Анна Аброскина
«Семейный бюджет. Доходы и расходы». НОД по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять знания дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи: 1) образовательные: закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов); дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; познакомить детей с составляющими семейного бюджета (пенсия, пособие, зарплата, стипендия).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий
- Темочки
2) развивающие: формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать мышление, внимание.
3) воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности, воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к деньгам.
Словарная работа: доходы, расходы, деньги, монеты, экономика, бережливость, бюджет.
Материал: коробка-копилка, бумажные деньги, монеты, картинки, детский проект «Какие бывают деньги?», иллюстрации с членами семьи, расходы семьи.
Ход НОД:
Оргмомент:
-Дети, сегодня с утра я нашла в группе вот эту красивую коробку с посланием. Мне нужна ваша помощь, нам предлагают отгадать загадку и понять, что в нём хранится.
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные! (Деньги, монеты)
- Какие бывают деньги?
- Для чего нужны деньги? А что можно купить за деньги?
Деньги нужны людям и в современном мире без них прожить невозможно.
Если денег накопить,
Можно многое купить:
Ездить можно на курорт,
Есть конфеты – первый сорт,
Можно кушать виноград,
Вечеринки для ребят
Можно делать каждый день
(если делать вам не лень)
Так что лучше экономить,
Чтобы все осуществить.
Экономика поможет
Деньги правильно копить.
- Как думаете, о чём это стихотворение?
- Что значит слово «экономика»?
- Вы слышали от родителей такие слова? В каких случаях?
- Экономика – это наука. Без неё невозможно стать счастливым и помочь другим!
Что же означает то слово? (воспитатель подводит итог, что экономика – это
ведение хозяйства по правилам.).
- Представим, что к нам в гости пришла семья (иллюстрации членов семьи). Как вы думаете, чем каждый из них занимается? (папа-пожарный, мама-врач, дочка -студентка, бабушка и дедушка — пенсионеры).
- Папа и мама трудятся, работают. За свой труд получают зарплату. Что такое
зарплата? Всё верно, зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц, неделю или за день.
-Кто получает зарплату? За что они её получают? (Папа и мама «кладут» деньги в коробку).
- Дети, но ведь в семье есть ещё бабушка и дедушка. Они уже не работают,
потому что они пожилые. Но бабушка и дедушка получают пенсию. Что же такое пенсия? Пенсия – это тоже деньги, только пенсию платят пожилым людям, за то, что они проработали много лет. (Бабушка и дедушка «кладут» деньги в коробку).
- Мы уже сказали, что сестра студентка. Она учится, получает в институте отличные оценки. И за свой труд получает стипендию. (Сестра пополняет копилку. Копилка постепенно наполняется, и дети наглядно видят составляющие бюджета).
- Денег стало больше или меньше?
- В копилке лежат деньги – это доход семьи, то есть – это все деньги, которые получают члены семьи. Вот как складывается семейный бюджет.
- А как в сказках и рассказах пополнить бюджет семьи? (Клад) Мы тоже попробуем найти свой клад.
Физкультурная минутка:
Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)
Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются и обнимают друг друга)
Стали думать, как нам быть? (повороты головой, поднятие плеч)
Как же клад нам разделить? (руки в сторону)
Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.
- А как бы вы распорядились кладом? С кем бы поделились (Дети отвечают по цепочке)
- Но с нашей семьё й произошла такая история: собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить. Мама хотела купить новую шубу, папа хотел купить новую машину, бабушке нужен был новый набор чашек, а дедушке – лейку для огорода. А сестре красивые туфли. Решили они купить всё сразу и потратить все деньги. Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, еды нет, бензина в машине тоже нет. А квитанции об оплате дома оплатить нечем.
- Дети, правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги? Что семья сделала не так? Что им нужно было купить и оплатить в первую очередь?
- Объясните мне, как вы понимаете «расходовать деньги», «расход бюджета» (на продукты питания, оплата коммунальных услуг, товары и услуги, лечение, отдых, транспорт) иллюстрации (Расход-это удовлетворение потребностей человека.)
Игра «Доходы и расходы»
1 Команда- выбирают за столом карточки доходы семьи и расставляют около картинки с кошельком.
2 Команда- выбирают карточки расходы семьи.
Затем, команды меняются местами и проверяют друг друга.
Подведение итогов.