Светлана Коркина
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно – экспериментальная деятельность в старшей группе «Извержение вулкана»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: создание условий для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Задачи:
Обучающие: формировать у детей представлений об окружающем мире, явлениях неживой природы (извержение вулкана).
Развивающие: развивать у детей воображение, мышление; умение обобщать и устанавливать причинно – следственные связи в процессе экспериментирования.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира, учить соблюдать правила безопасности в процессе экспериментирования.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»;
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о вулканах, энциклопедии.
Словарная работа: вулкан, извержение, пемза, лава.
Методические приемы: словесный - вопросы к детям, беседа, практический - исследование предмета, опыты и экспериментирование.
Материалы: кусочки пемзы, камни, емкости с водой, смесь (пищевая сода, сок красной свеклы, жидкость для мытья посуды, лимонная кислота, макет вулкана на каждого ребенка, деревянная лопаточка, влажные салфетки.
Средства ТСО: ноутбук, магнитофон.
Ход занятия:
Вводная часть.
Дети входят в группу и обращают внимание на камни, лежащие на столе. Воспитатель обращает внимание на камни, лежащие на столе.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это?
(Ответы детей)
Воспитатель: (Предлагаю детям рассмотреть камни (пемзу)
- Какие камни на ощупь?
- Что вы видите на этих камнях?
- Как вы думаете, откуда появились эти «дырочки»?
- Какие камни – легкие или тяжелые?
- Какого они цвета?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята это необычные камни. Я открою вам секрет. Эти камни появились после извержения вулкана. И называются они пемза. Я тоже кое-что знаю о вулканах, мне хочется с вами поделиться информацией, но для этого нам нужно обратить внимание на экран.
(Дети переходят и рассаживаются на стульчики вокруг проектора)
2. Основная часть.
Показ презентации о вулканах
(Слайд №1)
Мы, ребята живем с вами на планете Земля. На космическом корабле можно попасть в космос, оттуда хорошо видно нашу планету. Она очень большая и похожа на шар.
(Слайд № 2)
Глубоко внутри нашей планеты, земля очень горячая, похожая на кашу.
(Слайд № 3)
На нашей Земле есть вода (моря, реки, океаны) и суша, (земля – равнины, пустыни, горы). Так же на Земле есть вулканы.
(Слайд № 4)
Вулканы бывают действующие, потухшие и спящие. Извергающие вулканы бывают как на суше, так и под водой.
Спящие вулканы опасны, потому что они в любой момент могут начать извергаться.
(Слайд № 5)
Ребята, а вот так выглядит вулкан внутри.
Магма поднимается по жерлу вулкана, в кратер вместе с пеплом и дымом.
(Слайд № 6)
Лава течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана.
(Слайд № 7)
Кусочки застывшей лавы - пемза. Посмотрите, какая она интересная. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
(Слайд № 8)
Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава, выливаясь из горы, может разрушить города, где живут люди, устроить пожары.
По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел.
Физкультминутка.
Вулканы начали играть
Из жерла лаву выпускать
(Присесть, постепенный подъем на носочках, руки поднять вверх, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид
(Руки на поясе, поднимаем наверх с одновременным сжиманием и расжиманием пальцев рук в кулак – 2 раза)
Но вот он начал уставать
Огонь в нем начал угасать
(медленное опускание рук и одновременное приседание в низ)
Последний раз огнем дыхнул
(Сидя в присяде, долгий сильный выдох)
И на десятки лет уснул
(Складывают руки под щеку «засыпают», спят)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно ли дома соорудить вулкан и попробовать его разбудить?
(ответы детей)
Воспитатель: Но, прежде чем вы пойдем в нашу лабораторию мы вспомним правила безопасности. В лаборатории нельзя шуметь, нельзя брать в рот препараты. Работать только в перчатках и если нужно в защитных масках. Все опыты проводят в специальной одежде. Надо помнить о мерах безопасности. Нам тоже нужно надеть специальную одежду.
(Дети и воспитатель надевают спецодежду) и проходят в лабораторию.
(Опыт№1). С пемзой (сравнивание пемзы с обычными камнями)
Воспитатель: Что вы видите, ребята, на столах?
(ответы детей)
Воспитатель: пемза, какая? А камни?
камни – какие (гладкие, а пемза?
(ответы детей)
Воспитатель: что есть у пемзы, и нет у обычных камней?
(ответы детей)
Воспитатель: что легче, а что тяжелее?
(ответы детей)
Воспитатель: Как это можно определить?
(ответы детей)
Воспитатель: а еще можно провести опыт с камнями и пемзой.
(емкости с водой на каждого ребенка, камни и пемза – каждому ребенку)
(делают опыт).
Воспитатель: Какое открытие мы сделали?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, пемза - не тонет, она легкая, потому что в дырочках есть воздух. Ребята, а как вы думаете, почему пемза плавает, не тонет?
(ответы детей)
Опыт № 2. «Подводный вулкан».
Воспитатель: Какие бывают вулканы?
(ответы детей)
Воспитатель: Мы тоже можем с вами устроить извержение подводного вулкана. Посмотрите, пожалуйста, на схему, что нам для этого опыта понадобиться?
(ответы детей)
(Дети вместе с воспитателем проводят опыт)
Воспитатель: ну что ребята, разбудили мы подводный вулкан?
(ответы детей)
Воспитатель: А вы когда-нибудь слышали, шум извергающегося вулкана?
(ответы детей)
Воспитатель: У меня есть запись шума извергающегося вулкана, вы согласны ее прослушать?
(ответы детей)
Слушают звук извержения вулкана.
Воспитатель: Что вы испытали, когда услышали этот звук? А как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой?
Опыт № 3 «Извержение вулкана»
Воспитатель: Перед нами макеты вулканов.
Как вы думаете, какие у нас сейчас вулканы?
(ответы детей)
Воспитатель: А можем мы с вами разбудить вулканы?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, может попробуем разбудить вулкан? Как вы думаете, у нас получится?
(ответы детей)
Дети подходят к макетам вулканов.
Воспитатель: Посмотрите сколько всего у нас здесь.
( Рассматривают: соду, средство для мытья посуды, гуашь, вода, кислота – обсуждают, что для чего нужно в быту).
Воспитатель: Обращаю внимание на схему проведения данного опыта.
(вместе с детьми провожу поэтапно опыт, с опорой на схему).
Воспитатель: Получилось у нас разбудить вулкан?
(ответы детей)
Воспитатель: я помогу вам разбудить ваши вулканы.
(вливаю лимонную кислоту в вулканы детей поочередно)
Воспитатель: Что происходит?
(ответы детей)
Воспитатель: Вот и наш вулкан проснулся!
Воспитатель: Ребята, какой сначала у нас был вулкан? Что мы сделали?
(ответы детей)
Воспитатель: Что у нас получилось? Разбудили мы вулкан?
(ответы детей)
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вам удалось разбудить вулкан? Что такое вулкан?
(ответы детей)
Воспитатель: Какие бывают вулканы?
(ответы детей)
Воспитатель: С чего начинается извержение вулкана?
(ответы детей)
Воспитатель: Что происходит дальше?
(ответы детей)
Воспитатель: Что остаётся после извержения вулкана?
(ответы детей)
Воспитатель: Что такое лава?
(ответы детей)
Воспитатель: Что такое пемза?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы были внимательными, хорошо работали. Ребята, у меня для вас есть небольшие подарки. Это кусочки застывшей лавы (пемза). Я хочу их вам подарить на память. (Раздаю детям подарки в целлофановых пакетиках с застежкой).