Екатерина Валерьевна Грачева
Конспект НОД «Кислотность» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Вишенка»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
ТЕМА: «КИСЛОТНОСТЬ»
(использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия»)
для детей подготовительной группы
Подготовила :
Екатерина Валерьевна Грачева,
воспитатель МАДОУ Детский сад № 7 «Вишенка»
Соликамск, 2016г
Темочки:
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умениясамостоятельно проводить лабораторные опыты и исследования
Программныезадачи:
Образовательные:
- познакомить с понятием «кислота», «кислотность»;
- закреплять знания детей об органах чувств;
- расширять кругозор детей, формировать целостное представление об окружающем мире
Развивающие:
- развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности;
- совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия;
- расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Интеграция образовательных областей:
• ОО «Познавательное развитие» – познакомить детей с понятием «кислотность».
• ОО «Художественно-эстетическое развитие» – оформить тетрадь наблюдений.
• ОО «Социально-коммуникативное развитие» – формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
• ОО «Физическое развитие» – накопление и обогащение двигательного опыта через выполнение танцевальных движений.
• ОО «Речевое развитие» –обогащать активный и пассивный словарь.
Оборудование: магнитофон, фонограмма детской песни «И два фиксика внутри», ноутбук, интерактивная доска Smart-board, запись разговора Нолика (через программу киностудия WindowsLive, электронные пазлы (лимон, яблоко, апельсин, нарезанные кусочки фруктов, шпажки, блюдце,иллюстрация языка, индивидуальные зеркала по количеству детей,лоток с набором для эксперимента «Кислотность»в цифровой лаборатории «Наураша», влажные салфетки, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов;апельсины, кока-кола, пищевая сода, сухая тряпочка (протирать датчик кислотности, тетрадь наблюдений, цифры, наклейки с яблочным соком, апельсиновым, лимонным, водой, кока-колой, стакан с 10-ю ложками сахара, минеральная вода, фотоаппарат.
Предварительная работа: рассказать детям, кто такие учёные, и чем они занимаются, познакомить детей с Наурашей и его лабораторией.
Словарная работа: кислота, кислотность, вкусовые сосочки, мышца, кончик языка, боковые стороны языка, корень языка, шкала измерений, сода, среда (кислая, щелочная, нейтральная).
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть
1. Приветствие, эмоциональный настрой на деятельность
-Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг! Скажите вы любите танцевать (да). Я предлагаю Вам потанцевать под весёлую музыку (звучит музыка «И два фиксика внутри», взрослый танцует вместе с детьми).
2. Мотивация
-Ребята, кто это? (Нолик)
(воспитатель обращает внимание на смарт-доску, там появляется картинка с Ноликом, который плачет, воспитатель начинает беседовать с Ноликом)
- Нолик, почему ты плачешь? (у меня очень сильно болит живот)
- Может быть, ты съел что-нибудь? (я ничего не ел, только пил)
-А что ты пил? (я выпил очень много кока-колы, почему у меня так болит живот, помогите мне разобраться).
3. Проблемная ситуация
-Ребята, как вы думаете, почему у Нолика заболел живот (дети высказывают свои предположения)
-Мы проверим все ваши гипотезы, а поможет нам в этом – маленький учёный Наураша. У него есть своя лаборатория, и он очень любит проводить в ней опыты.
Ребята, а вы хотите стать учёными и помочь Нолику разобраться, почему у него заболел живот. Все свои выводы мы будем отмечать в тетради наблюдений, а потом подарим ее Нолику, чтобы он знал, что можно есть, а что нельзя.
Основная часть
1. Проектирование решений проблемной ситуации
- Но прежде, чем приступить к исследованиям, нам нужно отгадать загадку и собрать к ней отгадку (на смарт-доске появляется первый пазл-лимон). Сейчас к доске подойдут два человека и соберут электронный пазл (пока дети собирают, воспитатель читает загадку) :
-Фрукт известен всем вокруг
Апельсину лучший друг
Он душистый, но очень кислый (лимон)
- Молодцы, а теперь следующие два человека соберут другую картинку (дети собирают, а воспитатель читает загадку) :
Загляни в осенний сад
Чудо - Мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок (яблоко)
-Молодцы, а теперь следующие два человека подойдут к доске и соберут следующую картинку:
Воранжевой кожуре,
Зреет на ветке,
Любят его взрослые
И маленькие детки.
-Ребята, скажите, а как эти фрукты помогут в наших опытах? (дети выдвигают гипотезы)
- А вот сейчас мы проверим, кто из вас был прав? (воспитатель достаёт разрезанные на кусочки фрукты по числу детей, дети пробуют лимон, яблоко и апельсин)
-Скажите, какой из этих фруктов самый кислый? (лимон)
-Ребята, а с помощью какого органа мы чувствуем вкус пищи? (языка)
-Какие вкусы может распознавать язык? (кислый, сладкий, горький, солёный)
-Посмотрите, Наураша прислал нам картинку, что на ней изображено? (язык)
-Возьмите зеркала, рассмотрите свой язык, что вы можете рассказать про этот орган? (язык расположен в ротовой полости. Язык это мышца. На языке есть вкусовые сосочки, с их помощью мы чувствуем вкус).
- Кончик языка – чувствует сладкое и солёное (на картинку на кончик языка приклеиваем наклейку соли и сахара)
Боковые стороны языка – чувствует кислое (приклеиваем по бокам наклейку -лимон)
Корень языка - чувствует горькое (на корень языка приклеиваем наклейку- жгучий красный перец)
-Язык помогает пережёвывать пищу, а также является органом речи (заполняется первая страница тетради - помещается картинка языка с наклейками)
2. Физминутка
- Предлагаю немного отдохнуть и потанцевать (вновь звучит музыка «И два фиксика внутри» воспитатель выполняет танцевальные движения вместе с детьми)
3. Выполнение действий, опытническая деятельность.
- Ребята, вот и пришло время для наших опытов, но для начала ответьте на такой вопрос, что такое кислота? Кислотность (дети выдвигают свои предположения)
-А ответить на эти вопросы мы сможем при помощи лаборатории Наураши. В фруктах и овощах есть вещества, которые называются кислотами, вкус у фруктов разный, потому что в них содержится разное количество кислот, одни фрукты кислые, другие сладкие и сейчас мы попытаемся проверить кислотность разных фруктов, кока-колы и воды (воспитатель показывает фрукты, кока-колу и воду)
-Подойдите к столу, посмотрите сколько оборудования нам нужно для этого эксперимента. Для измерения кислотности существует шкала измерения (воспитатель показывает детям шкалу). На шкале есть цифры от 1 до 14, чем ниже значение, тем выше показатель кислотности, т. е. содержится много кислоты. Цифра 7-это середина шкалы и означает она нейтральное значение, т. е. кислоты в этом продукте нет.
- Ребята, как вы думаете это какой сок? (воспитатель показывает апельсиновый сок)
- Рита, налей в стакан апельсиновый сок. В какой стакан нальёшь? (с оранжевой наклейкой)
-Почему (Она такого же цвета, что и сок)
-Возьми датчик и опусти его в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность апельсинового сока (дети измеряют кислотность)
-Давайте, отметим кислотность апельсинового сока в тетради наблюдений (помещается картинка апельсинового сока и цифра). Датчик протираем сухой тряпкой, он пригодится нам для следующего измерения.
-Матвей, как ты думаешь, какой это сок (воспитатель показывает яблочный сок, если ребёнок затрудняется можно дать попробовать сок)
-В какой стакан нальёшь (с зелёной наклейкой)
-Почему (она такого же цвета, что и сок)
- Возьми датчик и опусти его в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность яблочного сока (дети измеряют кислотность)
-Давайте, отметим кислотность яблочного сока в тетради наблюдений (помещается картинка яблочного сока и цифра). Датчик протираем сухой тряпкой, он пригодится нам для следующего измерения.
-Ульяна, как ты думаешь, какой это сок? (воспитатель показывает лимонный сок)
- В какой стакан нальёшь (с желтой наклейкой, потому что она такого же цвета, что и сок)
- Возьми датчик и опусти его в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность лимонного сока (дети измеряют кислотность)
- Давайте, отметим кислотность лимонного сока в тетради наблюдений (помещается картинка лимонного сока и цифра). Датчик протираем сухой тряпкой, он пригодится нам для следующего измерения.
-Давайте, отметим, какой сок самый кислый, согласно нашим измерениям. Правильно самый кислый сок лимонный, чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7. Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, которая в умеренных количествах необходима нашему организму. Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота, если её в желудке много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.
- Ребята, а что это за вещество, прозрачное (воспитатель показывает воду)
-Василиса, в какой стакан нальёшь воду? (с белой наклейкой)
- Возьми датчик и опусти его в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность воды (дети измеряют кислотность)
-Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде, значит в воде нет кислоты.
Давайте, отметим кислотность воды в тетради наблюдений (помещается картинка воды и цифра)
- Тимоша, а что это за вещество (воспитатель показывает кока-колу). В какой стакан нальёшь? (с коричневой наклейкой)
-Возьми датчик и опусти его в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность кока-колы (дети измеряют кислотность)
-Давайте, запишем результат измерений в тетрадь (помещается картинка кока-колы и цифра). Ребята, почему в кока-коле так много кислоты, ведь она не кислая на вкус, а сладкая? В кока-коле много кислоты, но её незаметно, потому что в ней очень много сахара, в одном стакане 10 чайных ложек сахара (воспитатель показывает в стакане сахар, сахар очень вреден для здоровья, и кока-кола становится сладкой, а если сахар не положить, то кока-кола будет кислой. Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков и большое количество вредно для здоровья человека, особенно детей, т. к. они содержат много кислоты.
-Ребята, так почему у Нолика заболел живот? (он выпил много кока-колы, а в ней много кислоты, поэтому у него и заболел живот)
- А что бы вы посоветовали ему пить (воду и сок)
- Ребята, а много сока можно пить? (нет в умеренных количествах, потому что сок тоже имеет кислоту)
- Проведём с вами последнее измерение, в воду насыпаем соду, размешиваем (делает ребёнок) и измеряем кислотность при добавлении соды показатель воды стал выше 7, такая среда называется ЩЕЛОЧНОЙ. Минеральная вода Ессентуки, Боржоми, имеют щелочную среду, и полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Это такие заболевания, когда болит живот.
Заключительная часть
1. Анализ результатов деятельности
- И если наш Нолик будет и дальше пить кока-колу, то живот у него будет болеть постоянно, и он будет всегда грустный. Давайте наклеим в тетрадь в этот столбик, что можно, без вреда для здоровья, а в этот, что нельзя. Зачеркните кока-колу красным фломастером, пусть он видит, что кока-кола опасна для здоровья.
-Давайте, посмотрим у нас для Нолика готова тетрадь с нашими измерениями и советами, я думаю он будет ей пользоваться и заботится о своём здоровье, отправим ему эту тетрадь по электронной почте, а для это сфотографируем ёё (дети берут фотоаппарат и фотографируют тетрадь наблюдений)
-Теперь мы можем отправить тетрадь по электронной почте, а эту тетрадь оставим себе, и когда будем видеть результаты измерений, не захотим пить кока-колу, чтобы не наносить вреда здоровью.
2. Рефлексия
-Ребята, что нового узнали?
- Что такое кислотность (содержание кислоты в продуктах)
- Пригодятся ли вам полученные знания? Зачем?
- Что было интересно?
- Что было трудно?