Валентина Богатикова
НОД «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 87 Детский сад «Улыбка». г. Улан-Удэ
НОД «Хлеб – всему голова!»
Воспитатель: Богатикова В. А.
Цель: формировать знания о самом главном продукте людей - хлебе
Задачи:
Формировать у детей знания о производстве хлеба;
Расширять знания детей о профессиях хлеборобов, прививая уважение к труду взрослых;
Обогащать словарный запас, развивать память, мышление, выразительность речи;
Вызывать желание экспериментировать, делать выводы;
Вызывать интерес к художественно-изобразительной деятельности;
Публикация «НОД „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы: «Колосок», «Вершки-корешки», «Теплый хлеб», «Хлебный голос».
• Беседа «Как хлеб на стол пришел».
• Рассматривание иллюстраций.
• Заучивание пословиц, поговорок.
• Рассматривание колосьев ржи, пшеницы, овса.
Ход
Воспитатель:
Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. Чтобы узнать куда, нужно отгадать загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Мы сегодня отправимся в гости к хлеборобам. Кого называют хлеборобами? (ответы детей)
Да, люди этих профессий выращивают хлеб. Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети:
Его покупают в магазине.
Воспитатель:
А, хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Дети:
Пекут из муки.
Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?
Дети:
Из зёрен.
Воспитатель: Зерна бывают разные и из них делают муку- это пшеница, рожь, овес, кукуруза, рис, гречиха.
Давайте поиграем в игру «Что из чего?»
Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его?
Дети:
Тракторист.
Воспитатель:
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка
«Трактора»
Тара – тара – та – ра – ра
Выезжают трактора
(шагают на месте топающим шагом)
Будем землю пахать,
(имитируют работу плуга)
Будем рожь засевать,
(делают рзбрасывающие движения руками как будто сеют)
Будем рожь молотить,
(руки кулачках вращаем перед грудью)
Малых деток кормить
(имитируют качание младенца)
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель: Мельницы бывают разные ветряные, водные и электрические.
А вы знаете, как они работают? Расскажите, пожалуйста (ответы детей).
Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, в пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты можно назвать одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.
Воспитатель:
Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
«Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель:
Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети:
Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относиться к хлебу?
Дети:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, лучше остатки собрать и покормить птиц.
Воспитатель:
Ну вот и подошло наше путешествие к концу, теперь вы знаете, какой путь проделал хлеб, прежде, чем попал к нам на стол.
Ребята, сейчас можно отдохнуть и рассмотреть зерна пшеницы через лупу. (дети рассматривают).
Предложить определить, насколько твердая пшеница.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, можем мы с вами получить из зернышек муку? (ответы детей). Можно попробовать растереть на металлической тарелочке железным молотком. (дети проводят эксперименты). Получают небольшое количество муки.
Воспитатель: Ребята, вы сами убедились, как сложно получить муку из зерен? (ответы детей).
Я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую, чтобы помочь нашим хлеборобам – давайте нарисуем с вами ветряную мельницу. Рассматривание иллюстраций мельниц. Обсуждение деталей.
Дети приступают к работе. Индивидуальная работа.
Выставка. Рассматривание и обсуждение.