Ирина Махова
НОД по экологии на тему «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по формированию целостной картины мира (экология) Тема: «Домашние животные»
Дата проведения: 12 ноября 2018 года.
Возрастная группа: средняя.
Образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Социализация», «Музыка», «Физическое развитие».
Публикация «НОД по экологии на тему „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Цель: познакомить с названиями домашних животных, их детенышами.
Задачи.
Образовательные: формировать понятие «домашние животные»; обогащать представления детей о домашних животных, об уходе за ними, о пользе животных, учить сравнивать, образовывать существительные множественного числа,
Развивающие: развивать речь, мышление, память, внимание, восприятие; развивать мелкую и общую моторику; развивать творчество; развивать эстетическое восприятие; пополнять словарный запас по теме, развивать словоизменение и словообразование; развивать мыслительную операцию – обобщение.
Воспитательные: воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру, самостоятельность, внимательность.
Материалы и оборудование: письмо, указка, картинки с изображениями домашних животных и их детенышей, доска, ноутбук, интерактивная доска, мяч.
Предварительная работа: рассматривание картинок из серии «Домашние животные», чтение стихотворений, потешек, загадывание загадок, рассказывание сказок с участием домашних животных. Проведение подвижных игр, физкультминуток.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Воспитатель и дети: (стоят около стульчиков)
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши)
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ! (топают ножки)
Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки)
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)
Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки)
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)
Здравствуйте, губки, чмок-чмок-чмок! (ритмично почмокать губами)
Здравствуйте, зубки, щёлк-щёлк-щёлк! (ритмично пощёлкать зубками)
Здравствуй, мой носик, бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик)
Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд)
Привет! (помахать рукой над головой). (Дети садятся на стульчики)
II. Основная часть.
1. Беседа с детьми.
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Давайте узнаем, кто же нам его написал.
Это письмо от бабушки и дедушки из деревни. Вот что они пишут: «Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти». Поможем найти? А чтобы найти, нужно отгадать загадки.
Я хозяину служу –
Дом хозяйский сторожу,
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю. (Собака) (Показ картинки с изображением собаки на экране интерактивной доски).
- Самым первым животным, которого человек сделал своим другом, была собака. Это произошло во время совместных охоты древних людей и диких собак. Собаки помогали человеку находить и загонять зверей в глубокие ямы, а человек делился с ними частью добычи.
– Ребята, у собаки есть свой домик, как он называется? (Будка, конура). (Показ картинки с изображением будки на экране интерактивной доски).
– Верно. Какую пользу приносит человеку собака?
Дети: Собака сторожит дом.
– Есть собаки разных пород: охотничьи, спасатели, собаки - поводыри, пастушьи, ездовые, сторожевые.
Тысячи лет живёт собака вместе с людьми. Она охраняет скот, склады, дома, помогает охотникам выслеживать зверя, стережёт границу, водит по улицам слепых, спасает людей в горах и на воде.
Груз везёт, сено жуёт,
Хвостом помахивает,
Гривой потряхивает.
И–го–го, И–го–го,
поскачу я далеко. (Лошадь). (Показ картинки с изображением лошади на экране интерактивной доски).
- Где живёт лошадь?
Дети: В конюшне. (Показ картинки с изображением конюшни на экране интерактивной доски).
– Правильно. Как вы думаете, какую пользу приносит лошадь?
Дети: Помогает людям в хозяйстве – возит телегу, людей.
- В старину крестьяне запрягали лошадь в плуг и распахивали поле. На лошадях возили и сено с лугов, и дрова из леса. И сейчас лошади незаменимы в деревне.
Говорит она «му-му!»,
Ночью спит в своём хлеву,
Днём на пастбище идёт.
Молочко нам всем дает. (Корова). (Показ картинки с изображением коровы на экране интерактивной доски).
- А где живет корова?
Дети: В коровнике. (Показ картинки с изображением коровника на экране интерактивной доски).
- Какую пользу приносит людям корова?
Дети: Дает молоко, а из молока уже делают сметану, творог, кефир.
- Ребята, чем питаются коровы? (травой)
У коров отличное обоняние: по запаху они отлично отличают съедобные травы и несъедобные. Коровы травоядные животные. Летом они пасутся на лугу. А чем они питаются зимой? (сеном)
Из молока люди научились готовить много полезных, вкусных, питательных продуктов. Каких? (сметана, кефир, творог и другие)
- И сметану, и кефир,
Сливки, ряженку и сыр,
Творог, масло, простоквашу,
Молоко для вкусной каши
Нам даёт Бурёнка наша!
- Рога, борода,
Шерсть длинна.
А кто ещё нам даёт молоко? (Коза). (Показ картинки с изображением козы на экране интерактивной доски).
- Какую пользу козы приносят людям?
- Очень полезно и вкусно козье молоко. Из него готовят сыр, брынзу, творог и сметану.
Козы ангорской, оренбургской пород ценятся людьми за чудесную шерсть и тёплый пух. Из козьей шерсти вяжут красивые платки, свитеры, шапочки, шарфы и варежки.
Я маленькая, белая,
Пугливая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки. (Овца). (Показ картинки с изображением овцы на экране интерактивной доски).
- А где живёт овца?
Дети: В овчарне. (Показ картинки с изображением овчарни на экране интерактивной доски).
- В древности овечья шерсть ценилась дороже золота, её называли золотым руном.
- У меня есть пятачок,
Вместо хвостика крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: «Хрю! Хрю!» (Свинья). (Показ картинки с изображением свиньи на экране интерактивной доски).
- Свиньи дают нам мясо, вкусную колбасу, сосиски, сардельки.
- А где живёт свинья?
Дети: Свинья живёт в свинарнике. (Показ картинки с изображением свинарника на экране интерактивной доски).
- Чем питается свинья? (зерном, овощами)
- Свиньи неприхотливы в еде. Они всеядны.
- Зимой и летом свиней держат в сарае, кормят зерном и овощами. Любимое лакомство свиней - жёлуди.
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой»,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью. (Кошка). (Показ картинки с изображением кошки на экране интерактивной доски).
- Кошка – гибкое, изящное и очень чистоплотное животное. Она любит своих хозяев, свой дом, ей нравится понежиться в тепле и уюте, подремать на солнышке или в мягком кресле.
2. Физкультминутка «Кошка».
- Ребята, а вы сами хотите превратиться в кошек? Тогда… раз, два, три вокруг себя повернитесь и в кошек превратитесь. Слушаем и смотрим на меня.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Вот окошко распахнулось. (Руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (Имитация грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (Запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (Опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (Повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (Повернуть голову направо)
Потянулась, улыбнулась (Потянуться, улыбнуться)
И уселась на карниз. (Присесть)
- Какие послушные кошечки! Но пора в ребят превращаться: раз, два, три, вокруг себя повернитесь и в ребят обратно превратитесь.
3. Знакомство с обобщающим понятием «Домашние животные».
- Молодцы ребята, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть? (Свинья, коза, овца, корова, лошадь, собака, кошка)
- А как можно всех этих животных назвать, одним словом? (Домашние.)
- Что общего, у всех этих животных? (все покрыты шерстью, у всех 4 ноги или лапы, у всех есть морда, хвост).
4. Игра «Чей малыш?»
- Давайте поиграем в интересную игру «Чей малыш?». Вставайте рядом со стульчиками, я буду поочередно бросать вам мяч и называть взрослых животных, а вы бросать мне обратно и называть их детенышей.
У коровы – теленок,
у собаки – щенок,
у кошки – котенок,
у лошади – жеребенок,
у козы – козленок,
у свиньи – поросенок,
у овцы – ягненок.
5. Игра «Четвертый лишний» (на экране интерактивной доски воспитатель показывает картинку, а дети должны назвать лишнее животное).
Кошка – собака – тигр – теленок.
Козленок – лошадь – поросенок – мышь.
Лошадь – лиса – корова – собака.
Свинья – лошадь – собака – медведь.
Корова – лев – собака – лошадь.
6. Игра «Один – много».
Воспитатель: — Ребята, сейчас я вам буду называть животное, а вы будете называть его во множественном числе:
корова – коровы,
лошадь – лошади,
собака – собаки,
кошка – кошки,
коза – козы,
овца – овцы.
7. Игра «Угадай, кто кричит?»
На ноутбуке звучит голос животного, а дети должны угадать, какого.
8. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные».
- Раз, два, три, четыре, пять,
Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)
Самых близких, самых верных —
Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).
Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).
Как назовем их? Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).
В доме с хозяином дружно живут, (изображаем руками крышу дома над головой)
Значит, домашними все их зовут.
III. Заключительная часть. Итог занятия.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких животных мы узнали?
- Мы с вами будем заботиться о домашних животных?
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, отвечали! Молодцы!
Список литературы
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
Шорыгина Т. А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : ГНОМ, 2011. – 72 с.