Прохоренко Людмила
НОД «Каша — матушка наша»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Каша-матушка наша»
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе
Задачи:
1. Формировать представление о полезных свойствах круп. Подвести
детей к пониманию пользы каши, а так же с алгоритмом приготовления каши.
Учить понимать смысл пословицы и умение объяснять другим.
Совершенствовать диалогическою и монологическую речь. Закрепить умение
различать крупу на ощупь, называть разные виды каш.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Прививать любовь к Отечеству, Российской армии.
Предварительная работа. Беседа «Как бабушки и мамы варят кашу».
Публикация «НОД „Каша — матушка наша“» размещена в разделах
Разучивание пословиц и поговорок о каше. Экскурсия на кухню детского сада.
Рассматривание растений в гербарии – просо, овес, гречиха. Чтение
художественной литературы по данной теме. Совместная работа воспитателей
и родителей по теме «Мая любимая каша».
Оборудование. Мешочки с разными видами круп: листы с
изображением каш, клей, кисточки для клея, салфетки и разложенные на
тарелочках ягоды,дольки фруктов, орешки.
Интеграция ОО. Чтение художественной литературы, познание,
коммуникация, социализация, физкультура, музыка, здоровье, труд.
Планируемый результат. Уметь поддержать беседу о полезных
свойствах круп, понимать пользу каши, алгоритм приготовления каши.
Понимать смысл пословиц и умение объяснять другим. Совершенствует
диалогическую и монологическую речь. Умение различать крупу на ощупь.
Называть разные виды каш. Интересуется детской изо (аппликацией).
Выражает положительные эмоции при прослушивании стихов о России,
беседе о Российской армии.
Воспитатель читает стих С. Васильева «Родина».
- Какое знакомое вам слово повторяется дважды?
Дети. Россия
Воспитатель. Что означает это слово?
Дети. Наша Родина, Отчизна, страна, где мы живем.
Воспитатель. Во все времена люди беззаветно любили свою Родину и
самоотверженно защищали ее. Перечислите воинов, которых по праву можно
назвать защитниками Отечества.
Дети. Пехотинцы, танкисты, летчики, артиллеристы, моряки
(картинки)
Воспитатель. Наши воины-герои, они всегда были храбрыми, смелыми
умными и помнили: «Солдатом быть-Родине служить!». Сегодня мы поведаем
3
рассказ о солдатской каше, которая помогла нашим воинам выстоять и
разгромить врага. Оказывается, на Руси каша известна с глубокой древности.
- А знаете ли вы что такое каша?
Дети. Каша – это кушанье из сваренной на воде или молоке крупе.
Воспитатель. Почему солдат на войне кормили кашей?
Дети. Потому что ее быстрее и легче приготовить и доставить в разные
места нахождения солдат.
Воспитатель. А еще почему солдат кормили кашей?
Дети. Потому, что каши – важный источник растительных белков и
углеводов. В них содержатся много минеральных веществ и витаминов.
Поэтому каши, приготовленные из круп, применялись во времена войны для
питания солдат. Также они полезны для детей и пожилых людей.
Воспитатель. А вы знаете, какая каша называется солдатской? Почему?
Дети. Перловая, пшенная.
Воспитатель. Из чего варят кашу?
Дети. Из круп.
Воспитатель. Какие еще крупы вы знаете?
Дети. Манная, геркулесовая, гречневая, рисовая, кукурузная.
Давайте встанем в кружок и поиграем в игру с мячом «Скажи какая
каша?». Воспитатель берет мяч по очереди детям и спрашивает:
Каша из гороха какая – гороховая;
Из гречки – гречневая;
Из пшена – пшенная;
Из геркулеса – геркулесовая;
Из риса – рисовая;
Из манки – манная;
Из перловки – перловая;
Из овсянки – овсяная;
Из ячки – ячневая.
А теперь хочу проверить, есть ли у нас знатоки, которые на ощупь
смогут определить виды круп. Попробуйте отгадать, какая крупа находится в
этих мешочках.
Д/и «Узнай крупу на ощупь».
- А какие продукты нам нужны, чтобы сварить кашу (молоко, соль,
сахар, крупа, сливочное масло)
- А как мы будем варить кашу? ( по алгоритму: воспитатель открывает по
очереди операции)
Работа с таблицами.
Давайте вспомним
Молоко Соль Сахар Крупа Масло
4
Воспитатель. Давайте покажем нашим гостям, как нужно правильно
варить кашу. Игра «Варим кашу». Дети стоят в кругу – это «горшок» для
каши.
Все. Раз, два, три – кашу нашу, Горшочек вари!Дети двигаются по кругу.
Далее они выходят в центр круга и выполняют движения по тексту.
Мы внимательными будим, ничего не позабудем (наливаем молоко).Мы
внимательными будим, ничего не позабудем (сыплем соль).
Мы внимательными будим, ничего не позабудем (сыплем сахар).
Мы внимательными будим, ничего не позабудем (насыпаем крупу).Дети
идут по кругу.
Мы внимательными были, ничего не позабыли, все продукты отметили
,каша вариться : «пых-пых!»- для друзей и для родных. А себя мы позабавим:
попрыгаем,поприседаем.
Дети выполняют движения по тексту.
А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом! И попробуем-ка
нашу вместе сваренную кашу!
Воспитатель. Молодцы! А не пора ли веселыми частушками повеличать
кашу? Частушки о каше в исполнении детей. Дети рассказывают:
Воспитатель. Какие вы знаете еще пословицы? Как вы их понимаете?
Дети. «Щи да каша – пища наша»
«Кашка то густа,да чашка пуста»
«Где каша,там и место наше»
«Хороша каша,да мала чашка»
«Если про кашу не забудешь, здоровым будешь»
«Разговорами кашу не сваришь»
Воспитатель. Вспомните худ. произведения, в которых говориться о
каше.
Дети. «Каша из топора», «Лиса и журавль», «Горшочек каши» сказка
братьев Гримм, «Мишкина каша» рассказ Носова, «Крупеничка» автор
Телешов.
Воспитатель. - А что еще можно добавить в кашу, чтобы она стала еще
вкуснее? (фрукты,орехи, ягоды). Всем ребятам предлагаются на выбор листы
с изображением каш: рисовой, гречневой, геркулесовой, манной, пшенной.
Дети берут листы и садятся за столы, где приготовлены клей, кисточки для
клея, салфетки и разложенные на тарелочках ягодки, дольки фруктов и
орешки.
- Сделайте вашу любимую кашу вкуснее. (Дети наклеивают заранее
приготовленные ягоды, фрукты и орешки. Во время работы воспитатель
активизирует речь детей : «Саша, а ты чем сделаешь кашу вкуснее? – Я
положу киви. – А киви – это что? – Фрукты» и т. п.)
- Покажите всем,какая у вас получилась вкусная каша?Так чем же
полезна каша? Почему ее надо есть всем?
- Я думаю, что после этого занятия все ребята будут есть кашу, чтобы
быть сильными, здоровыми, красивыми и быстрее вырасти.