Елена Ефанова
НОД по ФЦКМ у детей подготовительной группы «Наша Родина-Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект нод по ФЦКМ у детей подготовительной группы.
Тема «Наша Родина- Россия».
Цель. Формировать у детей представление о России как о родной стране, прививая чувство патриотизма и любовь к своей Родине.
Задачи. Закрепить знание детей о Москве – столице России, о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ (о значении цветов Российского флага).
Развивать интерес к родной стране.
Развивать внимание, память, речь, поддерживать непринужденную беседу.
Воспитывать чувство любви к своей Родине;
Публикация «НОД по ФЦКМ у детей подготовительной группы „Наша Родина-Россия“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитывать патриотические чувства по отношению к своей стране и к родному краю, уважительное отношение к государственным символам России.
Словарная работа.
Слова-предметы: родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня, село, флаг, гимн, герб, булава, скипетр.
Слова-действия: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.
Слова-признаки: любимая, единственная, огромная, прекрасная.
Материал. Презентация.
Ход занятия. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте, о чем говорится в ней?
Шар земной передо мной
Но не такой уж он большой.
Я его верчу рукой.
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это глобус. Скажите, а что такое глобус? (Модель планеты Земля).
Основная часть.
Воспитатель: Какая удивительная планета Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.
Сегодня к нам в гости пришли сказочные герой Алёнушка и Иванушка. (1,2) Они приготовили и принесли нам картинки, давайте на них посмотрим. (3,4,5)
* Что вы сейчас увидели, ребята? (Поле, море, горы, лес, город, деревню).
* Всё это наша страна. Как она называется? (Наша страна называется Россия).
*А, какая наша страна, наша Россия? (Большая, красивая, огромная, богатая, сильная, любимая, единственная, прекрасная, др.)
Воспитатель: В нашей стране много всего самого прекрасного: много городов, сёл и деревень, необыкновенно красивая природа, замечательные люди.
Самый главный город любой страны называется- столица. Ребята, скажите, как называется столица в нашей стране? (Столица нашей страны- Москва) (6)
(7) Но давным-давно в нашей стране не было ни богатых, красивых городов, ни высоких каменных домов, в которых мы живём, ни больших сёл.
По берегам рек, далеко друг от друга стояли бедные избы. В избах жили наши предки- славяне, так тогда назывался русский народ. (8)
В те времена главными у славян были князья. Князь- это значит главный, старейшина. (9) Все слушались князя, а ещё он руководил войском, когда приходилось воевать. Много княжеств было на Руси (Русь- так называлась тогда наша Россия). Князья очень часто ссорились друг с другом и захватывали друг у друга земли. Но когда на них нападали враги из других стран и земель, то князья объединялись вместе и побеждали своих врагов. И наконец князья поняли, что если они объединятся навсегда, а не только на время войн, то они будут намного сильнее. Вместе им будет легче обороняться и трудиться, и их никто не сможет победить.
(10) И князья объединились, а самым главным стал князь Иван III. Все остальные князья стали его стали слушать и ему подчиняться. Тек из объединившихся княжеств образовалось Русское государство. Оно было большим и сильным.
(11) В те давние времена жил на Руси ещё один великий князь. Имя его Юрий Долгорукий. Однажды остановился он в одном селении, которое стояло около реки Москва. И очень ему это место понравилось, что решил он здесь город построить. Назвал он этот город в честь реки- Город Москва. Чтобы обороняться от врагов, люди выстроили вокруг города крепостные стены. Такая крепость стала называться кремль. Сначала стены кремль был деревянные. Во время нападения врагов кремль не раз сжигали.
И вот через много лет другой русский князь- Дмитрий Донской- решил построить в Москве кремль из белого камня. (12)
(13) Скоро жители построили кремль из белого камня. С тех пор Москву стали называть белокаменной. Кремль из белого камня простоял более 100 лет (это очень долго).
От времени он стал рушиться. И вот тогда князь Иван III решил построить новый кремль. Но такой, чтобы он был не только сильной крепостью, но и ещё и самым красивым. (14) С большой любовью строили люди этот Кремль. Стоит этот кремль-красавиц до сих пор в самом прекрасном и главном городе нашей страны- Москве. (15)
У любой страны есть отличительные символы. Это герб, флаг и гимн.
(16) Герб- это символ, знак, на котором изображают что-то важное для страны. Теперь рассмотрим наш герб.
Однажды (это было давным-давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решили, кому из них быть на гербе России. Есть у нас король птиц - орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается.
Если внимательней рассмотреть герб, то мы увидим на нем кроме двуглавого орла, воина на белом коне и страшного змея-дракона. Русский воин копьём убивает змея, а конь топчет его копытами. Этого война зовут Георгий Победоносец.
Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России?
Потому, что он Святой защитник от всякого зла и лучше на нас не нападать, мы будем защищать свою страну. Россия всегда побеждала всех врагов, которые хотели нас захватить.
Воспитатель: Еще одним символом нашей страны является гимн. Гимн- это торжественная песня, прославляющая могущество и величие нашей страны. Когда звучит гимн нужно встать и не разговаривать, а мужчины всегда снимают головные уборы. Сейчас мы прослушаем отрывок из гимна (звучит гимн). (17) Воспитатель: Что мы с вами сейчас слушали? (гимн России, главную песню)
В этой песне говорится о России, в ней прославляется наша Родина. Такая музыка рождает гордость за свою страну. Гимн объединяет всех людей нашей страны – тех, кто любит свою Родину и гордится ею. Как звучит гимн? (Торжественно).
Динамическая пауза.
Дружно встали. Раз! Два! Три! (шагаем)
Мы теперь богатыри! (руки на пояс)
Ноги крепкие расставим.
И ладонь к глазам приставим.
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво. (повороты)
Мы стоим, расставив ноги,
Точно в танце, руки в боки.
Поклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Видим вокруг мы солнце и небо (рисуем круг прямыми руками)
Море и речка («волны» руками справа налево, затем обратно)
Скалы и горы (руки поднять- «крыша»)
Леса и поля (руки согнуть в локтях перед собой, развести в стороны)
Поле и пашня (присесть и встать)
Луг и долина (наклоны в сторону с выносом руки, поочередно)
Доброе утро, (руки перед собой в стороны)
Россия моя! (скрестили на своей груди).
Теперь давайте поговорим об ещё одном символе нашего государства Россия- это флаг.
(18) Ребята, почему флаг России называют триколором? Из скольких цветов состоит флаг нашей страны и какие это цвета? ( Из 3: белого, синего и красного).
-Каждый цвет имеет своё значение.
Белый - это мир и чистота он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий – это цвет мирного неба над головой. вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верит ей.
Красный - цвет силы, мужества и отваги, это кровь людей, пролитая за Родину.
Воспитатель: Я уже говорила, что в старину главным был князь, а кто сейчас глава в нашей стране? (глава в стране- президент) (19)
В столице нашей Родины Москве, в кремле работает глава нашего государства президент Владимир Владимирович Путин и правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. (20) Правительство и президент управляют страной, опираясь на законы, которые записаны в Конституцию. Конституция- это основной закон государства. (21)
Воспитатель: Ребята, на каком языке разговаривают люди в России? (на русском языке)
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
У русского языка даже есть свой праздник, который мы отмечаем в один день с днём рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, который родился 6 июня. (22)
(23) Россия - самая большая страна в мире. Посмотрите, это карта России. Карта – это чертеж, на котором изображена наша страна. (картинка)
Наша Родина расположена на крупнейшем материке, который называется Евразия и омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Россия - самая большая страна в мире. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнце.
Посмотрите, какую огромную территорию она занимает (показ границы на карте)
Чтение стихотворения «Наша Родина» Н. Забила
«Как велика моя земля!
Как широки просторы.
Озёра, реки и поля
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна –
В другом снега и вьюга!»
Воспитатель: Россия – наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?
(Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш д/с, наш дом. Родина у каждого человека одна.)
Ребята, скажите, надо ли охранять, беречь, защищать нашу Родину Россию? Кто это делает, кто границу страны на земле, воде и воздухе? (армия, воины, солдаты, защитники отечества) (24)
Главный командующий нашей армии является президент государства В. В. Путин.
Воспитатель: В нашу страну часто приезжают гости из других стран. Когда они возвращаются домой, то увозят на память разные сувениры. Что же можно увезти с собой, чтобы долго вспоминать о России? (ответы детей)
(25,26) Кроме государственных символов (герб, флаг, гимн, у нашей страны существуют свои народные символы, являющиеся отличительной чертой русского народа, нашей страны. Во всем мире с Россией связывают русский народный костюм, березу, ромашку, медведя, матрешку, самовар, валенки, балалайку, блины, самовар, лапти, тройка коней. А береза – национальное дерево России.
Воспитатель: - Русский народ придумал очень много поговорок и пословиц о Родине и любви к ней.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Жить - Родине служить.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Родина поучает – Родина выручает.
- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
-Тот герой кто за Родину горой.
Воспитатель: Чему учат нас эти пословицы? (Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).
Итог. (27, 28)
Давайте ещё раз вспомним:
-Как называется наша страна? (Россия)
-Как называется столица России? (Москва)
-Перечислите государственные символы России (флаг, герб, гимн)
-Кто является главой нашего государства? (президент)
-Назовите его полное имя (Владимир Владимирович Путин)
- Где записаны главные законы нашего государства (в Конституции)
- На каком языке говорят в нашей стране. (на русском языке)
В заключении послушайте стихотворение «Моя Родина» М. Лисянского
«Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём!» (29)