Строкова Ирина Николаевна
НОД на зкологической тропе «Путешествие в страну лекарственных трав»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Цель: расширение представлений детей о лекарственных растениях.
Программные задачи:
- Развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты;
- Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;
- Развивать монологическую речь детей,умение участвовать в коллективных разговорах;
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Публикация «НОД на зкологической тропе „Путешествие в страну лекарственных трав“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Темочки
- просмотр обучающих мультфильмов о лечебных растениях,
- знакомство с Красной книгой,
- трудовая деятельность на экологической тропе,
- изготовление буклета «Лекарственные растения Хабаровского края».
Возрастная категория детей:5-6 лет старшая группа
Условия проведения: экологическая тропа на территории детского сада.
Оформление: клумбы с лекарственными растениями : дикий лук, мята, мать-и-мачеха, ромашка полевая, лопух, смородина, пижма, тысячелистник, клевер, черемша, зверобой, береза, марин корень (дикий пион, болотный багульник. Таблички с названием растений, сказочный герой - лесовичок,
Ход НОД:
(Дети выходят на участок. НОД проходит на экологической тропе)
Воспитатель. - Ребята, оглянитесь вокруг! Как красиво кругом.
- Какое время года в природе наступило?
Дети. -Лето.
Воспитатель. -Какие летние месяца вы знаете? (июнь, июль, август)
-Какие признаки лета вы знаете?
Дети. -Жаркое солнце, небо голубое, теплый дождик, летают бабочки, можно купаться, загорать, на прогулке можно гулять в легкой одежде…
-Деревья стоят в зеленых нарядах, расцвели цветы, трава зеленая и густая.
Воспитатель. -Ребята, а я что-то увидела в траве, посмотрите, это чья-то корзина, она не пустая.
(Воспитатель достает письмо из корзины)
- Давайте почитаем, от кого же оно?
(Воспитатель читает письмо, написанное старичком-лесовиком).
Письмо: «Здравствуйте, ребята, если вы читаете это письмо, значит вы пришли ко мне в гости в мои владения. Я хочу пригласить вас в путешествие по экологической тропе. Будет вам всем интересно познакомиться с необычными растениями.»
Воспитатель-Ребята, экологическая тропа – это маленький мир большой природы, который находится на нашем участке детского сада. А хозяин здесь, старичок - лесовичок, который написал нам письмо.
Воспитатель-А вы хотите отправиться в путешествие (Да)
-Ребята, перед путешествием вспомним, как же мы должны вести себя в гостях у природы?
-Молодцы!
- Если я сорву цветок,
Если ты сорв шь цветок,
Если все: и я, и ты
То останутся пусты
И деревья и кусты…
И не будет красоты.
(Выходит из-за березы старичок -лесовичок)
Лесовичок. - Здравствуйте, ребята! Мы с вами отправимся в путешествие по экологической тропе, а путь наш лежит к лекарственным травам. Без растений не существовало бы жизни на земле. Растения дают не только красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечится от разных болезней. Природа предлагает человеку много даров, среди них лекарственные травы от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Ещё давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.
- Давайте пройдем по нашей тропинке и вспомним, какие растения у нас растут.
- Ой, ребята, когда я к вам шел по лесу, то поцарапал себе ногу, а сейчас не знаю что мне делать?
Ребенок. Есть такое растение подорожник. В народе его называют «скорая помощь», «аптека у дороги». При порезах, ранках, ушибах, поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту. Подорожник чаще всего растет у дороги. Семена этого растения прилипают к обуви людей, и к копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог, поэтому растение так и назвали «подорожник». Растет оно вдоль дороги.
Лесовичок. - Молодцы, хорошо, что вы так много знаете о подорожнике. Надеюсь, в трудную ситуацию вы о нем вспомните да и мне эти знания пригодятся. Давайте подойдем к интересному растению, а вот как оно называется вы узнаете отгадав загадку.
Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый.
Желтый маленький цветок.
Дети. – Это цветок мать-и-мачеха.
Воспитатель. - Чем необычен этот цветок?
Дети. - Цветок мать-и-мачеха похож на одуванчик. Снег только растаял, а он уже цветет. А еще стебельки как будто в чешуйках.
Лесовичок. - Я тоже знаю это растение. Почему растение назвали «мать-и-мачехой»? Дело в том, что когда отцветают цветы, у растения появляются листья. Сверху эти листья гладкие, холодные, темноватых оттенков. С внутренней стороны - мягкие, нежно-зелёные, по ощущениям - тёплые.
Русское название возникло из-за особенности листьев мать-и-мачехи: нижняя сторона пушистая и мягкая - «мать», а верхняя гладкая и холодная - «мачеха». В народе говорят: «Родная мать любит, как летнее солнце греет, а мачеха не любит - холодная, как зимнее солнце». Символизирует материнскую заботу. Мать-и-мачеха успешно применяется при таких заболеваниях как Пневмония; ОРЗ и ОРВИ, в том числе грипп. Листья мать-и-мачехи можно просто прикладывать к ранам, нарывам и язвам на коже.
Ребенок. - Я знаю стихотворение об этом полезном растении.
На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха.
Лесовичок. – Молодцы! Вы много знаете о лекарственных растениях. А давайте мы с вами поиграем и превратимся в полевые цветочки – васильки.
Физминутка:
Синие зв зды упали с небес. (Дети приседают).
Смотрит на них зачарованно лес, (Поднимаются на носочки, покачивают руками из стороны в сторону).
Ветер тихонько над ними кружит, (Кружатся на месте)
Смотрит на синие зв зды во ржи,
Нежно качает волну васильков, (Вновь покачивают поднятыми вверх руками)
Синих, как зв зды, волшебных цветков
Игра «Можно- нельзя»
*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)
*Сажать деревья в лесу? (Можно)
*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)
*Ходить по тропинкам? (Можно)
*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)
*Любоваться цветами? (Можно)
*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)
*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)
*Беречь лес от пожара? (Можно)
*Разорять птичьи гнезда (Нельзя)
Воспитатель. - По дорожке мы пойдем! Что ребята здесь найдем? Как пахнет это растение!
Дети. – Это мята, называется мелиса.
Лесовичок. – Странно, а пахнет как лимон.
Дети. – Потому что у нее есть и другое название – мята лимонная.
Воспитатель (показывает на другой вид мяты). А вот другая мята – перечная. Все виды мяты полезны. А вас мамы лечили этим растением?
Ответы детей.
Воспитатель. – Я знаю еще одно свойство мяты. Давайте достанем коврики, присядем на них, и я расскажу о нем: вы все заметили, что мята пахнет – это потому, что она выделяет ароматное эфирное масло, убивающее микробов. Давайте отщипнем по листочку, разотрем между ладошками и вдохнем этот запах через нос, а выдохнем через рот. Вот так (показ). Почувствовали, как хорошо задышал ваш носик? А у меня даже настроение улучшилось, а у вас?
Ответы детей.
Лесовичок. - Это потому, что приятный аромат мяты улучшает самочувствие и настроение, снимает усталость, стимулирует память. Отдохнули, а пить хотите?
(Лесовичок поит детей отваром из мяты)
Воспитатель. – Замечательный прохладный напиток! Ой, а если горло заболит, чем лечить будем?
Ответы детей: мать-и-мачехой.
Лесовичок. -А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений».
Ответы детей:
- Первое, что необходимо знать, что лекарственные растения собирают только взрослые, а дети могут только помочь.
-Нельзя рвать много растений.
-Хорошо знать растения и отличать от ядовитых.
-Нельзя рвать растения, которые занесены в Красную книгу.
-Сушить в тени, а не на солнце.
-Нельзя собирать вблизи дорог.
-После сбора лекарственных трав, надо тщательно вымыть руки.
Лесовичок. – Молодцы, ребята! Вам понравилось наше путешествие по экологической тропе?
- Я предлагаю вам дома с мамами и папами найти информацию о лекарственных растениях растущих на нашем участке. А я обещаю вам что обязательно еще к вам прейду, мне у вас очень понравилось и послушаю ваши рассказы. Собирайте свои коврики, нам пора возвращаться обратно.
Методические рекомендации
«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский
Экологическое образование ребёнка начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, познавательно-исследовательская деятельность. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями, местами их обитания, дети расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Экологическая тропа – это средство нравственного, воспитания. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.
Формы и методы работы с детьми, на экологической тропе могут быть разнообразными, например: проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, практическая деятельность, исследовательская работа.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада :
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
В данной работе можно привлечь родителей в подборе информации о лекарственных травах Хабаровского края для создания Лэпбука, для оформления книжек- малышек «Стихи о растениях на нашем участке». Пригласить родителей на субботник по оформлению экологической тропы.
Литература
1. И. В Кравченко, Т. Л, Долгова. Прогулки в детском саду. Методическое пособие. - М. : ТЦ «Сфера». 2010.
2. С. В. Машкова, Г. Н. Суздалева, Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Волгоград, «Учитель», 2013
3. О. А. Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Издательство Москва-Синтез 2010г.