елена шарнина
НОД «Край наш северный»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Край наш северный».
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: обогащение представлений детей о северном крае.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомство с особенностями родного края
-Уточнить и расширить знания детей о жизни и быте коренных народов севера – ханты;
- Обобщить и систематизировать знания детей о хвойных и лиственных деревьях; продолжать учить различать и называть (классифицировать) животных и птиц; учить детей устанавливать связь между жизнью животных и людей.
Развивающие:
Публикация «НОД „Край наш северный“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- Развивать эмоциональную сферу детей: память, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь. Учить элементарным мыслительным операциям.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям людей разных национальностей, нравственно – патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего края и страны;
Словарная работа: Чум, ханты, Ханты - Мансийский Автономный Округ, Югра, птицы: дятел, тетерев, куропатка, глухарь, ягоды: черника, клюква, брусника, голубика, морошка, деревья: ель, сосна, лиственница, кедр, береза, рябина, животные: бурый медведь, заяц, белка, олень, лиса
Предшествующая работа: рассматривание альбома «Животные Африки», «Животные севера», беседа о родном крае, о коренных народов Севера, их быте, дидактическая игра «Птицы нашего края», загадки о лесных ягодах.
Методы и приемы:
1. Наглядные: демонстрация видеозаписи, слайдов с изображением птиц.
2. Словесные: Рассказ педагога, беседа, загадка. Закличка.
3. Практические: дидактические игры: «Детки с какой ветки», «Северная ягода», «Узнай птицу по силуэту», «Животные севера».
Ход НОД:
Орг момент.
1. Игра «Колокольчик»
Динь – динь – динь
Колокольчик поскорей!
Динь – динь – динь
Созывай моих друзей.
Динь – динь – динь
Становитесь, детки, в кружок, колокольчик вас играть зовет
Все собрались?
Ну, тогда подбодрись
Не зевай и не ленись.
Ребенок приносит куклу ханта.
-Елена Валерьевна, посмотрите, что мама сшила для нашей группы.
Создание мотивации к занятию.
Воспитатель: Ребята, кого изображает эта игрушка? Вы узнали? (мужчина хант)
Скажите, кто такие ханты? (коренные народы севера)
В: Ребята, а мы с вами, где живем? (на севере)
Как называется край, в котором мы живем? (Ханты – Мансийский Автономный Округ, город Когалым)
Воспитатель: Правильно. Но наш край можно назвать по - другому: Югра, или ласково и нежно - Югория.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, где живет народ ханты?
В: Верно, ханты живут в лесу, их даже называют лесные жители.
В: Наш край холодный и суровый, но он очень богатый: щедрыми лесами: с грибами, ягодами, кедровыми шишками; зверями; птицами.
В: Где мы можем больше узнать о природе и людях Севера? (мама расскажет, по телевизору, в книге прочитать, по интернету узнать, пойти в лес, отправится в путешествие).
- Мне очень понравилась идея Полины, отправиться в путешествие на поиски новых знаний.
В: А чтобы нам отличаться от других путешественников, у нас будут эмблемы, с изображением северного оленя и ханта, символов нашего края. Вот они. (Показываю) Давайте их наденем.
Дети надевают эмблемы.
Воспитатель: Как вы думаете, на чем мы отправимся в путешествие?
Послушайте загадку?
Для колес, копыт и ног много сделано дорог,
Ну, а если снег и сопки, перевалы на пути?
Там всегда в метель и стужу,
Без дорог и ночь и день,
Человеку честно служит быстрый, северный… (олень)
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый северный олень поможет нам добраться до тайги. Сейчас мы его запряжем в оленью упряжку и отправимся в путешествие. Дети занимайте места в оленьей упряжке, отправляемся в путь (звучит музыка и песня «Лесной олень»)
Основная часть.
В: Вот мы и приехали.
В: Ребята, просмотрите, как много здесь деревьев. Мы с вами находимся в тайге.
В: Скажите, что такое тайга? (Тайга – это густой лес, где растут лиственные и хвойные деревья)
(Хвойные и лиственные)
В: Какие деревья называют хвойными?
(Это деревья, на которых растут иголки - хвоинки).
В: Назовите хвойные деревья.
(Ель, сосна, кедр, лиственница).
В: А какие лиственные деревья вы знаете?
(Береза, осина, рябина).
Дидактическая игра «Детки, с какой ветки?»
В: Посмотрите, сколько веточек ветром наломало. Давайте найдем каждой ветке свое дерево.
На столах у каждого карточки с изображение деревьев и веток, дети раскладывают напротив каждого дерева ветку.
В: Покажите мне ветку ели, сосны, березы, кедра, лиственницы. (дети показывают)
Молодцы. Нашли каждому деревцу свою веточку.
В: Ой, вы слышите чьи-то голоса ребята, кто это? Давайте присядем и посмотрим.
Видеосюжет: ханты строят чум. Давайте присядем и посмотрим, кто это и что они делают.
Задаю вопросы после просмотра.
В: ребята, вы узнали, кто это?
Д: Это ханты, жители нашего края.
В: Расскажите, что они делают? (делают себе дом – чум)
В: С чего начинают строить чум? (застилают землю деревянными досками, в центре ставят печку. Берут длинные деревянные шесты, устанавливают в виде треугольника и покрывают оленьими шкурами. Вверху оставляют отверстие для трубы печки.)
В: На чем ханты перевозят деревянные доски, шкуры оленей? (на оленях).
В: Ребята, мы с вами узнали как строят чум, что используют при строительстве чума.
В: Отправляемся дальше, не будем мешать хантам строить дом.
В: Чем занимаются ханты? (Ханты занимаются рыболовством, охотой, собирают ягоды, разводят оленей.)
В: Давайте узнаем какие же ягоды можно встретить в тайге. (Клюква, брусника, черника, голубика, морошка) Все эти ягоды богаты витаминами, которые укрепляют организм и помогают ему бороться с простудой.
Дидактическая игра: «Северная ягода»
В: Ребята, выберете только те ягоды, которые растут в наших лесах.
На столах у каждого изображение лукошка и картинки ягод (клюква, брусника, черника, голубика, морошка, клубника, вишня)
Дети «собирают» только лесные ягоды (отбирают иллюстрации) только с лесными ягодами.
В: Ребята, почему вы не взяли клубнику, вишню? (Клубника, вишня не растут в нашем лесу, они растут в саду).
В: Теперь мы с вами знаем какие ягоды растут в нашем лесу.
Воспитатель: Мы говорили, что зима в нашем краю холодная, студеная, дуют ветра. Мне кажется, что вы уже начинаете замерзать. Давайте с вами поиграем, сделаем зарядку, может и согреемся.
Физминутка (выполняется в кругу)
Ноги устали не знают, ловко по тайге шагают.
(ходьба на месте с высоким подниманием колен)
Чтоб в тайге не заблудиться, нужно вместе потрудиться,
А уставшая спина, это просто ерунда.
(повороты туловища влево и вправо)
Срок пришёл, займись костром, подружись-ка с топором.
Порубить дрова решили 1, 2, 3, 4 (наклоны вниз и вверх)
Чтобы жар костру задать, всем руками помахать. Ручки вверх и ручки вниз, ну-ка, ну-ка, не ленись.
Наш костер во всю дымится, дыма облако клубится. Вот и гаснет, наконец.
И зарядочке конец!
В: Слышите, кто это так красиво поет в лесу? (Птицы.)
В: Очень много птиц живет в наших лесах, не все улетают на юг, многие остаются зимовать, каких вы знаете зимующих птиц?
Д: ворона, дятел, тетерев, куропатка, глухарь).
Дидактическая игра “Узнай птицу по силуэту”.
В: Я буду показывать вам силуэт птицы, которая живет в тайге, а вы должны назвать, силуэт какой птицы изображен (глухарь, дятел, куропатка, тетерев).
Показываю слайды, дети называют птиц, после того как дети угадают и назовут птицу, показываю картинку с изображением названной птицы.
В: Молодцы! Узнали, по силуэту птиц живущих зимой в нашем лесу.
В: Смотрите! Что это?
Д: Здесь какие-то следы. (На полу лежат изображения следов оленя и других животных).
В: И кто это мог их здесь оставить? ( Предположение детей: называют животных)
Воспитатель: Посмотрите, как много животных на поляне. Ребята, животные не могут определиться, кто, где живет, давайте им поможем.
Дидактическая игра: «Животные Севера»
Цель: закреплять знания о животных, живущих в тайге.
В: Ребята, посмотрите на ваши эмблемы и разделитесь на 2 группы, в зависимости от рисунка на эмблеме.
(Дети делятся на группу, по признаку что изображено на эмблеме).
В: 1 группа выбирает животных, которые обитают в северных лесах, 2 группа – животных, которые не живут в наших лесах.
Выполняют задание.
Воспитатель подходит к первой группе.
В: Ребята, каких животных вы выбрали? (Бурого медведя, оленя, зайца, лису, белку, росомаху. Эти животные живут в наших лесах, в тайге).
Подхожу ко 2 группе.
В: Каких животных вы выбрали? (Слона, льва, зебру, жирафа)
В: Ребята, а где встречаются эти животные? (Эти животные живут в Африке)
В: Почему они не могут жить в наших сибирских лесах? (Им нечем питаться, они замерзнут)
Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли лесным жителям определить, свое место жительства.
Итог:
В: Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад, запрягаем оленей в упряжку, устраиваемся по удобней. Пора в путь!
Дети в кругу.
В: Вам понравилась наше путешествие? Что мы узнали? (какие животные живут в тайге, какие деревья растут, ягоды, какие птицы живут в нашем лесу)
В: Что было для вас трудным в нашем путешествии?
- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?
(Дети высказывают свои предложения)