, употребляя глаголы с приставками: Мишутка по лесу (шел). Мишутка на поляну (вышел). Мишутка поляну (перешел). На полянке домик (нашел). Мишутка к домику (подошел, за домик (зашел, вокруг домика (обошел, а потом в домик (вошел). В домике он угощение ….(нашел, из домика (вышел, с крылечка (сошел, от домика (отошел) и к себе в лес (ушел).
Кто хочет еще раз рассказать эту сказку? Составление и показ сказки ребенком.
10. Дидактическая игра «Закончи предложение»
- Кого вы увидели в лесу? (ежа, лису, волка, зайца, медведя, а так же ежат, лисят, волчат, медвежат).
- Вы любовались кем? – (ежом, …и т. д.).
- Кто вам понравился? – (еж…и т. д.).
- Мы курочку дали кому? – (лисе, а грибы? – (белке) и т. д.
- Сказку рассказывали о ком? – (о медведе).
- Мы остались довольны кем? – (ежом, лисой и т. д.).
-Но вот нам пора возвращаться в детский сад.
Станем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся.
А теперь, мои друзья,
Мы домой вернемся.
11. Итог занятия