Татьяна Филиппова
НОД «Знакомство с каменным углем и мелом» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Обобщать знания детей о родном крае. Продолжать знакомство детей с природными богатствами нашего края. Повышать уровень знаний в опытной-экспериментальной деятельности детей. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи путем эксперимента.
Развивать интерес к экспериментированию детей, развивать любознательность.
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах каменного угля и мела.
Формировать у детей коммуникативные качества: дружеские взаимоотношения во время совместной работы, умение выслушивать собеседника.
Публикация «НОД „Знакомство с каменным углем и мелом“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Темочки
Материалы: каменный уголь, мел (кусочки, лупы, стаканчики с водой, палочки, влажные салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель
1. В каком городе мы живем? (Прокопьевске)
А как он называется? (Жемчужина Сибири)
Посмотрите на карту нашего края, чем оно богат наш край: много леса, рек, животных, растений.
- А что это за значки на карте? (это полезные ископаемые)
- Мы с вами сегодня поговорим о полезных ископаемых, таких как уголь и мел.
- -Вы хотите узнать свойства каменного угля?
Воспитатель Полезное ископаемое каменный уголь, добывается у нас в Прокопьевска на шахтах
-А чтобы узнать больше о каменном угле, я приглашаю вас пройти за столы.
Воспитатель Посмотрите, у вас на столах стоят подносы – найдите на них каменный уголь. Возьмите каменный уголь, рассмотрите его поверхность с помощью лупы. (дети рассматривают уголь с помощью лупы)
Воспитатель: Что вы видите? А что еще вы можете сказать о каменном угле?
Дети: Уголь черного цвета, блестящий. Он бугристый, как дерево.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а как можно узнать, уголь твердый или мягкий?
Дети: Надо надавить на него пальцем или сжать в руке. (дети сжимают уголь).
Воспитатель: Что можно сказать? Какой уголь?
Дети: Уголь твердый.
Воспитатель: Почему уголь называется каменным?
Дети: Он твердый как камень.
Воспитатель: Как вы думаете, каменный уголь прочный? Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите что произойдет (Уголь рассыпается на несколько мелких кусочков. Какой вывод можно сделать)
Дети: Каменный уголь твердый, но не прочный.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а уголь имеет запах?
Дети: Нет уголь не пахнет.
Воспитатель: Совершенно верно ребята, уголь не имеет запаха. Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь?
Дети: Он пачкается.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет с каменным углем, если его опустим в воду?
Дети: Каменный уголь утонет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Он тяжелый.
Воспитатель: Как вы думаете, вода поменяет цвет?
Дети: Да.
Воспитатель: Попробуйте опустить каменный уголь в воду, что произошло?
Дети: Каменный уголь утонул.
Воспитатель: А произошли изменения с водой?
Дети: Вода не окрасилась.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, что еще происходит?
Дети: Идут пузырьки, круги.
Воспитатель: В каменном угле есть воздух. И при опускании угля в воду, вода вытесняет воздух из угля. Поэтому появляются пузырьки.
Как вы думаете, он растворяется или нет?
Я предлагаю проверить, растворяется уголь или нет. Давайте возьмем палочку и помешаем воду. Что происходит с углем
Дети: Каменный уголь не растворяется.
Воспитатель: Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.
Каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ
Воспитатель: Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а так же и глубоко под землей. Для его добычи под землей стоят шахты – глубокие, темные колодцы. Закроите глаза. Вот так и ничего невидно и в шахтах.
Шахтеры добывают уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до ствола шахты. Труд шахтеров очень тяжелый. Их нелегкий труд облегчают машины.
Воспитатель: Как вы думаете, где человек использует каменный уголь.
Каменный уголь человек использует как топливо на фабриках, заводах, Из каменного угля получают краски и лаки.
Одно из свойств каменного угля : он хорошо горит и дает много тепла, поэтому идет на отопление жилых помещений.
Уголь ничем не пахнет и его применяют при изготовлении духов, конфет.
Физкультминутка: «Грузим вагоны»
Воспитатель:
«Белый маленький комочек,
Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки. Растворяется легко:
Опусти комочек в речку – утечет как молоко»
Дети: Мел.
Воспитатель: А сейчас предлагаю посмотреть на экран. Вот так выглядит мел как полезное ископаемое. Мел – это известняк состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это – полу затвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилии.
Воспитатель: Вася и Маша, помогите мне пожалуйста, раздайте мел. Давайте рассмотрим его с помощью лупы, что вы видите?
Дети: Маленькие дырочки.
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети: Мел белый.
Воспитатель: Мел имеет запах?
Дети: Нет, мел не пахнет
Воспитатель: Твердый или мягкий? Потрогайте его руками.
Дети: Мел твердый.
Воспитатель: Ребята, мел твердый, но он мягче каменного угля. Когда им пишут, он крошится, сыпется, значит он – хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску.
Дети: Мел оставляет след, рисует.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет с мелом, если его опустим в воду?
Дети: Мел утонет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Он тяжелый.
Воспитатель: Как вы думаете, вода поменяет цвет?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, что еще происходит.
Дети: Идут пузырьки, круги.
Воспитатель: В меле есть воздух. И при опускании мела в воду, вода вытесняет воздух из мела. Поэтому появляются пузырьки.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю проверить, растворяется мел или нет, давайте возьмем палочку и помешаем воду. Что происходит с мелом?
Дети: Мел растворяется.
Воспитатель: Ребята, где человек использует мел?
Дети: человек использует мел для рисования на доске, на асфальте.
Воспитатель: Натуральный мел используют в сельском хозяйстве. Для производства цемента, извести. Мел – составная часть зубных порошков и паст.
Гимнастика для глаз «Бабочка»
Воспитатель; Наше с вами занятие подошло к концу. С какими полезными ископаемыми мы с вами познакомились, Чем сегодня на занятии мы занимались?