Калашникова Светлана
НОД по лепке из соленого теста «Дымковская барышня»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из солёного теста с последующей росписью» для старшей группы
Калашникова Светлана Андреевна
Цель:
Познакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Воспитывать любовь к народному творчеству.
Публикация «НОД по лепке из соленого теста „Дымковская барышня“» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Познакомить детей с характерными особенностями лепки и росписи дымковской игрушки;
- Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
- Углублять знания о народных промыслах, о том, какими материалами и инструментами пользовались мастера для изготовления игрушек;
- Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы тычком и кистью.
Оборудование: Изображения дымковских игрушек и узоров, фигурка барыни расписанной под дымку, солёное тесто, гуашь.
Ход занятия:
Ребята, у вас хорошее настроение?
Вы настроены на работу? Тогда начнём.
Сегодня мы познакомимся с дымковской игрушкой.
- Послушайте, пожалуйста, историю возникновения дымковской игрушки.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
- Когда-то очень давно (более 500 лет назад, на берегу реки Вятки появилось поселение-слобода - Дымково.
- Как вы думаете, почему поселению дали такое название? (ответы детей).
- По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное поэтому и назвали слободу Дымково, а игрушку Дымковской.
- А вы знаете как ласково и нежно называют жители слободы свою игрушку? (ответы детей).
- Её называют "дымка".
- Лепили мастера из красной глины. Слепят, и в печь поставят, обжигают, чтобы игрушки стали крепкими и могли долго радовать всех.
- Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу. Создавая игрушку, человек вкладывает в неё частичку своей души.
- После обжига игрушки белили мелом, разведённым в молоке. По белому фону мастерицы расписывали игрушки. Цвета выбирали самые разнообразные: малиновые, красные, синие, зелёные, оранжевые, жёлтые и даже золотые. Это, пожалуй самая нарядная игрушка!
- Посмотрите на неё. С чем можно сравнить по цвету дымковскую игрушку? (с радугой).
- Посмотрите на разнообразие узоров. Круги, клетка, горошины, волнистые линии, полосочки, точки. Украшали этими геометрическими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.
- Попробуйте назвать, что означают эти узоры.
Круги - солнце
Волнистые линии - вода
Маленькие круги - семена
Полосочки - ростки
Клетка - засеянное поле.
- Молодцы! А теперь давайте посмотрим, какие ещё игрушки существую на Руси. (Показ изображений различных народных игрушек).
- А сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы узнать дымковскую игрушку среди других. (Вызываю трёх человек и они по очереди находят нужную игрушку, среди разнообразия других, выставленных на столе перед детьми).
- Молодцы! А сейчас мы немного разомнёмся и поиграем в игру, в которую играли ваши прабабушки и прадедушки, но игра популярна и сейчас. Это "ручеёк".
- Отдохнули? А теперь, чтобы узнать, что мы сегодня будем лепить, попробуйте отгадать
загадку.
- Наши руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С нами издавна рядком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские. (барыня).
- Молодцы! Это барыня. (Показ фигурки барыни).
- Ребята, посмотрите на доску, (вывешиваю разные изображения барынь). Какие разные барыни : и с коромыслом, и в нарядных одеждах, и с ребёнком на руках.
- Давным-давно в городе Кирове, что недалеко от Дымковской слободы, была такая традиция. По выходным дням дочери богатых горожан, нарядно одетые, ходили по воду, а по дороге, где они шли, стояли кавалеры и выбирали себе невест.
- Сегодня на занятии мы с вами, как настоящие народные умельцы слепим барыню. Только лепить мы будем не из глины, а из солёного теста.
-Вначале нужно слепить конус (юбка). Затем добавить сверху шарик туловище, еще один шарик, это будет голова. Две колбаски-руки, дальше скрутить жгутик – это коса на голову. Затем сделать на голову кокошник и оборку на юбку. Все детали крепить между собой смоченной в воде кистью.
Все дети справились с заданием. Готовые игрушки мы поставили сушить на окно.
- Ну вот, все барыни готовы! Потрудились вы на славу! Молодцы! А сейчас, чтобы закрепить наши знания, мы поиграем в такую игру "Передай другому". Дети встают в круг и за спиной под музыку передают друг другу игрушку. У кого игрушка окажется в руках после окончания музыки - должен ответить на вопрос.
Вопросы к игре:
1. С какой игрушкой мы сегодня познакомились? (с Дымковской).
2. На какой реке находиться слобода Дымково? (Вятка).
3. С чем можно сравнить цвета игрушки? (с радугой).
4. Материал, из которого изготавливают игрушки? (глина).
5. Что делают мастера, чтоб игрушка была прочной? (обжигают).
6. Как ласково называют дымковскую игрушку? ("дымка").
7. Перечисли главные элементы геометрического узора, которыми расписаны игрушки. (кружочки, полосочки, точечки, волнистые линии и др.).
Вам ребята понравилось занятие?
Что понравилось?
Что было сложным?
Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо! Занятие закончено.