Ксения Козлова
Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе «Мишутка знакомит детей с растениями-медоносами и медом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с некоторыми медоносными растениями.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о диких животных (медведе);
- вспомнить о полезных свойствах меда;
- закрепить ранее изученную пальчиковую гимнастику;
Воспитательные:
- способствовать развитию интереса к растениям, насекомым;
- воспитывать доброжелательность, культуру общения детей со сверстниками, взрослыми и персонажами (Мишуткой).
Развивающие:
- способствовать развитию связной речи. Развивать умение отгадывать загадки, активизировать мыслительную деятельность;
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе „Мишутка знакомит детей с растениями-медоносами и медом“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
- развивать умение работать самостоятельно, взаимопомощь.
Предварительная работа.
- коллективная аппликация «Букет одуванчиков»;
- разучивание пальчиковой гимнастики «Трудолюбивая пчелка»;
- проигрывание в игру лото «Кто где живет»;
- повторение диких и домашних животных. Разгадывание загадок про них.
Оборудование и материалы.
- Мишутка + стульчик для мишки;
- картинки с жилищами животных;
- картинки с изображением еды;
- презентация Мишутки;
- цветы для подвижной игры «Пчелки»;
- ватман с изображением полянки и пчел + цветы;
- корзинка с конфетами.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Дети заходят в зал.
Воспитатель: Доброе утро, мои маленькие друзья, дорогие гости. Ребята, давайте поздороваемся друг с другом и с гостями и пожелаем всем здоровья и хорошего настроения.
Воспитатель и дети встают в круг.
Станем рядышком по кругу,
Скажем здравствуйте друг другу,
Нам здороваться не лень,
Всем «привет» и «добрый день».
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Доброе утро всем!
II. Основная часть.
Воспитатель: К нам сегодня в гости пришел… впрочем, догадайтесь кто это. А для этого отгадайте загадку.
Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной.
А когда придет весна
Просыпается от сна…
Кто это?
Дети: Медведь!
Воспитатель: Правильно! К нам пришел медвежонок. Его зовут Мишутка. Давайте поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуй Мишутка! (гладят мишку, пожимают ему лапу).
Мишутка: Здравствуйте ребята.
Воспитатель: А для того чтобы познакомиться и подружиться с Мишуткой давайте, ребята, подойдем к столу и поиграем с мишкой. (дети подходят к столу).
Мишутка: А знаете ли вы, дети, откуда я к вам пришел и где я живу?
Дети: В лесу.
Мишутка: Правильно! Найдите, пожалуйста, на столе изображения с моим жилищем и назовите его?
Дети: (подходят и называют) Берлога.
Мишутка: Верно! А я дикое или домашнее животное?
Дети: Дикое.
Мишутка: А почему я дикое животное как вы думаете?
Дети: потому что живешь в лесу и сам о себе заботишься и сам себе находишь пропитание.
Мишутка: Молодцы! А теперь я предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед вами карточки с едой, вам нужно найти и назвать картинки, чем я питаюсь в лесу.
Дети: (находят и называют) ягодами, грибами, медом, орехами.
Мишутка: Молодцы! А как вы думаете, что из этого я люблю больше всего?
Дети: Мед!
Мишутка: Конечно! Мед я очень – очень люблю! Какие вы молодцы, как много про меня знаете! Пойдемте, детишки, сядем на стульчики.
(ребята садятся).
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как получается мед?
Дети: его делают пчелы. В магазине можно купить.
Воспитатель: Верно! Так как наш Мишутка любит больше всего мед, он хочет вам рассказать, как же добывается мед и из чего он делается. Давайте внимательно послушаем его рассказ.
(презентация под рассказ мишки).
Мишутка: Пчелы – это насекомые, источником корма для пчел являются растения у которых есть нектар и пыльца. Нектар – это сладкая жидкость, которая находится в цветущих растениях. Пчелы собирают нектар, приносят его в свои ульи, ульи – это домики для пчел, сделанные человеком, или приносят нектар в дупло, а дупло – это небольшое отверстие в дереве где живут пчелы, оно чаще всего образуется само по себе, так вот из нектара получается вкуснейший мед.
Но есть еще и пыльца, она похожа на порошок, она тоже находится в цветке и его вкус горький. Пчелы очень быстро собирают пыльцу. Что не успеешь даже глазом моргнуть, потом из нее тоже получается мед.
Медоносные растения – это цветы и деревья где есть нектар и пыльца. Их ооочень много. Сейчас я вам некоторые из них назову. Это береза, клен, ель, сосна, рябина, малина, василек, одуванчик.
А вы ребята любите мед?
Дети: Да!
Мишутка: А зачем его едят?
Дети: Он вкусный, что бы не болеть, полезный.
Мишутка: Совершенно верно! Умнички. Ребята, а вы запомнили, кто делает мед?
Дети: Пчелы.
Мишутка: А кто запомнил, где они живут?
Дети: В дупле, в улье.
Мишутка: Очень хорошо! А запомнили ли вы, чем питаются пчелы?
Дети: Нектаром, пыльцой.
Мишутка: А где же пчелы находят себе нектар и пыльцу?
Дети: в цветах, на деревьях.
Мишутка: А с каких цветов и деревьев пчелы собирают пыльцу и нектар?
Дети: С березы, ели, сосны, клена, рябины, малины, одуванчика, василька.
Мишутка: Ох, какие вы молодцы!
Воспитатель: Ребята, вот какой интересный рассказ приготовил нам Мишутка. Теперь вы знаете из чего получается мед. Спасибо тебе Мишутка. А теперь давайте отдохнем!
Мишутка предлагает вам поиграть в игру «Пчелки». Вы ребята – все будете пчелками, которые будут летать по полянке и собирать сладкий нектар с цветочков. Полянка – это наш ковер. Стульчики – это ваши домики – ульи. Мишутка будет медведем, который сидит в берлоге. Как только вы – пчелки увидите, что медведь выходит из берлоги на полянку, вы сразу улетаете в свои домики – ульи на стульчики.
(проводится игра).
Воспитатель: Ох, мишка, никого ты не поймал. Какие у нас пчелки быстрые! Молодцы, ну вот и отдохнули. И ты Мишутка садись на стульчик отдохни немного. А мы продолжим узнавать интересное дальше.
Сейчас я хочу прочитать вам стихотворение «Разговор с пчелой»:
Меня ужалила пчела
Я закричал: «Как ты могла?»
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужжасно нужжен,
Я берегла его на ужжжин!»
Ребята, а как вы думаете, можно или нельзя нельзя рвать цветы?
Дети: Нельзя! Потому что цветочки – это еда для пчел.
Воспитатель: Я с вами полностью согласна! Предлагаю вместе показать Мишутке нашу пальчиковую гимнастику «Трудолюбивая пчелка».
Пчелка трудится весь день
(дети руками обрисовывают перед собой круг)
И работать ей не лень.
(покачивают указательным пальцем в знак отрицания)
От цветка летит к цветку
(ритмично взмахивают руками-крылышками)
Клеит на брюшко пыльцу.
(совершают круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет
(одну руку вытягивают вперед, затем — вниз наклоняются)
За день много соберет.
(раскрывают перед собой все пальцы)
Унесет нектар в тот улей.
(обрисовывают в воздухе треугольник)
И назад вернется пулей.
(резко выбрасывают руку с вытянутым указательным
пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед
(топают ногами)
Скоро ведь зима придет.
(ежатся)
Будет пчелкам чем питаться
(имитируют движения ложкой)
Надо летом им стараться!
(имитируют накладывание меда в соты)
Мишутка: Как же здорово у вас получается! Теперь я тоже буду уметь делать пальчиковую гимнастику про пчелку, приду к себе в лес и друзей – зверят научу!
Воспитатель: А теперь ребятки, проходите за нами с Мишуткой. Мы пришли с вами к полянке с пчелами. Смотрите – ка что-то здесь не так…пчелки летают, а полянка пуста…а где же они будут собирать пыльцу? Чего здесь не хватает?
Дети: Цветов!
Воспитатель: Так давайте же, ребятки, скорее посадим цветочки, что бы пчелы смогли собрать нектар.
(дети сажают на полянку цветочки).
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось проводить время с Мишуткой?
Дети: Да!
Воспитатель: А что больше всего понравилось делать с Мишуткой? (спрашивает каждого ребенка что ему понравилось).
Воспитатель: А вы запомнили, о чем вам рассказывал Мишутка?
Дети: Про мед, про пчел, про цветочки и деревья.
Воспитатель : Верно! Давайте скажем спасибо Мишутке за то, что он пришел к нам сегодня.
Дети: Спасибо!
Воспитатель: А хотите ли вы пригласить мишку еще раз в гости?
Дети: Да! Хотим!
Воспитатель: Давайте пригласим его к нам в детский сад на прогулку. Ведь скоро к нам придет лето и у нас будет возможность понаблюдать за пчелами в природе. Вот Мишутка и понаблюдает вместе с нами и наверняка опять расскажет много интересного.
Мишутка: Мне у вас понравилось! Вы очень хорошо сегодня потрудились, много знаете и умеете. И я хочу вас угостить медовыми полезными конфетами. Возьмите корзинку с медовыми конфетами в группу, угостите всех ребят и расскажите им о пользе меда. Ешьте полезные конфеты за здоровье и не болейте. До свидания!
Дети: До свидания, Мишутка.
(уход мишки)
Воспитатель: Ну чтож, наша встреча с Мишуткой подошла к концу и нам пора возвращаться в группу. Давайте скажем всем до свидания.
(уход детей в группу).
P/S: в конспекте я прописываю похвалу словами "Умнички", "Молодцы", в процессе самого НОД отмечаю конкретные заслуги каждого ребенка!
Спасибо за внимание)