елена козлова
НОД для детей старшей группы «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы
«Моя малая Родина»
Козлова Елена Александровна
Воспитатель МБДОУ Детский сад №170
Г. Иваново
Непосредственно-образовательная деятельность
для детей старшей группы
«Моя малая Родина»
Цель: формирование знаний детей о городах Ивановской области.
Задачи:
Образовательные задачи:
• Обогащать представления детей о родном городе Иваново.
• Формировать у детей понятие «малая Родина».
Публикация «НОД для детей старшей группы „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Расширять и углублять знания детей об Ивановской области, её достопримечательностях.
• Углублять и совершенствовать знания о народных и художественных промыслах родного края.
• Познакомить с промыслами, которые прославили нашу Ивановскую область.
Развивающие задачи:
• Развивать внимание, логическое мышление.
• Совершенствовать грамматическую речь детей, умение чётко выражать свои мысли.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать желание работать вместе: сообща.
• Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу.
Тип НОД: углубленно-познавательное.
Предварительная работа:
1. Целевые прогулки по близлежащим улицам.
2. Беседы о названиях улиц.
3. Беседы об Иваново.
4. Рассматривание фотографий г. Иваново.
5. Беседа о домашних адресах.
6. Игра «Путешествие по родному городу».
7. Игра «Узнай, где я нахожусь».
8. Игра «Лабиринт».
9. Чтение и разучивание стихов, пословиц.
Приоритетные образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Познавательное развитие
• Обогащать представления детей о родном городе Иваново.
• Формировать у детей понятие «малая Родина».
• Расширять и углублять знания детей об Ивановской области, её достопримечательностях.
• Углублять и совершенствовать знания о народных и художественных промыслах родного края.
• Познакомить с промыслами, которые прославили нашу Ивановскую область.
Социально-коммуникативное развитие
• Воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине.
• Вызывать эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка при изучении материала.
• Воспитывать желание работать вместе: сообща.
Речевое развитие
• Совершенствовать грамматическую речь детей, умение чётко выражать свои мысли.
• Обогащение словаря: губерния, лаковая миниатюра, шкатулка, малая и большая Родина.
Художественно-эстетическое развитие
• Совершенствовать навыки рисования.
• Развивать эстетический вкус, желание создать нечто красивое.
Физическое развитие
• Формирование двигательных умений и навыков.
• Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).
Материал и оборудование: Проектор, ноутбук, экран, слайды о достопримечательностях Ивановской области, фото Плеса и картин И. И. Левитана, запись «звуки автобуса», запись «звуки гармони», магнитофон, лабиринт, карта России, карта Ивановской области, фотографии Иваново, заготовки цветов из бумаги, ножницы, клей, салфетки, эмблемы «Юный ивановец»,
Конспект НОД
Этап 1. Вводная часть (5 минут)
Цель: мотивация детей на деятельность, создание позитивного настроя.
- Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному.
Небу ясному.
Люди взрослые и малыши.
- Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения.
Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
- Я прошу вас присесть на свои места.
- Ребята! В наш детский сад пришло письмо.
Дети стоят в кругу.
- Привет!
- Привет!
- Вам привет от всей души!
Дети садятся.
Слайд 1. (Видеописьмо)
(Письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам ребята из соседнего садика.
Знаете ли вы, что скоро у нашей Ивановской губернии юбилей?
А знаете ли вы, что все любят получать подарки на свой день рождения?
И Ивановская область не исключение! Мы с ребятами собираемся приготовить ей подарок. Приглашаем вас тоже принять участие».
- Хотите сделать подарок любимому городу и Ивановской области?
- Но сначала, мы проверим, знаете ли вы, что такое Ивановская губерния!
Дети предлагают варианты ответа.
Этап 2. Основная часть (20 мин.)
Цель: Расширять и углублять знания детей о Ивановской области, её достопримечательностях.
-Для начала я хочу прочитать вам стихотворение, внимательно послушайте его:
На широком просторе, Предрассветной порой, Встали алые зори Над родимой страной.
С каждым годом все краше, Дорогие края Лучше Родины нашей Нет на свете друзья.
-О чем, ребята, говорится в стихотворении?
-У каждого человека на земле есть Родина.
Д/игра: «Что такое Родина?»
Цель: дать представление, что такое Родина.
(Дети стоят в кругу отвечают на вопрос и передают мяч.)
- Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем?
- Да, наша Родина - Россия.
- А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем - это наш родной край, это наша малая Родина.
- У каждого из нас есть малая Родина. Как же называется город, в котором, мы все с вами живем?
- Город Иваново - это наш родной край, наша малая Родина. (показать на карте России город Иваново)
- Посмотрите на карте России отмечены большие города, а еще есть карта Иваново и Ивановской области. (показать карту Ивановской области)
- Так вот на ней отмечены города и поселки, которые расположены рядом с городом Иваново. Это и есть Ивановская область (губерния).
- Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать и предлагаю совершить экскурсию на автобусе по нашей Ивановской области. Вы готовы?
Звучит музыка.
Музыка заканчивается, воспитатель объявляет остановку.
- Родина - это страна, в которой мы родились и живем.
- Родина - это земля, на которой жили, трудились наши дедушки и бабушки.
- Родина - это наш город Иваново.
- Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, брат, сестра.
- Это место, где стоит наш детский сад.
- Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
- Россия.
Дети рассматривают карту России, делятся впечатлениями.
- Иваново.
(Работа с картой.)
Дети знакомятся с картой Ивановской области.
Дети садятся в воображаемый автобус.
Слайд 2 (станция Холуй)
- Ребята мы с вами приехали в поселок Холуй. Холуй расположен в Ивановской области по берегам живописной реки Тезы.
Знаете чем он знаменит? Холуй - центр лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.
- Что такое папье-маше?
(Бумага. В переводе с франц. означает «жеваная, мятая бумага»)
- Что делают с этой бумагой?
(Эту бумагу обрабатывают: кладут под пресс
и пропитывают льняным маслом. Бумага становится твердой, как дерево.)
- В Холуе из такой бумаги делают шкатулки.
- Для чего нужны шкатулки?
Дети садятся на стульчики, слушают.
-Хранить бусы, кольца, документы.
Слайд 3 (Холуйский центр лаковой миниатюры)
- Все эти шкатулки делают на Холуйской фабрике лаковой миниатюры.
- Хотите узнать как делают все эти лаковые миниатюры?
Дети рассматривают шкатулку.
- Да.
Слайды 4-7 (Этапы изготовления лаковых изделий)
Сначала изготавливается папье-маше из древесного картона. Картон, разрезанный на ленты накручивают на болванки для предания формы изделиям. Проваривают в льняном масле и сушат. Такой полуфабрикат становится прочнее, чем самые крепкие породы дерева. Затем вырезается заготовка нужной формы. Далее изделие грунтуют смесью льняного масла, сажи и глины. Нанесенный грунт просушивают, шлифуют и покрывают изделие черным и красным лаком. Прежде, чем нанести рисунок на изделие, художник создает его на бумаге карандашом, потом переводит на кальку. Обратную сторону рисунка на кальке натирают сухим мелом или белилами и накладывают на поверхность предмета. Рисунок обводят по контуру, после чего остается четкий отпечаток. Так как черный лак поглощает яркость краски, художник делает белильную подготовку поверхности и рисунок после этого выглядит как светлый силуэт. После этого в определенной последовательности производится роспись изделия. На последнем этапе миниатюру расписывают золотом или серебром. Далее золотой орнамент полируют. В завершении миниатюру окончательно покрывают лаком и снова полируют.
В качестве тем для миниатюр художники используют народные сказки, литературные сюжеты, эпизоды исторических событий, российские пейзажи.
- А вы знаете, ребята, что в Ивановской области находится еще один центр лаковой миниатюры – Палех. Палех находится сравнительно недалеко от Холуя, поэтому давайте отправимся туда на велосипедах.
Физминутка: «Велосипед».
Цель– активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить на продолжение занятия.
А теперь мы с вами, дети, Едем на велосипеде. На носочки поднимись, На сиденье опустись. Ноги ставим на педали, Руки на руль опускаем. Плечи дружно расправляем, Крутим правою ногой, Крутим левою ногой. Раз, два, три, четыре, пять – Мы приехали – слезать!
Станция: Палех.
Специалисты обычно сравнивают шкатулки мастеров Холуя с Палехской шкатулкой. Рисунок мастеров Холуя более прост, не так детально проработан, более реалистичен, композиции лаконичны и ясны.
Дети смотрят презентацию.
Рассматривают изделия мастеров Холуя.
Рассматривают шкатулку мастеров Палеха.
Слайд 8 (сравнивание изделий Холуя и Палеха)
Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываются золотом.
Слайд 10-14 (Сюжеты сказок на шкатулках Палехских мастеров)
Игра: «Угадай сказку».
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей. (На экране показываю шкатулки с миниатюрами разных сюжетов сказок)
- Молодцы, пора отправляться дальше, садимся в автобус. (Звучит музыка, дети продолжают «путешествие».)
Рассматривают картинки и угадывают сказку.
Слайд 15 (станция Плес)
-Ребята мы с вами оказались в чудесном живописном городе – Плес.
Чистый воздух, красивая природа, деревенская тишина и дух Руси, редко встречающийся сегодня — все это полюбившийся туристам и путешественникам город старины и пейзажей, город Плес, расположенный в Ивановской области.
- В этом городе жил и творил великий русский художник Исаак Левитан. У нас есть книга о нём, под названием «Сказка о грустном художнике». Грустным его называют потому, что он редко впускал в свои работы солнышко. На его произведениях, как правило, грустные пейзажи, написанные в пасмурную погоду.
Но есть исключения, например картины «Март» и «Золотая осень».
Давайте представим, что мы посетители этого музея.
Сюжетно-ролевая игра «Музей»
Цель: формирование умений создавать сюжет игры, развёртывать действия, связанные с профессией экскурсовода,
- Как ведут себя в музее? И кто рассказывает про картины?
Выбираем экскурсовода (ребенка, и он описывает картину «Март», рассказывая о том, что на ней изображено.
- Отправляемся дальше, садимся в автобус.
- Ребята, Ивановская область богата лесами и полями. Сейчас мы проезжаем лес и давайте насладимся его ароматами.
Упражнение на дыхание «Аромат леса».
Цель: помочь ребенку насытить мозг достаточным количеством кислорода, что, в свою очередь, поможет улучшить умственную активность ребенка.
(Воспитанники вместе с педагогом выполняют упражнение на дыхание: через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А — ах!»).
-Ребята, а кто из вас скажет, чем пахнет в лесу?
-А, что мы услышим в лесу?
-Как вы думаете, каких птиц мы увидим?
-Назовите, какие деревья растут в наших лесах?
- Ну вот мы и приехали.
Дети подходят к месту, где расположены фото Плеса и картин И. И. Левитана.
Рассматривают картинки.
- На картине изображено голубое небо, ветви отбрасывают тени, в каждой веточке живёт солнечный лучик.
Слайд 17 (Станция: город Шуя.)
Город Шуя славится прежде всего производством «шуйской гармони» и изготовлением мыла.
Нет в Российской Федерации ни одного уголка, где не слышали бы про Шуйское мыло. Шуя издавна славился, как город мыловарения. Жёлтое и красное, зелёное и синее, с разводами и узорами, фигурное и стандартное… Всё это великое разнообразие можно увидеть, потрогать, понюхать в музеи мыла.
Слайд 18 (музей мыла)
«Я поеду в город Шую
И куплю гармонь большую,
Как приеду на село
Заиграю весело».
Все помнят эту весёлую песенку, но немногие знают, что Шуя – это Ивановская область. И именно в Шуе производится такой родной для Русской души инструмент, как гармонь. Для шуйской гармони характерен особый тембр звучания, неповторимая конструкция корпуса с обтекаемой формой и наложенной на него цветовой инкрустацией. Поэтому шуйская гармошка с 18 века и по сей день радует и глаз, и слухи душу любого русского человека, особенно детишек.
Слайд 19 (гармонь)
Игра «Можно - нельзя»
Цель: закрепить знания правил поведения на улице.
- Ребята, давайте вспомним о том, что можно делать на улицах города, а чего нельзя. Ладонь вверх - нельзя, ладонь вниз - можно.
• Переходить улицу, где захочется.
• Рвать цветы на клумбе.
• Любоваться цветущей клумбой.
• Сажать деревья и цветы.
• Бросать фантики от конфет.
• Кричать на улице и в магазине.
• Разговаривать вежливо.
- Молодцы, вы очень хорошие и воспитанные дети!
- Нам пора возвращаться в детский сад.
Продуктивная деятельность «Подарок городу»
Слайд 20 и 21
- А сейчас мы сделаем подарок нашему любимому городу и области.
- Унас с вами есть лэпбук «Иваново». Давайте все вместе создадим новую игру, которая называется «Путешествие по городу».
Делают картинки для игры - подарок любимому городу.
Этап 3: Рефлексия
Цель: подвести итоги; организовать рефлексию и обратную связь с детьми.
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Как называется место, где человек родился, вырос и живет?
- Как вы думаете, подарок, приготовленный нами, понравится жителям города?
- Трудно или легко вам было?
- Какие чувства вы при этом испытывали?
- Какая экскурсия вам понравилась больше всего?
- Почему?
- Дорогие ребята! Вы хорошо знаете наш любимый город Иваново, а теперь и Ивановскую область. И по праву можете называться юными ивановцами. Я хочу наградить всех вас эмблемами «Юный ивановец».
Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь побольше узнать о ее людях и истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции! Любите свой город, ухаживайте за ним.
Награждение детей медалями: «Юный ивановец».
Информационные ресурсы
Искусство Холуя / Сост. В. В. Стариков, Л. А. Вдовина. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1980. — 160 с.
Путешествие по губернии. Памятные места историко-культурного наследия Ивановской области Без указания составителя. — Иваново: Ивановский государственный университет, 2013. — 44 с. : ил
Алексей Калинин: Ивановская область Издательство: Аякс-Пресс, 2014 г. Серия: Русский гид.
Ермолаев В. Г. Плёс — жемчужина Волги. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1987. — 176, [16] с. — 85 000 экз.
Картотека физкультминуток.
Яндекс-Картинки
Холуй: tropki.ru
Холуйский центр лаковой миниатюры: ya-zemlyak.ru
Этапы изготовления лаковых изделий: ya-zemlyak.ru
Палех: palekh.wikimapia.org
Палехская миниатюра «Золушка»: rusvelikaia.ru
Палехская миниатюра «Гуси-лебеди»: russkaja-skazka.ru
«По щучьему велению»: liveinternet.ru
«Жар-птица»: rulend.ru
«Морозко»: russkajaskazka.livejournal.com
Плес: fotokto.ru
И. И, Левитан «Март»: bibliotekar.ru
Шуя: strana.ru
Шуйское мыло: mspros.ru
Гармонь: mega-music.pro
Медали: istockphoto.com