Антонина Бердникова
НОД на тему «Как звери готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД на тему : «Как звери готовятся к зиме»
Цель: формировать представления о жизни диких животных в зимний период.
Задачи:
- содействовать в систематизации знаний детей о жизни диких животных (волк, еж, медведь, лиса, заяц, белка);
- содействовать в развитии познавательного интереса,формировании экологического мировозрения
- содействовать в уточнении и систематизировании представления о способах подготовки диких животных к зиме. дать представления о взаимосвязи животных со средой обитания.
Публикация «НОД на тему „Как звери готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- содействовать в развитии связной речи, умению непринужденно вести беседу, соблюдая очередность, использовать форму вежливого обращения;
- побуждать к бережному отношению к миру природы и к диким животным.
Предварительная работа:
-чтение художественной литературы о жизни животных К. Д. Ушинского
- беседы с детьми о диких животных;
- рассматривание иллюстраций о животных;
-отгадывание загадок;
-дидактические игры: «Чей хвост?»,»Кто это?»,»Четвертый лишний»
-рассматривание альбома «Дикие животные»
Словарная работа: активизировать разговорную речь детей; обогащать словарь с существительными, прилагательными; закрепить названия животных; упражнять в подборе существительных к прилагательному (медведь - сильный, лиса - хитрая и т. д.); закреплять правильное, отчетливое произношение слов и звуков в словах.
Средства: мультимидийная презентация «Как дикие животные готовятся к зиме», интероактивные игры : «Выбери правильно», «Чей хвост?», фланелеграф с мнемотаблицами.
Способы: игровая мотивация (получение письма от Деда Мороза, беседа,, загадывание загадок, чтение стихотворений, работа с мнемотаблицами, моделирование картинок.
Структура занятия:
1. Игровая мотивация (получения письма от Деда Мороза).
2. Отгадывание загадок о диких животных.
3. Д/и «Выбери правильно»
4. Работа по мнемотаблицам
5. Рассказы детей о диких животных.
6. Физкультминутка «Лесная»
7. Выполнение задания на листочках
8. Рефлексия.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
(Дети заходят в группу.)
Воспитатель обращает внимание детей на письмо, читает письмо.
- Воспитатель:
"Дорогие ребята!Я знаю, что вы меня ждете с нетерпением на Новый год. И я по вам очень соскучился. Конечно же я к вам приеду не с пустыми руками, а с подарками. Но мне хотелось бы узнать,что вы знаете о моих лесных друзьях, как они готовятся к зиме?Если вы справитесь с моим заданием, я буду очень рад.
До скорой встречи. Ваш Дедушка Мороз»
Воспитатель. -Ну как ребята, мы с вами справимся с заданием Деда Мороза (ответы детей)
-Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, тоже готовятся к зиме почти также как и люди! Давайте оденемся теплее и отправимся в путешествие по лесу.
Хотите? (Да)
Какую одежду мы наденем, чтобы не замерзнуть?
Теплую: шапки, куртки, варежки, шарфики и т. д.
- Правильно. Давайте будем одеваться.
Новые сапожки наденем мы на ножки. (Ногу вперед на пятку - "показать сапожки")
Теплый шарф завяжем (Руки перекрестно к шее)
И зиме мы скажем : (Поворачивание из стороны в сторону)
"Здравствуй, зимушка-зима, (Вытянуть руки вперед, развести в стороны)
Не боимся мы тебя!" (Прыжки на двух ногах с хлопками).
Итак,мы готовы,отправляемся в лесное путешествие.
-Но перед этим давайте вспомним, как надо вести себя в лесу, чтобы не распугать зверей, ведь у них сейчас самая тяжелая пора. Они готовятся встречать зиму.
(Тихо. ,не шуметь,не кричать,не пугать лесных жителей, в лесу нельзя ничего ломать,обижать животных. Лес нельзя загрязнять.)
- Как можно назвать животных,которые живут в лесу и сами добывают себе еду? (дикие животные)
-Чем же питаются дикие животные? (травой,плодами кустарников и деревьев)
–Как мы назовем животных,которые едят траву? (травоядные)
-А животных,которые питаются себе подобными? (хищники)
-А есть животные,которые питаются и растениями и животными? (всеядные)
- Молодцы, К путешествию готовы! Тогда отправляемся! Нам нужно пройти через лес, а в лесу пенёчки, через них мы будем перешагивать
(проходят между кубиками, переступая через них, на свои места). (Звучит плавная. медленная музыка)-
Вот мы с вами в лесу? Но никого из жителей что-то не видно? Но как только отгадаете про них загадки,они появятся.
1 загадка Слайд 1
«Всех боится он в лесу:
Волка,филина,лису.
Бегает от них,спасаясь,
С длинными ушами»Кто это? (Это заяц)
-Заяц – ночное животное.
Чем питается зайчик? (травой,грибами,грызет кору деревьев) Значит зайчик травоядное животное.
-Дети,летом про косого говорят заяц – русак, а зимой заяц – беляк,почему?
(потому что заяц меняет шубку серую на белую)
-Давайте послушаем стих. про зайчика
«Был он рус,но выпал снег,
Побелел пушистый мех,
И невидим он зимой
Волку с рыжею лисой
-Для чего он это делает?
(чтобы маскироваться от хищников,на белом снегу его не заметят)
-Смена окраски шерсти на другую – покровительственную – называется линькой. Зайчик линяет постепенно: сначала белеет хвост,затем ноги. А потом спина и уши. Лишь кончики ушей остаются темными.
2 загадка. Слайд 2
«Рыжий маленький зверек
По деревьям прыг да скок
Он живет не на земле,А на дереве в дупле.» (белка)
-Как готовится к зиме белка? (белка на зиму утепляет свое дупло и делает запасы на зиму, собирает шишки,желуди и орехи и хранит в дуплах, сушит грибочки на суках,цвет шубки белки становится серебристого окраса)
(Белки,живущие в садах и парках. давно усвоили. что человек яв. источником продовольствия. на кормить белок с рук все же не рекомендуется. Они могут быть поражены болезнями,а так же могут поранить руку. Из шерсти белок изготовливают кисти для рисования. которыми мы рисуем.
Воспитатель: Что общего в подготовке к зиме у белки и зайца? (меняют окраску меха)
-В чем разница? (белка делает запасы,а заяц нет. У белки есть дупло,где она скрывается от мороза. у зайца – нет)
Стих.»Белка»
«Нравится всем деткам рыженький зверек
Прыгает по веткам в солнечный денек
А зимой на дубе снег лежит с утра
Зверь в красивой шубе цвета серебра»
3 загадка. Слайд 3
«Зверь мохнатый любит мед.
Если что-то не поймет
Может дико зареветь.
Потому что он (медведь)
-Что любит медведь больше всего на свете? (мед)
-Да медведь страшный сладкоежка. бывают случаи. Что медведи приходят за медом на пасеку.
-Чем еще питаются косолапые? (ягодами,мышками. грибами)
-Как готовится медведь к встрече зимы?
(наедает больше жира,мало двигается,готовит место для сна. ,выстилает углубление сухими листьями,мхом и впадает в спячку. Спячка – это сонный образ жизни.
-Где будет зимовать медведь (в берлоге)
Стих.»Вперевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень
А когда приходит осень
Лезет в яму до весны
Где он спит и видит сны
4 загадка. Слайд 4
«Лесная рыжая плутовка-
Известна всем ее сноровка.
С ней аккуратней. Не зевай
А дверь в курятник запирай!» (лиса)
-Ребята опишите лису. Какая она?
У лисицы острый нос, у нее пушистый хвост, шуба рыжая.
-Чем питается лиса? (Она хищница)
-Как называются детки у лисы? (лисята)
Послушаем стих. про лису.
Стих.»Под кустом играют в прятки
Шаловливые лисятки.
А лиса для малышей ловит
В зарослях мышей»
5 загадка. Слайд 5
«Он в лесу дремучем рос
Серой шерстью весь оброс.
В зай цах вкусных знает толк
Злой голодный серый (волк)
-Как называется место,где живут волки? (логово)
-Что помогает волку зимой (пушистая шерсть,быстрые ноги)
-Волк какого цвета? (серого)
-Что помогает волку охотиться (зоркие глаза,пасть с острыми клыками,спасается от врагов,выживает в трудных условиях)
-Чем питаются волки?
Волки питаютмся мясом других животных. Зимой волки ведут бродячую жизнь. Днем они прячутся по оврагам, а в сумерки и по ночам выходят на охоту целыми стаями. бегут они друг за другом,лапы ставят след в след. Бежит целая стая.
А как называют самого главного волка в стае? (Вожаком)
-Когда волки добывают пищу в природе,то в первую очередь их жертвами становятся старые,больные животные. Т. о. исключается заражение других животных, и участие их в размножении,что способствует рождению здорового молодого поколения копытных. Поэтому волка можно считать санитаром леса.
-Кто из вас знает,какие звуки издают волки?
(Волки воют у-у-у-у
Да,но волки воют по-разному,они сообщают друг другу о найденной добыче, об опасности,которая их побдстерегает. Так они разговаривают друг с другом на большом расстоянии.
Стих.»Вышли волки на охоту
Бродят стаей по болоту
Между прочим говорят
Волки ягоды едят»
6 загадка. Слайд 6
«У него иголочки,
Как в лесу на елочке
Зверя лучше не тревожь
Он колючий. Это (еж)
-Как готовится к зиме еж? (усиленно питается)
-Чем питается наш колючий друг? (грибами,растениями)
-Как проводит зиму ежиик? (впадает в спячку)
-Совершенно верно. ежи заботливо устилают гнезда сухими листьями. мхом и травой и укладываются спать на зиму. Ежи хорошо слышат и чувствуют разные запахи,но очень плохо видят. они быстро бегают,умеют плавать и прыгать.
Стих.»Лесом катится клубок
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами»
-Воспитатель: Молодцы,вы правильно отгадали. А теперь, предлагаю вам поиграть в игру "Выбери правильно". На доске вам нужно выбирать только диких животных. (Игры на интероактивной доске)
-Воспитатель: Молодцы ребята вы хорошо справились с игрой. А теперь обратите ваше внимание на таблицы. Я вам буду показывать таблицу,а вы будете называть кто изображен на ней и как вы отгадали, по какому обозначению
Мнемотаблицы
(Рассматривают каждую таблицу по отдельности с комментариями, воспитатель задает вопросы по картинкам, просит охарактеризовать животных. При затрудненных ответов детей, воспитатель сама комментирует ту или иную картину, задает наводящие вопросы, предлагает подбирать существительных к прилагательному, поощряет ответы детей).
-Воспитатель: А теперь давайте поиграем игру «Лесная» (Физкультминутка).
У нас славная осанка
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках
Пойдем мягко,как лисята
Ну а если надоест
То пойдем все косолапо
Как медведи ходят в лес
- -Воспитатель: Молодцы ребята,. Теперь, предлагаю занять свои места за столом и выполнить задания на листочках. Там нарисованы круги и овалы и вам нужно дорисовать недостающие детали так,чтобы получился животное, какое вам понравилось сегодня
-Воспитатель: Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились. Ну что ж, наша прогулка заканчивается, напоминаю вам, что мы справились с заданием Деда Мороза и ждем его в гости с подарками. и нам пора возвращаться в группу из нашего путешествия к лесным друзьям. Воспитатель. Ребята,вы все молодцы, порадовали меня своим ответами.
Рефлексия
- Что вам особенно понравилось сегодня на нашей прогулке?
Дети рассказывают о своих впечатлениях
Ребята нам дедушка Мороз прислал подарок (конфеты в корзинке)