Вера Васильевна Анисимова
Конспект НОД «Михайловское кружево» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с Михайловским кружевом, отмечать его особенности: плетение на коклюшках, использование разноцветных нитей, характерный узор.
2. Закреплять умение рисовать концом кисти дуги, сеточку, волнистые линии, перевивы.
3. Учить отвечать на вопросы предложениями разного типа.
4. Воспитывать устойчивый интерес к народным промыслам Рязанского края.
Ход занятия:
Воспитатель: «В краю, что овеян есенинской песней,
Есть маленький город, но всем он известен.
В Михайлове том живут мастера,
Публикация «Конспект НОД „Михайловское кружево“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Что делают чудо – плетут кружева.
Михайловское кружево, что создал человек,
Россию нашу, матушку, прославило навек».
Дети, вы наверное, догадались, что сегодняшнее занятие мы посвятим уникальному, известному во всем мире Михайловскому кружеву.
Расскажите, откуда появилось такое название «кружева»?.
Дети: Раньше одежда называлась «окружение», а когда по ней для красоты пускали украшение, узор, то говорили «узор кружится», от этого и появилось название «кружева».
Воспитатель: Дети, так для чего же нужны кружева?
Дети: Для украшения одежды, украшения дома - салфетки, скатерти, брошки на платья.
Воспитатель: Что нужно для плетения кружева?
Дети: Подушка-валик, коклюшки, булавочки, нитки.
Воспитатель: Что такое коклюшки, из чего они сделаны?
Дети: Это кленовые палочки, на них наматывают нитки.
Воспитатель: Какие нитки?
Дети: Нитки для вышивания – мулине.
Воспитатель: Чем отличаются Михайловские кружева от других?
Дети: Это разноцветные кружева, где основной цвет красный.
Воспитатель: Что означает каждый цвет?
Дети: Красный – заря утренняя.
Черный – земля – матушка.
Зеленый – травушка – муравушка.
Желтый - солнце золотое
Синий – реченька.
Воспитатель: Да, дети, техника плетения Михайловского кружева является уникальной и (не имеет аналогов в мире) ни с какими другими кружевами их не спутаешь; ее особенность – это сочность цветового решения (кружева яркие, красочные) и постоянный счет переплетаемых нитей.
Михайловское кружево так и называется «Численное, цветное», самое редкое и драгоценное кружево. Давайте повторим : «численное, цветное».
Дети повторяют.
Воспитатель: Быстро перебирая коклюшками, кружевница заводит одну нить за другую, свивая тем самым сложные узоры. И хотя узоры сложные, мастерицы (а еще их называют плетеи) выполняют всего два действия с коклюшками. Какие, назовите.
Дети: Перевить, переплести.
Воспитатель: Может кто-то покажет? или показывает взрослый, объясняя, что в каждой руке держим по две коклюшки с нитями одного цвета в правой руке и с нитями другого цвета в левой руке (поэтому называется четное, численное, делаем перевив, переплет (теперь в каждой руке коклюшки с разными нитями, снова делаем перевив, переплет (и теперь пары коклюшек поменялись местами).
Воспитатель: Что еще нужно для плетения кружев?
Дети: Рисунок, образец, схема, чертеж.
Воспитатель: Чтобы узор кружева получился ровным, одинаковым по размеру, нужны сколки или сколок. Повторим это слово.
А чтобы наш рисунок получился ровным и красивым, мы будем использовать трафареты.
Давайте вспомним, как нужно рисовать узоры кистью и краской
Дети: Рисовать нужно концом кисти и держать ее не наклонно, а прямо над листом бумаги, краску брать понемногу, аккуратно.
Воспитатель: если набрали много краски, то нужно отжать кисточку о край баночки.
А теперь подготовим наши пальчики к работе:
Мы сегодня рисовал,
Наши пальчики устали,
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Руки вместе, руки врозь
Заколачиваем гвоздь.
Воспитатель: мы будем с вами рисовать салфетку большую, одну на всех и будет состоять она их отдельных отрезков кружев, «сплетенных», нарисованных вами.
Здесь девушки- волшебницы,
Склоняясь над рукоделием,
Спевают песни дивные,
Колдуют над плетением.
А песня изначальная
Звучит со всех сторон,
И вторит этим песням
Коклюшный перезвон.
Воспитатель: Слушаем песни на стихи Сергея Есенина и рисуем узоры Михайловского кружева.
Во время работы детей оказываю помощь напоминанием, советом, частичным показом на отдельном листе альбома.
По окончании работы составляем с детьми салфетку, любуемся ее красотой. Предлагаю детям придумать, как украсить в группе «Уголок рязанского края» Михайловским кружевом.