Анджела Рахматулина
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Как звери к зиме готовятся»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Как звери к зиме готовятся»
Цель: формировать у детей представления о диких животных, познакомить с приспособлением животных к среде обитания.
Задачи: расширять знания о диких животных, об особенностях жизни зверей в период подготовки к зиме, устанавливать простейшие взаимосвязи в природе, закрепить признаки времени года.
Воспитывать эстетические чувства, желание защищать и помогать животным, формировать любознательность.
Развивать память, мышление, связную речь детей.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Как звери к зиме готовятся“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая.
Предварительная работа: просмотр презентаций по теме, рассматривание иллюстраций о диких животных, чтение художественной литературы по теме, загадывание загадок, дидактические и словесные игры.
Материалы: дидактический материал, иллюстрации лесных зверей
Ход занятия.
Воспитатель : Ребята, послушайте стихотворение и скажите о каком времени года в нем говорится:
Наступила осень, пожелтел наш сад.
Листья на берёзе, золотом горят.
Не слыхать весёлых песен соловья.
Улетели птицы в дальние края.
(ответы детей)
Воспитатель – Правильно об осени. Сейчас стоит поздняя осень. Какие признаки осени вы знаете?
(Становится холоднее, небо хмурое, все чаще идут дожди, дует ветер, птицы улетели, спрятались насекомые, люди стали теплее одеваться)
Воспитатель : Ребята, вы все признаки осени правильно назвали. Люди готовятся к зиме. А как вы думаете, что меняется в жизни животных и птиц в это время года? Хотите узнать? Сейчас я загадаю вам загадки о животных, попробуйте их отгадать, о ком они?
Воспитатель загадывает загадки :
Серовато, зубовато,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
***
Рыжий маленький зверек
По деревьям - скок-поскок. (Белка)
***
Лесом катится клубок
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж)
***
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (Заяц)
***
Летом ходит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)
***
Что за зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса)
***
Воспитатель : Правильно, ребята. Все эти звери живут в лесу. И каждый по – своему готовится к зиме. Белочка запасает на зиму припасы – орехи, грибы. Утепляет свой дом. Живет белка в дупле, но может еще строить гнезда на деревьях, подобно птицам. У нее к зиме меняется мех – он становится более теплым и пушистым, изменяется цвет шерстки - становится серебристым.
Зайчик становится к зиме белым – так зайцу легче прятаться от хищников. На снегу белого зайца труднее заметить. Живет заяц зимой в укромных местах – под поваленным деревом, под пнем, в сильные холода роет в снегу глубокие норы. Питается заяц веточками деревьев, корой, могут съесть и сухую траву. От хищников спасается быстрым бегом.
Дети, а вы хотите стать зайчатами? Тогда давайте поиграем.
Физминутка «Зайка беленький сидит»
Зайка серенький сидит,
Он ушами шевелит.
Вот так, вот так
Ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку испугал,
Зайка – прыг и убежал.
Воспитатель : Отдохнули, продолжаем. Как готовятся к зиме лиса и волк, чем питаются? Лиса живет в норе, прячется в ней от холода и сильных морозов. Лиса хищница, она ходит по снегу, вынюхивая следы зайцев или мышей. Зимой следы хорошо видны. Лиса охотится на зайцев, полевых мышей, птиц. Они лису боятся и стараются от нее убежать и спрятаться.
Волк тоже хищник. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.
Воспитатель : Ребята, а какие слова вы можете подобрать к каждому зверю. Какой он? Подумайте и назовите.
Игра «Подбери слова»
Заяц (какой) – длинноухий, белый, косой, трусливый, быстрый;
Волк (какой) – злой, серый, зубастый, хищный, громкий, ловкий;
Медведь (какой) – большой, неуклюжий, косолапый, сильный, ленивый;
Ежик (какой) – колючий, шустрый, пугливый, маленький, осторожный;
Лиса (какая) – рыжая, хитрая, лукавая, длиннохвостая, плутоватая;
Белка (какая) – прыгучая, пушистая, красивая, умная, добродушная;
Воспитатель : Молодцы, ребята. Красивые и подходящие слова подобрали.
Интересно, а что зимой делает медведь. Что вы знаете о нём? (ответы детей). Послушайте, как медведь зимует.
Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи до весны.
Воспитатель : Ребята, давайте отдохнем и поиграем.
Пальчиковая гимнастика "В лесу"
Водятся в лесу,
(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)
Здесь увидеть можно
Волка и лису,
(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)
Зайца и медведя,
Белку, кабана.
(Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.)
Прячет всех надёжно
(Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.)
Лесная тишина.
(На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятаться»)
Воспитатель : Ежик зимой тоже впадает в спячку. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, скрываются юркие ящерицы, жуки и лягушки исчезают до весны. И осенью ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.
Воспитатель : Хотите побыть немного лесными зверушками? Поиграем в игру «Изобрази животного» (дети имитируют походку и повадки животных)
Воспитатель : Ребята, мы с вами сегодня узнали, как звери живут и зимуют в лесу. Давайте поиграем в игру и закрепим свои знания.
Игра «Кто где живет?»
Покажите картинку, отвечающую на вопрос
(Кто) юркнула в дупло.
(Кто) шмыгнул в логово.
(Кто) залез в берлогу.
(Кто) забрался под листья.
(Кто) спряталась в нору.
(Кто) укрылся под кустом.
Воспитатель : Молодцы ребята, а сейчас закончите предложения названиями детенышей.
Игра «Закончи предложение»
- у волчицы появились … (волчата)
- у медведицы появились. (медвежата)
- у зайчихи появились… (зайчата)
- у белки появились… (бельчата)
- у лисицы появились … (лисята)
- у ежихи появились … (ежата)
Воспитатель : Ребята, вы поняли как зверям в лесу трудно зимовать? Им не хватает еды, солнечного тепла и некоторых даже подстерегает опасность. Поэтому люди должны помогать лесным зверям, защищать их и охранять!
Послушайте доброе стихотворение:
Однажды на дачный порожек
Зашёл любознательный ёжик.
Навстречу ему потянулась рука,
Другая рука налила молока.
Крошили печенье в глубокое блюдце
И ёж, уходя, обещал им вернуться.
А вечером думал, гуляя в лесу:
– Я завтра рукам червяков принесу!
Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте! Берегите и защищайте природу, дети!