Елена Корабельникова
НОД «По следам фольклора» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр Образования № 49»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«По следам фольклора»
Подготовила: воспитатель Корабельникова Елена Алексеевна
1. Тема НОД: «По следам фольклора»
2. Возраст детей: 5 лет
3. Группа : старшая
4. Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
5. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «НОД „По следам фольклора“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
6. Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная.
7. Форма проведения: совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей.
8. Программное содержание:
Цель: закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества, активизировать речь детей.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; учить передавать пластилинографией эмоциональное состояние – радость, развивать познавательный интерес.
Развивающие: развивать устную речь, активировать словарь детей по теме;
развивать познавательную активность детей; развивать мелкую моторику рук, внимание, память, речь и воображение.
Воспитательные: воспитывать у детей желание преодолевать препятствия, чтобы достичь цели; воспитывать интерес к культурному наследию народа.
9. Планируемые результаты: развитие у воспитанников познавательного интереса к совместной деятельности; расширение и активизация словарного запаса;
умение детей действовать самостоятельно.
Словарная работа: фольклор, скороговорка.
10. Подготовительный этап (предварительная работа) : загадывание и отгадывание загадок; чтение и рассказывание сказок «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»; чтение и заучивание пословиц, считалок;
чтение скороговорок; знакомство с техникой рисования пластилином.
11. Методические приемы: проблемные и поисковые ситуации; вопросы; сюрпризный момент; беседа.
12. Оборудование: демонстрационный материал: ноутбук, интерактивная доска, презентация «По следам фольклора (загадки)», доска с магнитами, подборка музыки, картинки, цветочки, сумка, корзинка, теремок, книга, конверты с письмами, карта, сюжетно-ролевые игрушки (домашние животные, волшебная коробка (для клада, платочек.
Раздаточный материал: стеки, пластилин, трафареты из зеленого картона с контуром яблока, влажные тряпочки, угощение.
Ход образовательной деятельности
1. Мотивационный этап.
Дети вместе с воспитателем входят в зал.
Вместе:
Встанем рядом полукругом
Улыбнёмся мы друг другу.
Скажем весело «Привет»
Всем удачи в этот день!
Воспитатель:
Как у нас уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
(Раздаётся стук в дверь, вносят письмо)
Воспитатель: (удивленно) Какое загадочное письмо. Кто же его прислал? Прочитаем?
(Ребенок открывает конверт и достает письмо)
Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы любите сюрпризы и поэтому для вас приготовил и спрятал клад. Предлагаю вам по следам фольклора дойти до клада. Но клад найти не просто. Вам надо пройти испытания, в помощь вам отправляю карту.
Желаю успехов!
Ваш дедушка Фольклор».
Воспитатель: Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор.
Ребята, что такое «фольклор»?
Дети: потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки, колыбельные, шутки
Воспитатель: А кто их сочинял?
Дети: Народ!
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, давайте начнем наш путь. Смотрите, на карте есть подсказки. Давайте все вместе найдем первую подсказку? (передвигаемся под музыкальное сопровождение)
Дети: Первая подсказка - сумка.
Воспитатель: Кажется, я догадалась. Нам надо найти сумку. Это не простая сумка. Ребята, внутри сумки что-то должно быть. (Достают конверт с заданием)
3. Исполнительский этап.
Воспитатель: Ребята, слушайте первое задание дедушки Фольклора :
«Дорогие ребята, отгадайте мои загадки:
(дети отгадывают загадки и находят игрушки, которые загаданы в загадках)
1.
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
2.
Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)
3.
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый. (Свинья)
4.
Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее – … (Корова)
5.
Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит: «Ме-ме-ме,
Дай-ка травки мне-е-е». (Коза)
Воспитатель: Ребята, вы все загадки отгадали и нашли животных. Как их можно назвать по-другому, одним словом?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: Почему их называют домашними животными?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрим на карту и найдем вторую подсказку.
Дети: Вторая подсказка – корзина.
Воспитатель (читает письмо) : «Продолжаем путь и следующее испытание «Скороговорки». Какие скороговорки вы знаете? Проговорите их».
Ребята, скажите, почему скороговорки назвали скороговорками? (Ответы детей)
Давайте встанем в круг. И проговорим скороговорки.
(Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение)
1. Кукушка кукушонку
Купила капюшон
Как в капюшоне он смешон.
2. Белые бараны били в барабаны.
3. Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!
Воспитатель. Хороши ваши язычки, справились со скороговорками.
Идем дальше, где наша карта, что нас ждет впереди?
Дети: Теремок.
(Дети находят теремок, письмо за теремком)
Воспитатель (читает письмо) : «Ребята, а вы любите русские народные сказки? (ответы детей). А какие сказки вы знаете? (ответы детей). И задание для вас приготовила Бабушка-Загадушка. Никто на свете не знает так много сказок, как она. Каждый день перед сном она рассказывает их своим внукам. Слушайте внимательно сказочные загадки, если правильно отгадаете, на экране появится верная отгадка».
1.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)
2.
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там 3 стула и 3 чашки
3 кровати, 3 подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
3.
В какой сказке есть чудесный пень,
где сесть мохнатому не лень?
Только вот одна беда,
Не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь»)
4.
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел, под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)
5.
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. («Теремок»)
6.
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси лебеди)
6.
Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня)
Воспитатель. Ребята, посмотрите почему-то яблоня грустная. Давайте с ней поиграем и ее повеселим.
Дети: Да.
Воспитатель. Физ-минутка:
Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру
Наклонилась вправо, влево
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула,
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок
Моя яблонька заснет.
Воспитатель. Ребята, посмотрите все равно яблонька грустная.
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы яблонька не грустила?
Дети: Их предположения (нарисовать, слепить)
Воспитатель. Можно нарисовать яблоки пластилином, этот способ работы вам уже знаком.
Воспитатель: Поднимем настроение Яблоньке?
Дети: Да.
Воспитатель. Какую форму и цвет имеют яблоки?
Дети: Яблоки имеют круглую, овальную форму. Цветом могут быть красными, жёлтыми, розовыми, зелёными.
Воспитатель. А у нас на столах в группе есть все необходимое: трафареты, доски стеки, пластилин, влажные тряпочки. А мы уже знаем, как это делается. Пойдемте занимать свои места и приступим к работе.
Воспитатель. Давайте перед работой разомнем наши ручки. Проводим пальчиковую гимнастику:
Яблоко спелое, яблоко сладкое движение кулак ладонь
Яблоко красное и не опасное.
Яблоко я пополам разломлю, ладони размыкаем
Яблоко с другом своим разделю. ладони выставляем вперед
Дети, а кто мне напомнит правила техники безопасности при работе с пластилином?
Дети: (Нельзя пробовать на вкус, аккуратно пользоваться стекой).
(Воспитатель при необходимости помогает, фоном играет русская народная мелодия)
Воспитатель: Какие получились яблоки?
Дети: Красивые, ароматные, привлекательные. Очень хочется их съесть.
Воспитатель: Посмотрите, как повеселело наша яблоня. Ребята, вы отлично справились с заданием!
Воспитатель: Продолжаем путь. Что у нас на карте?
Дети: На карте цветы.
(Дети находят на полу цветочки)
Воспитатель (читает письмо). «Дорогие ребята! Пришло время поиграть. Какие народные игры вы знаете?»
Дети: «Ворон», «Прятки», «Салки», «Жмурки», «Горелки», «Красочки», «У медведя во бору», «Кошки мышки».
Воспитатель: В какую игру мы с вами сегодня поиграем?
Дети: «Горелки с платочком»
Воспитатель: Вспоминаем правила игры. Все участники игры стоят в кругу, водящий стоит за кругом и держит в руке над головой платочек. Водящего выбираем считалкой.
Ход игры
Играющие, говорят хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят! Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!
После слов «Раз, два, три – беги! Водящий и выбранный ребенок бегут, в разные стороны и кто из них первый занимает свободное место, тот и победил, а опоздавший «горит» и продолжает водить (водящий).
Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка – книга.
(читает письмо) Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
При солнышке тепло, при матушке (добро).
Без труда не вытащить и (рыбку…).
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Умный молчит, пока глупый… (кричит).
Старый друг… (лучше новых двух)
Кончил дело… (гуляй смело).
Воспитатель. Хорошую игру нам предложил дедушка Фольклор. Вы справились заданием. Молодцы!
Продолжаем путь. Что у нас на карте? (Доска)
Воспитатель: (читает письмо). «Мои дорогие друзья! Предлагаю вам вспомнить знакомые потешки, колыбельные».
На доске спрятаны картинки (солнышко, водичка, божья коровка, кот, кукла спит, по очереди открываем и вспоминаем потешки. (Ребенок берет картинку)
Воспитатель: Что вы видите на картинке?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Дедушка Фольклор хочет, чтобы мы рассказали потешку о солнышке. Кто знает потешку о солнышке?
Дети по желанию рассказывают.
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем путь. Ребята, посмотрите на карте последняя подсказка. Что это?
Дети: Окно.
Воспитатель: Это не просто окошко. Давайте поищем и посмотрим, что за чудеса нас ждут?
Дети находят окошко, находят клад-коробку. В коробке письмо от дедушки Фольклора.
Воспитатель: «Дорогие ребята! Вы прошли весь путь по карте, вы много знаете, многое умеете. Все эти знания и есть бесценный клад для вас. Я очень рад и поздравляю вас! А в коробке для вас угощения».
Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора, бабушку Загадушку.
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше испытание к концу. Мне так понравилось искать вместе с вами клад. А вам, ребята, понравилось?
Ребята, о чем вы расскажете своим друзьям, родителям?
Какое доброе дело сделали мы сегодня с вами?
Что понравилось больше всего? А в чем были трудности?
5. Перспективный этап.
Воспитатель слушает ответы детей и берет их себе на заметку для планирования дальнейшей работы по данному направлению.